Развитие социальных институтов и социальная политика
Стратегическими целями в сфере социальной защиты до 2020 года являются:
повышение эффективности программ социальной защиты населения, направленных на преодоление бедности и снижение социального неравенства;
повышение эффективности и качества социального обслуживания населения;
содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.
Долгосрочная политика социальной поддержки населения в республике включает следующие приоритетные направления:
обеспечение предоставления гарантированных мер социальной поддержки гражданам, включая обеспечение полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов;
реабилитация и социальная интеграция инвалидов;
повышение эффективности государственной поддержки семьи;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг;
улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов.
формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.
Реализация целей развития системы социальной защиты населения предполагает решение следующих приоритетных задач.
Этап до 2012 года:
совершенствование системы адресной социальной помощи отдельных категорий населения;
оптимизация сети учреждений социального обслуживания населения, повышение доступности предоставляемых социальных услуг;
развитие различных форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому;
повышение эффективности и доступности сети социальных служб, работающих на раннюю профилактику безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия;
совершенствование системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Основные мероприятия, за счет которых будут получены ожидаемые результаты в соответствии с принятыми бюджетными целевыми программами, а также иными мероприятиями, на период до 2012 года:
разработка нормативных документов по стандартизации социального обслуживания и государственных стандартов социального обслуживания, методики расчета стоимости социальных услуг, тарифов на социальные услуги;
создание в центрах (комплексных центрах) социального обслуживания населения отделений по работе с инвалидами трудоспособного возраста; оснащение данных отделений оборудованием для работы с инвалидами трудоспособного возраста;
открытие отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в составе комплексных центров социального обслуживания населения на базе ликвидируемых муниципальных учреждений здравоохранения домов (отделений) сестринского ухода;
развитие надомных социальных услуг, полустационарных отделений для граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми-инвалидами;
расширение спектра услуг социальной помощи семье и детям;
планомерное сокращение стационарных мест в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
укрепление материально-технической базы учреждений по работе с семьей и детьми, оснащение транспортными средствами и реабилитационным оборудованием в рамках реализации федеральных целевых программ;
заключение соглашений с органами местного самоуправления по исполнению переданных государственных полномочий, в том числе в части выделения центрам социального обслуживания населения помещений для работы с инвалидами трудоспособного возраста;
разработка и реализация бюджетных целевых программ социальной поддержки, оказания гражданам государственной социальной помощи;
реализация проекта «Формирование территориально распределенной базы данных, содержащей информацию о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в пределах Республики Карелия, имеющих право на получение социальной помощи в соответствии с действующим законодательством» - как основы автоматизированной системы «Социальная карта Республики Карелия» в рамках Региональной целевой программы «Информатизация Республики Карелия» на 2008-2012 годы.
Этап 2013-2016 годы:
повышение эффективности социальной поддержки наименее социально защищенных категорий населения, в том числе малоимущих граждан, путем усиления адресности бюджетных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи;
совершенствование форм и методов дополнительной социальной поддержки отдельных категорий населения в зависимости от складывающейся социальной ситуации;
формирование единого информационного пространства, обеспечивающего доступность информационных ресурсов, касающихся баз данных получателей мер социальной поддержки, социальной помощи, иных социальных выплат (компенсаций, субсидий) определенному кругу пользователей;
создание единой системы государственных учреждений социального обслуживания населения;
развитие различных форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам: нестационарной, полустационарной, стационарной, срочной;
привлечение негосударственных некоммерческих организаций на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;
содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства);
улучшение и совершенствование материальной базы и кадрового потенциала учреждений социальной защиты республики. Внедрение новых систем материальной мотивации работников учреждений социальной защиты республики.
На втором этапе в 2013 - 2016 годах будут реализовываться следующие мероприятия:
разработка и принятие нормативных правовых актов о дополнительной социальной поддержке отдельных категорий населения;
совершенствование законодательства Республики Карелия, устанавливающего права граждан на различные меры социальной поддержки, виды государственной социальной помощи и социальных гарантий, а также обеспечивающего функционирование и развитие государственных учреждений социального обслуживания населения;
поэтапное снижение очереди на устройство нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания общесоматического и психоневрологического профилей;
внедрение новых форм и технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в первую очередь, в нестационарных и полустационарных условиях;
совершенствование и внедрение новых форм и технологий социального обслуживания семьи и детей;
поэтапное сокращение стационарных мест в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
создание единой базы данных семей различных категорий, нуждающихся в поддержке государства;
проведение периодической аттестации социальных работников;
внедрение современных информационных технологий в направлении развития деятельности учреждений социальной защиты, улучшения качества предоставления социальных услуг;
переход на промышленную эксплуатацию автоматизированной системы «Адресная социальная помощь» в полном объеме (осуществление всех социальных выплат в данной автоматизированной системе);
решение вопросов материального обеспечения учреждений социальной защиты республики, обновление компьютерного и иного специального оборудования. Внедрение специализированного программного обеспечения по всем направлениям работы.
Этап 2017-2020 годы:
совершенствование системы назначения и выплаты государственной социальной помощи, предполагающей поддержку всех малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан до уровня прожиточного минимума;
стандартизация социального обслуживания населения и внедрение системы контроля качества предоставляемых социальных услуг;
обеспечение доступности и предоставления социальных услуг населению в соответствии с потребностями различных категорий граждан;
развитие платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов и формирование сети комфортных пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания;
завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии со стандартами социального обслуживания семей и детей;
завершение формирования системы реабилитации детей-инвалидов, направленных на обеспечение интеграции и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от форм его воспитания;
создание единой государственной системы опеки и попечительства и семейных форм жизнеустройства детей.
В период 2017 - 2020 годов будут реализованы следующие мероприятия:
совершенствование социального законодательства, изменение подходов к социальной индикации малообеспеченности и социальным выплатам, введение основного социального индикатора – «прожиточный минимум»;
проведение мониторинга количества малообеспеченных семей и малообеспеченных одиноко проживающих граждан с целью выяснения причин бедности и оказания социальной поддержки для выхода из бедности;
дальнейшая разработка и реализация бюджетных целевых программ, комплексных мероприятий, направленных на государственную поддержку отдельных категорий граждан, семей, имеющих детей;
предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам полного спектра гарантированных государством социальных услуг в соответствии с Национальными стандартами социального обслуживания населения;
обеспечение доступности и предоставления полного спектра социальных услуг в соответствии с потребностями различных категорий граждан в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;
дальнейшее внедрение современных информационных технологий в направлении развития деятельности учреждений системы социальной защиты, улучшения качества предоставления социальных услуг.
Целевые показатели:
адресность выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям);
удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, - 80% (% от общего числа семей с детьми-инвалидами, нуждающимися в реабилитации);
показатели безнадзорности детей - не более 0,5% от общего количества детей (в 2007 году – 2,5%);
удельный вес семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обслуженных в центрах социальной помощи семье и детям, - 80% от общего количества семей в трудной жизненной ситуации (в 2007 году -50%);
отсутствие очередности на надомное социальное обслуживание.
- СтратегИя социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года
- Петрозаводск, 2010 Оглавление
- II. Социально-экономическая ситуация Карелии и оценка конкурентоспособности республики
- III. Определение потенциально возможного уровня развития экономики республики
- IV. Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия
- V. Приоритеты развития республики, обеспечивающие ее конкурентоспособность
- 1. Развитие человеческого потенциала
- 2. Инфраструктурное развитие территории с учетом ее приграничного характера
- Возможности обеспечения объектов коммунальной энергетики муниципальных районов топливным торфом от годовой потребности
- 3. Инновации и модернизация общества, инвестиционная политика
- Развитие предпринимательства
- VI. Реализация приоритетов и важнейшие проекты
- Повышение конкурентоспособности социальной сферы Республики Карелия
- 23 Система национальных и сопряженных с ними проектов, направленных на развитие человеческого капитала и гражданского общества в Карелии Развитие здравоохранения
- Развитие образования
- Развитие культуры и государственно–конфессиональных отношений
- Развитие физической культуры и спорта
- Развитие рынка труда
- Повышение доступности жилья
- Развитие социальных институтов и социальная политика
- Молодежная политика
- Экологическая безопасность экономики и экология человека
- Повышение конкурентоспособности экономики Республики Карелия
- Лесопромышленный комплекс (лпк)
- Горнопромышленный комплекс (гпк)
- Машиностроение
- Судостроение
- Черная и цветная металлургия
- Химическая промышленность
- Производство строительных материалов
- Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса
- Развитие туристской индустрии
- VII. Долгосрочные приоритеты бюджетной политики Правительства республики Карелия
- VIII. Пространственная проекция стратегии (пространственное развитие)
- IX. Повышение эффективности государственного управления в условиях административной реформы
- X. Этапы реализации стратегии и ожидаемые результаты
- XI. Механизмы реализации стратегии
- XII. Мониторинг Стратегии развития Республики Карелия
- Глоссарий