logo
Стратегия утвержденная с изменениями

Петрозаводск, 2010 Оглавление

II. Социально-экономическая ситуация Карелии и оценка конкурентоспособности республики 4

III. Определение потенциально возможного уровня развития экономики республики 16

IV. Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия 31

V. Приоритеты развития республики, обеспечивающие ее конкурентоспособность 39

1. Развитие человеческого потенциала 40

2. Инфраструктурное развитие территории с учетом ее приграничного характера 43

3. Инновации и модернизация общества, инвестиционная политика 59

Развитие предпринимательства 66

VI. Реализация приоритетов и важнейшие проекты 70

Повышение конкурентоспособности социальной сферы Республики Карелия 70

Развитие здравоохранения 73

Развитие образования 74

Развитие культуры и государственно–конфессиональных отношений 79

Развитие физической культуры и спорта 82

Развитие рынка труда 83

Повышение доступности жилья 85

Развитие социальных институтов и социальная политика 87

Молодежная политика 90

Экологическая безопасность экономики и экология человека 91

Повышение конкурентоспособности экономики Республики Карелия 93

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) 103

Горнопромышленный комплекс (ГПК) 106

Машиностроение 110

Судостроение 111

Черная и цветная металлургия 111

Химическая промышленность 112

Производство строительных материалов 112

Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса 114

Развитие туристской индустрии 118

VII. Долгосрочные приоритеты бюджетной политики Правительства республики Карелия 124

VIII. Пространственная проекция стратегии (пространственное развитие) 125

IX. Повышение эффективности государственного управления в условиях административной реформы 138

X. Этапы реализации стратегии и ожидаемые результаты 142

XI. Механизмы реализации стратегии 146

XII. Мониторинг Стратегии развития Республики Карелия 148

ГЛОССАРИЙ 150

I. ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия «Возрождение Карелии» Правительству Республики Карелия в целом удалось обеспечить общественно-политическую, социально-экономическую стабильность в республике, создать и закрепить новые условия для экономического роста и формирования гражданского общества. Предложенный в Концепции сценарий развития республики проходит в заданных временных интервалах: от мобилизационного этапа, через стабилизационный – к инновационному этапу.

В то же время, поскольку Карелия является неотъемлемой частью единого геоэкономического пространства, нестабильного и динамичного, то региональная экономика и общество оказались перед вызовами, носящими долговременный системный характер. Глобальный кризис 2008-2009 годов обострил внутрирегиональные проблемы и потребовал акцентирования экономической политики на реструктуризации и модернизации региональной экономики и ускорения перехода на инновационный путь развития и повышения конкурентоспособности карельской продукции. На это нацеливают российские стратегические документы, в частности, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В соответствии с новыми реалиями в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обозначены вызовы и стратегическая цель и целевые ориентиры России. Необходимо в новых условиях обеспечить воспроизводство человеческих ресурсов и высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие, безопасность граждан и общества, поддержать и развить инфраструктуру и сбалансированное пространственное развитие, сформировать предпосылки для создания экономики лидерства и инноваций и усилить конкурентные преимущества региона на основании определения своего места в системе международного и межрегионального разделения труда, а также широкого использования новых технологий, в том числе информационно - коммуникационных, в государственном управлении, бизнесе, сфере социального обслуживания.

В новой модели управления экономикой акцент переносится на стратегическое управление и его информационно-технологическое обеспечение, нацеленные на формирование и удержание уникальной позиции территории в системе международных и межрегиональных взаимодействий. Поэтому новые условия, по причине требования повышения скорости и качества принимаемых решений, объективно требуют большего применения процесса научной экспертизы. В целом возрастает роль науки, а научно-образовательный и инновационный комплекс в целом становится фундаментом успешного развития региона.

Стратегия или путь преодоления кризисов лежит через инновационное обновление капитала. При этом региональный капитал и капитализация, конкурентные преимущества региона рассматриваются как целевые функции и как важнейшие факторы при определении его стратегии в условиях внутренних ограничений и действия глобальных форматов экономического пространства.

Территория в экономическом смысле - это связные капиталы, осознавшие свою потребность в стратегической идее. Поэтому задача системы планирования заключается в том, чтобы создать на базе понятной идеологии целостную конструкцию из многочисленных капиталов на базе определенного каркаса развития территории (экономического зонирования с учетом экологической нагрузки). Поэтому стратегическое мышление требует от субъекта управления (региона) самостоятельного позиционирования в экономическом пространстве и выбора специализации региона в межрегиональной и международной торговле.

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года разрабатывалась с учетом всего вышесказанного и является одним из элементов системы государственного планирования Республики Карелия, представляющей собой комплекс управленческих документов и правовых актов, принятых органами государственной власти и направленных на эффективное управление, обеспечение роста ВРП, капитализацию активов территории и управление общественными потребностями.

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года как управленческий документ содержит научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития республики и, в дальнейшем, – на обеспечение устойчивого инновационного развития. В ней представлены возможности выбора путей достижения целей из существующих альтернатив, а также выбора видов экономической деятельности и механизмов реализации принимаемых решений.

Стратегия включает в себя необходимые сведения о развитии экономики республики, анализ нынешнего состояния экономики республики и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит характеристику экономических зон, перечень соответствующих программ и проектов. Спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.

Стратегия предлагает систему принципов, которые отвечают целевым ориентирам, поставленным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также целям, определенным в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия. Стратегия предусматривает также реализацию приоритетных национальных проектов и посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Таким образом, на основании Стратегии формируются предпосылки для преодоления кризисных и иных негативных тенденций развития экономики, социальной сферы, демографической ситуации на всей территории и создается программа действий, которая учитывает значение Карелии как приграничного региона Российской Федерации.

Реализация Стратегии позволит обеспечить динамику процессов развития Республики Карелия как зоны эффективной интеграции приграничных территорий, а также в условиях сближения России и ЕС придать Карелии статус «визитной карточки» России.