Глава 1. Краеведение как наука о крае. Основные направления и содержание краеведческой деятельности.
1.1. Понятие краеведения
"Краеведение" - это не только форма общественного движение, но и наука, научная дисциплина интегрирующего характера, методология и методика, которая используется широкими слоями общественности; это и научно-популяризаторская деятельность, и способ освоения историко-культурного и природного наследия, приобретение разносторонних знаний о специфике развития истории, природы и общества своего края.
Туристские организации и общества определяют "краеведение" как созидательную деятельность по сохранению природы, памятников истории и культуры, улучшению социо-культурных и экологических условий жизни своего края. Краеведение – это и изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географического положения и культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей.
По определению академика С.В. Колесника, краеведение – это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории.Существуют и другие определения, например, краеведение – это научно-популярная деятельность и способ освоения историко-культурных ценностей, приобретение разносторонних знаний о специфике развития истории, природы, общества своего края. В своих исследованиях краеведение использует данные разных наук – геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических и других. Под малой территорией понимается административный район, город, село и пр. При этом все изучаемые факты, явления и процессы прослеживаются в данном крае комплексно, т.е. во всех их причинно-следственных связях.
Малая территория наиболее доступна для наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода информации. На этой территории явственнее сказывается взаимная зависимость исследуемых явлений, поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние местных различий и приобретает более общий характер – географический или даже страноведческий. С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время.
Край
1. Страна, местность, область.
2. В России – административный термин, обычно применяемый к областям, имеющим внешнюю границу, или исключающим автономную республику (область).
3. Географический термин обозначает значительную по пространству и обособленную область.
В узком смысле краем называется любая, хотя бы и незначительная часть территории (округ, бывший уезд).
Всестороннее изучение края, включает целый комплекс явлений и процессов, и, прежде всего:
Природу и все ее элементы (геологию, рельеф, полезные ископаемые, почву, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии;
Естественные процессы в жизни природы, в том числе те, которые частично обусловлены человеческой деятельностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т.д.);
Историческое прошлое и демографию (этнографию, топонимику);
Экономическую жизнь (состояние экономики, промышленность, транспорт и пр.);
Культурную и духовную жизнь населения, (искусство, фольклор, архитектуру, художественные промыслы).
Можно ли требовать, чтобы каждый краевед работал по всем разделам изучения края? Конечно, нет. Одни краеведы работают в обществах охраны природы, другие – в обществах охраны памятников истории и культуры и, наконец, тысячи являются активистами туристских организаций.
В краеведении выделяют несколько направлений:
Природное или физико-географическое краеведение подробно занимается состоянием физико-географической характеристики края – географическое положение, климатические условия, рельеф местности, почвы (природные ресурсы) особенности растительного и животного мира, уникальные ландшафты (природные достопримечательности).
Историческое краеведение – на основе таких наук как археология, искусствоведение, этнография - составляет характеристику исторического развития края (анализируются основные исторические события, происходившие на данной территории, изучается история заселения и застройки края, исследуется происхождение названий и т.д.).
Экологическое краеведение занимается экологией края, т.е. анализом всех элементов живой и неживой природы. Раньше экологическое краеведение входило в природное краеведение, но позже оформилось в самостоятельное направление.
.Искусствоведческое краеведение занимается изучением культурной и духовной жизни края (архитектура, народное творчество, зодчество, искусство, традиции и обычаи населения и т.д.
Литературное – изучает места жизни и деятельности известных поэтов и писателей, а также литературных героев.
Краеведческие исследования, как правило, охватывают вопросы, разрабатываемые другими географическими и общественными науками, поэтому в краеведении используются методические приемы этих наук. Однако комплексный характер краеведения, его практическая устремленность, крупномасшабность позволили выработать свои, специфические методы изучения и картографирования края, а также определить основные этапы краеведческого исследования.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Министерство образования и науки российской федерации
- Содержание
- Глава 7. Культурные центры Петербурга и Ленинградской области
- Введение
- Глава 1. Краеведение как наука о крае. Основные направления и содержание краеведческой деятельности.
- 1.2. Этапы краеведческого исследования. Функции и организационная структура краеведения
- Функции краеведения.
- Организационная структура современного краеведения.
- 1.3.Топонимика
- 1.По языку:
- Терминология топонимики.
- Глава 2. Географическое положение и природные особенности Невских земель
- 2.1.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
- 2.2. Климат
- 2.3.Гидрология: от Финского залива к Онежскому озеру
- 2.4. Почвы, растительный и животный мир
- Растительность. Ленинградская область расположена в лесной зоне, на юге подзоны тайги в месте ее перехода в подзону смешанных лесов.
- 2.5. Охрана природы
- Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.
- Вопросы и задания
- Глава 3. Административно-хозяйственные районы города и области
- 3.1. Из истории административного деления территории края
- 3.2. Районы Ленинградской области.Города и крупные поселки
- Западные районы
- Приладожские районы
- Восточные районы
- Вопросы и задания:
- Литература:
- Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга
- 4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I
- 4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.
- 4.3.Становление Петербурга как столицы России
- Вопросы и задания
- Литература.
- Глава 5. Население Петербурга – xyiii-xxIвв.
- 5.1. Демографические особенности города за три века
- Население Петербурга в XVIII веке
- Население Петербурга в XIX веке.
- Население Петербурга в XX веке.
- 5.2.Многонациональный Петербург
- Вопросы и задания
- Литература
- 5.3.Петербург – город веротерпимости
- Иноверческие храмы других вероисповеданий
- Глава 6. Историко-архитектурные памятники Санкт-Петербурга
- 6.1.Городские постройки первой половины xyiii века.
- Петровское и аннинское барокко.
- 6.2. Архитектура второй половины xyiii века. Елизаветинское барокко и классицизм.
- 6.3. Формирование городских ансамблей в первой половине XIX века. Эпоха ампира.
- 6.4.Архитектура второй половины XIX- начала XX века. Эклектика и модерн.
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 7. Культурные центры Петербурга и Ленинградской области
- 7.1.Петербург – культурная столица России.
- Восемнадцатый век.
- Девятнадцатый век.
- Двадцатый век.
- 7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области
- 7.3. Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
- 7.4. Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга
- Литература
- Вопросы и задания
- 1..Назовите основные учреждения культуры xyiii века. Подумайте, как менялась роль культуры в правление Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II?
- Заключение