1. Внешние силы, реакции и моменты, действующие на колёсный трактор. Касательная сила тяги по двигателю и по сцеплению.
Рассмотрим общий случаи движения трактора с колесной формулой 4К2 в агрегатес прнпепной или навесной машиной При неустановившемся лзюсенип на трактор действуют следующие внешние силы: сила тяжести трактора и навесной машины G. сила инерции агрегата Рj тяговое сопротивление агрегатируемой машины Ркр. сопротивление воздуха Рв и реззлтии грунта на двтадггель X1.Y1 и Х2. Y2 (рис. 5л).
Для упрощения чертежа колеса на схеме изображены окруэгостямп радиусы которых равны динамическим радиусам. Будем предполагать, что трактор движется ускоренно на подъем под углом а к горизонтальной плоскости.
Рассмотрим силы, действующие на трактор.
Сила тяжести агрегата G включает собственно эксплуатационный вес трактора и вес агрегатируемон машины В том случае, когда навесная или припепная машина имеет опорные колесз. вес агрегатируемон машины воспринимается ими. а на трактор действует равнодействующая G, равная его эксплуатационному весу G, и приложенная в его центре масс.
Равнодействующую силу G разложим на две составляющие: нормальную сил}- Gcosa и скатывающую силу Gcina. параллельную поверхности пути. Нормальная сила прижимает колеса трактора к опорной поверхности грунтз. обеспечивая тем самым их спепление с грунтом. Скапываются сила при движении трактора на спуске относится к классу актизных. движущих сил. а при движении на подъем она являяетсл силой сопротнвлеия движению.
Ведущий крутящий момент Мвед, подводимый от двигателя, установленного на машине, к оси ведущих колес.
Сила инериии Р возникает при неустановившемся движении трактора где v - скорость трактора. Точка приложения инерционной силы - пентр тяжести агрегата. При замедленном движении трактора сита инерции направлена по ходу движения трактора, относясь по существу к классу движущих сит. а при ускоренном движении эта сита направлена против хода трактора, являясь силон сопротивления движению.
Тяговое сопротивление агрегатнруемой машины в общем случае может быть представлено равнодействующей Р*. расположенной в продольной плоскости под углом •( к поверхности пути.
Для упрощения анализа динамик: колесного трактора перенесем тяговое сопротивление агрегатнруемой машины в точку ее пересечения с плоскостью, нормальной к поверхности пути проведенной через геометрическую ось задних ведуттптх колес и разложим ее на составляющие: Pqi. параллельную поверхности пути и P,,,-tgv нормальную к ней.
В теории трактора составляющую Р.. общего тягового сопротивления Рг называют силой тяги на урюке (или просто - "крюковая сила"). Отметим, что сила Р,,, язляяется силой тяги по отношению к агрегатируеммой машине, по отношению же к трактору эта сила является силой сопротивления.
Сопротивление воздуха Рм складывается из лобового сопротивления потоку воздуха, сжимаемого движущимся агрегатом, сопротивления, создаваемого завихрением воздуха вокруг движущегося агрегата, и сопротивления граничному трению воздуха о поверхность агрегата
Сопротивление воздуха оценивается по формулегде к, - приведенный коэффициент сопротивления воздуха. Н с"м4;
S„ -площадь лобовой поверхности агрегата, м"; v - скорость движения, м /с.
Значение приведенного коэффициента сопротивления воздуха принимают разным к, = (0,5.. .O.S) H-cV.
При скоростях движения до 15 км ч сопротивление воздуха незначительно, и им мозно пренебречь. Однако при транспортных работах, когда скорость движения по твердым дорогам у современных колесных тракторов достигает до 35 км ч. это сопротивление почти равно тяговому сопротивлению прицепов, и его следует учитывать.
Площадь лобового сопротивления трактора в первом приближении можно определять по формуле
где В - ширина колеи трактора; Н - высота трактора.
Реакция грунта на движитель трактора. В дальнейшем все силовые и кинематические параметры, относящиеся к колесам переднего моста трактора.будем помечать вместо индекса «п» индексом «1». а соответствующие параметры колес заднего моста - вместо индекса «х» индексом «2». Реакция грунта на направляющие колеса Y„ = Yi направлена по нормали к поверхности пути на расстоянии а: от осн. проведенной через пентр колеса нормально к указанной поверхности. Сила сопротивления качению ведомых колес направлена параллельно поверхности пути и приложена на расстоянии rд1 от центра колеса и равна
игде f, - коэффициент сопротивления качению ведомого колеса: Рп - сила сопротивления качению ведомого колеса.
Толкаютая сила ведущего колеса Л; направлена параллельно поверхности пути и приложена на расстоянии тлг от пентра колеса по нормали к поверхности пути, а нормальная реакция Y; приложена на расстоянии а: от оси. проведенной через пентр колеса нормально к поверхности пути.
Тягобыи баланс. Пренебрегая сопротивлением воздуха, составим уравнение проекции всех сил на ось. параллельную поверхности пути:или
Согласно этому уравнению сила тяги на ведущих колесах трактора в случае неравномерного движения с прицепом на подъеме равна сумме следующих сил:
силы сопротивления качению зедомых колес
силы тяги на крюке Ркр;
составляющей эксплуатационного веса трактора, параллельной поверхности пути и равной Gsina:
силы инерции всего трактора Рi.
При равномерном движении трактора в уравнении следует положить силу инерции Рi = 0.
Если учесть, что X1 = Рi1. а касательная сила тяги трактора Рк равна то равенство можно представить в таком видегде Pf - общая сила сопротивления качению трактора, определяемая соотношением
Таким образом. согласно тяговому балансу, выражаемого уравнением (5.3). касательная сила тяги трактора Р. в рассматриваемом случае неустановившегося движения трактора на подъеме (спуске) представляет собой суммарную силу, состоящую из следующих сил:
сопротивления качению трактора вследствие деформации грунта и шин:
тягового сопротивления - силы тяги на крюке:
составляющей силы тяжести трактора, действующей параллельно поверхности пути;
силы инерции трактора.
При движении трактора на горизонтальном участке с постоянной скоростью уравнение тягового баланса приобретает следующий вид:
Согласно приведенной формуле касательная сила тяги трактора определяется значением обшей силы сопротивления движению трактора, определяемой суммой сил Pf и Ркр.
Чтобы определить силу сопротивления качению трактора, надо учесть, что
Из анализа этой формулы следует, что для определения Рf надо знать нормальные реагаии на колеса Y1 и Y2.
Касательная сила тяги Ркч> ведущих колес машины — равнодействующая реакций почвы (дороги), приложенных к ведущим колесам по всем их поверхностям соприкосновения с почвой (дорогой), параллельных заданному вектору скорости движения машины и направленных в сторону этого движения. При движении машины по горизонтальной поверхности касательная сила тяги представляет собой равнодействующую горизонтальных составляющих реакций почвы (дороги), возникающих в пятне контакта с ведущими колесами. Таким образом, касательная сила тяги создается в пятне контакта с почвой (дорогой) каждого ведущего колеса на расстоянии гк от его оси как реакция на часть силы Рок, приложенной на радиусе гох. С этой силой ведущее колесо воздействует на почву (дорогу), образуя ведущий момент Мввд=ЛжГок= (ЛсФ—PfK)rK+ YKaK.
Номинальная касательная сила тяги Ркн=
где Nен в кВт; nн в об/мин (см.задание№1);
ίт – общее передаточное число трансмиссии;
ηмг – механический к.п.д. трансмиссии и гусеницы (для колесных тракторов
0,91-0,92, для гусеничных – 0,86-0,88);
rк – радиус качения ведущего колеса (звездочки), м;
Для колесных тракторов на пневматических шинах rк=r0+λh,
где r0 – радиус обода колеса, м; h – высота пневматической шины (равная ее ширине), м; λ – коэффициент усадки шины (для пневматических шин низкого давления 0,75-0,80);
Для гусеничных тракторов rк=rнo=0,355,
где rнo – радиус начальной окружности ведущей звездочки, м.
Максимальная сила сцепления Fс max = μGc ,кН,
где Gс – сцепной вес трактора, кН; μ – коэффициент сцепления движителя с почвой
Для гусеничного трактора или трактора с четырьмя ведущими колесами: Gc=G cos α,
где G – эксплуатационный вес трактора, кН; α – уклон поля, град
Движущую силу Рд определяют из условия:
-если Ркн > Fc max, то Рд = Fc max;
-если Ркн ≤ Fc max, то Рд = Ркн;
Сопротивление качению трактора: Рf = G*f f,где f – коэффициент сопротивления качению трактора
Сопротивление движению трактора на подъем: Рα = G sin α G, где ί – уклон поля, % (sin α tg α = ).
Сила тяги трактора Ркр = Рд – (Рf + Рα)
Уравнение тягового баланса трактора (без вала отбора мощности, движение установившееся, на подъем; сопротивлением воздуха пренебрегли)
Ркн=Рf+Рα+Рнсц+Ркр, кН
Уравнение тягового баланса в общем случае движения гусеничного трактора по аналогии с уравнением для колесных машин может быть записана в виде:
2. Технологии междурядной обработки почвы, типы применяемых рабочих органов. Кинематическая схема секции пропашного культиватора. Правила настройки культиваторов на заданный технологический процесс междурядной обработки посевов и посадок пропашных культур.
Междурядная обработка почвы —рыхление поверхностного слоя почвы и подрезание сорняков в междурядьях пропашных культур (свёкла , картофель, кукуруза, хлопчатник, овощные и др.), а также плодово-ягодных и др. насаждений. М. о. п. в период вегетации р-ний проводят для уничтожения сорняков, накопления и сохранения почвенной влаги, улучшеия воздушного режима почвы и питат. режима р-ний, активизации жизнедеятельности полезных почвенных микроорганизмов. М. о. п. — один из элементов интенсивной технологии возделывания с.-х. культур. Одновременно с М. о. п. можно проводить подкормку р-ний, нарезку поливных борозд (в орошаемом земледелии), внесение пестицидов, а при возделывании картофеля в увлажнённых р-нах и его окучивание. При уходе за виноградниками и др. плантациями М. о. п. применяют для закрывания (осенью) и открывания (весной кустов. М. о. п. обычно проводят культиваторами. В ленточных (однострочных, двустрочных и более) посевах проса, гречихи, моркови междурядья обрабатывают в продольном, в квадратных и квадратно-гнездовых посевах — в продольном и поперечном направлениях оставляя с двух сторон рядка защитные полосы, обычно шыр. 5 — 15 см. При возделывании свёклы и нек-рых овощных культур М. о. п. сочетают с нарезкой букетов. Для поддержания почвы в рыхлом и чистом от сорняков состоянии за вегетацию проводят неск. обработок междурядий. Число и глубина М. о. п. зависят от засорённости посевов, биол. особенностей возделываемых культур, степени уплотнения почвы, метеорол. и др. условий. В орошаемом земледелии время и глубина обработок определяются также сроками полива: первая, как правило, — при появлении всходов и неск. глубже, последующие — мельче. На хорошо окультуренных почвах с рыхлым сложением и чистых от сорняков можно сократить число М. о. п., на засорённых полях механич. обработку сочетают с применением гербицидов. Качеств, показатели М. о. п. — своевременность выполнения работы, соблюдение глубины рыхления и её равномерности, степень крошения, отсутствие повреждённых и засыпанных р-ний в рядках, полнота подрезания сорняков и прямолинейность рядков.
При выборе машин для междурядной обработки почвы необходимо учитывать расположение рядов и размещение в них растений, ширину междурядий и степень прямолинейности рядов культур, высоту культур, вид и состояние почвы. При междурядной обработке почвы применяют прицепные или навесные пропашные и универсальные культиваторы с лаповыми, дисковыми или фрезерными рабочими органами.
- Экзаменационный билет № 1
- 1. Классификация тракторов по назначению, конструктивным и энергетическим признакам. Примеры.
- 2. Производственные процессы, технологические процессы и технологические операции в сельскохо-зяйственном производстве. Система машин и комплексная механизация сельскохозяйственного производства.
- 3. Мастер-наладчик, его функции в проведении то тракторов.
- 4. Единичные и комплексные показатели надёжности и их связь с экономической эффективностью использования машин.
- 5. Междисциплинарное задание № 1
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 2
- 3. Понятие о планово-предупредительной системе технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин, её назначение.
- 4. Основные правила выполнения разборочных работ. Причины повреждения деталей при разборке. Правила спрессовки шарикоподшипников. Какими способами удаляются концы обломанных шпилек и болтов?
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 3
- 2. Технология поверхностной обработки почвы. Классификация почвообрабатывающих машин. Основные тенденции совершенствования конструкций машин поверхностной обработки почвы.
- 3. Цель повышения энергонасыщенности тракторов. Применение энергонасыщенных тракторов, обеспечение условий для их эффективной работы.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 4
- 1. Кривошипно-шатунный механизм: назначение, типы, материал и конструкция основных деталей, неисправности и способы их устранения.
- 3. Понятие о машинно-тракторном агрегате, их назначение, классификация. Требования, предъявляемые к мта.
- 5. Междисциплинарное задание № 4.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 5
- 1. Силы и моменты, действующие на кривошипно-шатунный механизм. Уравновешивание двигателей.
- 3. Производительность мта, расчёт производительности. Понятие об условном эталонном гектаре, его назначение.
- 4. Характеристика расчётно-конструкторских, производственно-технологических и эксплуатационных отказов техники.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 6
- 2. Гидравлические способы уборки навоза.
- 3. Виды то тракторов, их периодичность. Оборудование, применяемое при то тракторов, планирование и организация то.
- 4. Система технического обслуживания и ремонта машин, принятая в рф.
- 5. Междисциплинарное задание № 6.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 7
- 2. Устройство и работа доильного агрегата дас-2в.
- 3. Технология диагностирования дизельной топливной аппаратуры, влияние эксплуатационных регулировок на показатели работы двигателя.
- 4. Виды испытаний машин на надёжность. Общие закономерности изнашивания деталей и сопряжений. Единицы измерений изнашивания и износов.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 8
- 1. Индикаторные и эффективные показатели двс.
- 2. Оборудование для поения животных и птицы.
- 3. Мобильные агрегаты то тракторов, их назначение, технические возможности.
- 2. Механизация погрузки и транспортировки кормов.
- Техническая характеристика погрузчика силоса и сенажа псс–5,5
- 3. Машинный двор сельскохозяйственного предприятия, его назначение. Права и обязанности заведующего машинным двором.
- 4. Приведите основные причины снижения долговечности головок блока двигателя. Предложите способы восстановления изношенных резьбовых отверстий под шпильки.
- 5. Междисциплинарное задание № 9.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 10
- 1. Технологический процесс предпосевной обработки почвы. Технологические основы выбора рациональных комплексов почвообрабатывающих машин.
- 2. Устройство и работа доильного агрегата адм-8.
- Техническая характеристика
- 3. Назначение технической диагностики тракторов. Применяемое оборудование и приборы.
- 4. Технология восстановления гнезда клапана головки блока двс. Способы притирки клапанов и проверки качества притирки сопряжения "гнездо-клапан".
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 11
- 2. Механизация раздачи кормов мобильными кормораздатчиками.
- 3. Порядок расчёта и комплектования посевного мта.
- 2. Устройство и работа доильных установок удт-8 и уда-8.
- 3. Дать определение и схемы маршрутов движения транспортных средств.
- 4. Назначение и технология обкатки и испытания автотракторных двс в мастерских автосервиса.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 13
- 2. Механизация раздачи кормов стационарными кормораздатчиками.
- 3. Назначение и организация работы стационарного пункта то тракторов.
- 4. Виды и методы ремонта и технического обслуживания машин и агрегатов.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 14
- 2. Устройство и работа доильных установок уде-8, уда-16.
- 3. Хранение сельскохозяйственных машин, способы и организация хранения.
- 4. Назначение дефектации и комплектации при ремонте. Селективный подбор деталей и комплектование по размерным группам (поршни-гильзы тракторных двигателей).
- 5. Междисциплинарное задание № 14.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 15
- 1. Способы и режимы торможения. Типы тормозных механизмов и их регулировки. Понятие о тормозном и полном остановочном пути.
- 3. Технологический расчёт и выбор оборудования системы вентиляции.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 16
- 1. Способы и кинематические схемы поворота колёсных машин, их сравнительный анализ. Регулировки рулевых управлений тракторов и автомобилей.
- 2. Технологии и способы посадки рассады. Технологическая схема полуавтоматической рассадопосадочной машины. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров.
- 3. Устройство и работа доильных установок удс-3а, удс-3б.
- 4. Методика статической и динамической балансировки деталей машин.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 17
- 1. Стабилизация управляемых колёс (углы установки колёс).
- 3. Устройство и работа с-12, азк-3.
- 4. Специализация и кооперирование ремонтных предприятий. Виды специализации.
- 5. Междисциплинарное задание № 19.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 18
- 1. Механизмы поворота гусеничных тракторов, их сравнительный анализ, регулировки.
- 3. Технология и механизация заготовки силоса.
- 4. Назовите основные механизированные способы сварки и наплавки при ремонте машин.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 19
- 1. Внешние силы, реакции и моменты, действующие на колёсный трактор. Касательная сила тяги по двигателю и по сцеплению.
- 3. Подбор коров для машинного доения и его физиологические основы.
- 4. Технологии и особенности сварки и наплавки автотракторных деталей из чугуна и алюминиевых сплавов.
- 5. Междисциплинарное задание № 21.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 20
- 1. Уравнение тягового баланса колёсного трактора. Анализ его составляющих.
- 2. Технологии уборки зерновых культур. Комплексы применяемых машин. Обзор конструкций зерноуборочных комбайнов современных моделей. Основы расчёта уборочно-транспортной системы.
- 3. Устройство и работа азм-0,8.
- 4. Марки моторных масел. Неисправности и правила эксплуатации смазочных систем. Периодичность и порядок замены моторных масел.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 21
- 1. Энергетический баланс колёсной машины, его анализ. Общий и тяговый кпд трактора.
- 3. Технология и механизация заготовки сенажа.
- 4. Главный инженер, его права и обязанности.
- 5. Междисциплинарное задание № 23.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 22
- 1. Внешние силы и моменты, действующие на гусеничный трактор. Уравнение тягового баланса гусеничного трактора. Регулировки ходовой части.
- 3. Механизация процесса гранулирования и брикетирования кормов.
- 4. Основные технико-экономические показатели работы тракторного парка.
- 5. Междисциплинарное задание № 24.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 23
- 3. Физиологические процессы молокообразования и отдачи молока при доении.
- 1. Образование молока и его регуляция.
- 2. Физиология выведения молока в процессе доения.
- 4. Диагностирование агрегатов гидросистемы тракторов, применяемые приборы и инструменты.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 24
- 1. Тяговая характеристика трактора. Её назначение и анализ.
- 2. Современные технологии и комплексы машин для заготовки кормов. Классификация и обзор конструкций современных моделей кормодобывающих машин.
- 3. Технология и механизация производства травяной муки.
- 4. Правила зарядки, эксплуатация и хранение автотракторных аккумуляторных батарей.
- Заряд акб
- Как правильно хранить
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 25
- 1. Междисциплинарное задание № 16.
- 2. Современные технологии и комплексы машин для послеуборочной обработки зерновых, семян льна, овощей. Обзор технологических схем пунктов и комплексов послеуборочной обработки урожая.
- 1 Корпус; 2 сосковая резина.
- 4. Учёба механизаторских кадров, назначение, организация учёбы.
- 5. Расчёт полной себестоимости ремонтируемых объектов. Определение прибыли, рентабельности и срока окупаемости ремонтно-обслуживающего предприятия.