1.2. Этапы краеведческого исследования. Функции и организационная структура краеведения
1 этап. Разыскание или изготовление карт. Масштаб карт соответствует характеру деятельности, целям исследования (изучения). Обычно это 1: 200 000, 100 000, 50 000, 25 000.
2 этап. Разыскание и изучение литературных источников, статистических, картографических, мемориальных и прочих материалов, документов (в том числе отчетов экспедиций).
3 этап проводится часто одновременно со 2 этапом. Это походы и экскурсии, во время которых собираются вещественные и другие материалы и экспонаты, ведутся и записываются наблюдения (объекты фотографируются, песни и сказания записываются на магнитофон и т.д.).
Экскурсии можно разделить на две большие группы:
Отраслевые, которые в свою очередь объединяют: природно-географические, исторические, этнографические, литературоведческие, искусствоведческие, архитектуроведческие и т.д. Их задача – изучить те объекты, которыми занимаются соответствующие науки и которые характерны для данного края;
комплексные краеведческие экскурсии – по отдельным частям края. В таких экскурсиях наблюдают или изучают сочетание и взаимообусловленность разных сторон истории и современной жизни края, его природно-географической среды, этнографических особенностей, экономики, культурно-просветительных учреждений и местных достопримечательностей.
4 этап. Обработка всех добытых материалов, результатов наблюдений, их обобщение. Составление характеристики края в целом, определение перспектив дальнейшего хозяйственного и культурного развития и преобразования края.
Истоки краеведения уходят в глубь веков и берут свое начало от народного краеведения. Безвестные народные краезнатцы были знатоками своих родных мест.
Сведения о прошлом селений, городов, регионов хранились в памяти народной. Свои знания исторического, географического, хозяйственного характера они передавали из поколения в поколение, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов, воспитывая любовь к родному краю.
Таким образом, краеведение как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом.
В нашей стране краеведческие знания отчасти отразились в летописях (XY-XYI вв.) и стали использоваться представителями власти при определении государственных границ, описях дворов и земельных угодий в XY-XYII вв., при поисках руд, строительстве новых городов и пр.
В XYIII в. в краеведении определяются 4 направления: официальное и общественно-демократическое, а также научное и школьное.
Становление научных основ краеведения относится к Петровской эпохе. Указы Петра о сборе "диковинных древностей", об информации о природных, археологических и исторических фактах обозначили государственный подход к развитию краеведческих изысканий, "историописанию" местной жизни.
В 1737 г. историк В.Н. Татищев впервые разослал анкету на места, для того чтобы собрать материалы для своего многотомного труда "История Российская с самых древнейших времен".
По инициативе Императорской Академии наук в Петербурге организуются "академические" экспедиции для изучения и топографического описания разных уголков страны. Значительное участие в этой работе принимал М.В.Ломоносов (1711-1765 гг.).
Ломоносов составил первый географический атлас России "Ландкарта Российская" и продолжил практику Татищева. Он разослал по всем губерниям специальную анкету (1760 г.) с вопросами о природных богатствах, истории и жизни населения. Тем самым Ломоносов сыграл важную роль в становлении краеведения, т.к. изучение таких анкет способствовало развитию краеведения на местах.
В середине XYIII в. были опубликованы первые описания некоторых областей России. Большей частью экономического характера.
В 80-х гг. XYIII в. такие описания были составлены уже по многим губерниям. Они содержали сведения о природе, историческом прошлом и современной хозяйственной деятельности населения
Публикация многотомной "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина способствовала развитию исторического краеведения, например, появлению исследования П.А.Словцова о Сибири. Многое сделали для изучения Сибири семьи декабристов (Бестужев, Лунин и др.), революционеры-народники (Кузнецов, Клеменц).
Большое внимание развитию краеведения уделяли провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе) и местные отделения научных обществ: Истории и древностей Российских (основано в 1804 г.), Географического (1845), Археологического (1846).
В процессе развития краеведения в России 2-й половины XYIII в. наряду с научным возникло и школьное краеведение. Начало ему положил еще Ломоносов, который в своей анкете стремился привлечь "малых, особливо крестьянских, детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней". К сбору материала для "Ландкарты Российской" он привлек учеников гарнизонной школы и гимназии при Академии наук. В программах народных училищ в 1782 г. учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губернии и о "народах, тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют".
Научные общества влияли на школьное краеведение, на его развитие. Учителя привлекали к исследованиям учеников. Теоретическое обоснование значения местного краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе в связи с изучением учебных предметов принадлежит К.Д. Ушинскому (1863 г.). Материалы краеведческих исследований нередко помещались в литературных журналах – "Сын Отечества", "Отечественные записки" и др. С 1838 г. – очень широко публиковались материалы краеведческих исследований в "Губернских ведомостях".
Для официального направления открылись значительные перспективы в связи с губернской реформой, когда указом Сената от 1 ноября 1777 г. предписывалось подготовить географическое описание всех губерний. В 1784-86 гг. они составлялись по единой программе (характеристика природных условий, экономики, местной истории).
Особенно значительную роль в развитии краеведения сыграло Императорское Русское географическое общество. Оно было создано в 1849 году. Общество составило "Географо-статистический словарь Российской империи", "Полное географическое описание нашего Отечества", организовывало анкетирование, статистическое обследование разных регионов, экспедиции, в том числе такими известными исследователями, как Пржевальский, Грум-Гржимайло и др.
По предписанию Синода составлялись сельские церковно-приходские летописи.
Организационными центрами краеведческих работ в 80-х гг. XIX в. были ученые архивные комиссии и провинциальные научные общества. Центром, установившем связи на местах, стало созданное в 1863 г. "Общество любителей естествознания, антропологии, этнографии". Это общество значительно расширило круг краеведов-любителей, сделало краеведение поистине демократическим движением.
Первые годы после Октябрьской революции 1917 года получили, по меткому определению С.О.Шмидта, название "золотого десятилетия". Всю научно-методическую работу осуществляло Центральное бюро краеведения (1922 г.). Его возглавлял секретарь Российской Академии Наук С.Ф.Ольденбург. Рядом с ним работали академики Н.Я.Марр и А.Е.Ферсман. Сотрудники Д.О.Святский, В.Н.Семенов–Тянь-Шанский обеспечивали издательскую деятельность. Издавался журнал "Краеведение" (1923-1929 гг.), бюллетень "Известия ЦБК", справочная, методическая литература.
Особую роль в те годы сыграли основатели петербургской школы гуманитарного экскурсоведения Иван Михайлович Гревс (1860-1941 гг.) и Николай Павлович Анциферов (1889-1958 гг.).
К 1930 году Центральное бюро краеведения курировало деятельность 2,3 тысяч краеведческих организаций и экскурсионных станций.
При ЦБК была организована школьно-краеведческая комиссия. С 1923 г. выходит "Советское краеведение", с 1925 – "Известия ЦБК"; в 1925 г. оба журнала объединились в журнал "Советское краеведение" (выходил до 1936 г.). В 1930 г. краеведение было введено в программы педагогических вузов.
В марте 1930 состоялась 4-я Всероссийская конференция по краеведению, где было решено обеспечить подлинную массовость краеведческих организаций, создать краеведческие ячейки на фабриках и заводах, в колхозах, вузах, школах, учреждениях. Руководили ими районные, окружные, областные бюро краеведения.
Однако в 1929 году начались массовые аресты краеведов. В 1937 году Центральное Бюро краеведения было расформировано. Затем последовал разгром краеведения как науки и общественной деятельности. Являясь демократичным по своей природе, краеведение не вписывалось в рамки оформляющейся тоталитарной системы, в политику, направленную на централизацию науки и всех сфер общественной жизни. Самостоятельность краеведческих обществ, желавших подчеркнуть местные особенности, специфику исторического развития того или иного края "машала" намеченным путям развития страны, в силу чего пошел процесс их ликвидации.
Первым шагов в восстановлении краеведческой науки стало основание в 1966 г. ВООПИК (Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры). В это же время были организованы экспедиции "Моя Родина – СССР". Некоторые школы создавали краеведческие атласы по регионам, широкое распространение получило движение за создание краеведческих музеев.
Новый этап в развитии краеведения приходится на конец 90-х годов прошлого века.
В 1989 году был создан Союз краеведов России. Его председателем был избран Сигурд Оттович Шмидт. Сигурд Оттович – сын Отто Юльевича Шмидта, известного государственного и общественного деятеля, академика РАН, руководителя ряда экспедиций по освоению Севера в 40-е годы, Героя Советского Союза. С.О.Шмидт историк, педагог, общественный деятель, академик РАО. Его главная книга по краеведению "Краеведение и документальные памятники".
Современное краеведение в целом сохранило свои функции и организационную структуру.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Министерство образования и науки российской федерации
- Содержание
- Глава 7. Культурные центры Петербурга и Ленинградской области
- Введение
- Глава 1. Краеведение как наука о крае. Основные направления и содержание краеведческой деятельности.
- 1.2. Этапы краеведческого исследования. Функции и организационная структура краеведения
- Функции краеведения.
- Организационная структура современного краеведения.
- 1.3.Топонимика
- 1.По языку:
- Терминология топонимики.
- Глава 2. Географическое положение и природные особенности Невских земель
- 2.1.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
- 2.2. Климат
- 2.3.Гидрология: от Финского залива к Онежскому озеру
- 2.4. Почвы, растительный и животный мир
- Растительность. Ленинградская область расположена в лесной зоне, на юге подзоны тайги в месте ее перехода в подзону смешанных лесов.
- 2.5. Охрана природы
- Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.
- Вопросы и задания
- Глава 3. Административно-хозяйственные районы города и области
- 3.1. Из истории административного деления территории края
- 3.2. Районы Ленинградской области.Города и крупные поселки
- Западные районы
- Приладожские районы
- Восточные районы
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга
- 4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I
- 4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.
- 4.3.Становление Петербурга как столицы России
- Вопросы и задания
- Литература.
- Глава 5. Население Петербурга – xyiii-xxIвв.
- 5.1. Демографические особенности города за три века
- Население Петербурга в XVIII веке
- Население Петербурга в XIX веке.
- Население Петербурга в XX веке.
- 5.2.Многонациональный Петербург
- Вопросы и задания
- Литература
- 5.3.Петербург – город веротерпимости
- Иноверческие храмы других вероисповеданий
- Глава 6. Историко-архитектурные памятники Санкт-Петербурга
- 6.1.Городские постройки первой половины xyiii века.
- Петровское и аннинское барокко.
- 6.2. Архитектура второй половины xyiii века. Елизаветинское барокко и классицизм.
- 6.3. Формирование городских ансамблей в первой половине XIX века. Эпоха ампира.
- 6.4.Архитектура второй половины XIX- начала XX века. Эклектика и модерн.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 7. Культурные центры Петербурга и Ленинградской области
- 7.1.Петербург – культурная столица России.
- Восемнадцатый век.
- Девятнадцатый век.
- Двадцатый век.
- 7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области
- 7.3. Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
- 7.4. Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга
- Литература
- Вопросы и задания
- 1..Назовите основные учреждения культуры xyiii века. Подумайте, как менялась роль культуры в правление Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II?
- Заключение