1. Способы и кинематические схемы поворота колёсных машин, их сравнительный анализ. Регулировки рулевых управлений тракторов и автомобилей.
Сельскохозяйственное производство связано с транспортировкой различных грузов: зерна, удобрений, горючего, кормов и др. Транспортные работы по объему составляют примерно 30% всех работ в сельском хозяйстве. Значительный объем перевозок сельскохозяйственных грузов осуществляется тракторными поездами. Время, затрачиваемое на перевозку грузов колесными тракторами, составляет более 50% общего годового рабочего времени.
Трактор или автомобиль движется от пункта отправления к пункту назначения по пути сложной конфигурации, состоящему из прямолинейных и криволинейных участков. Для движения в заданном направлении водитель воздействует на органы управления, что приводит к изменению положнеия машины на опорной поверхности. Использование принципов системного подхода позволяет рассматривать поворот трактора и автомобиля как систему машина — водитель — опорная поверхность (почва). Одним из главных свойств машины как звена в системе является управляемость.
Под управляемостью маши»ы понимают ее способность точно сохранять заданное направление движения (заданный курс), а при соответствующем воздействии изменять его по требуемой траектории. Первое свойство называют курсовой устойчивостью, а второе — поворачиваемостью машины.
В качестве критериев оценки управляемости и поворачивае-мости колесных машин применяют следующие количественные показатели: минимальный радиус поворота при круговом движении; предельное значение скорости изменения кривизны траектории различных точек; количество энергии, затрачиваемое на управление при движении по заданной траектории; удельная сила тяги, необходимая при повороте; коэффициент использования сцепного веса при повороте.
Чем меньше радиус поворота, больше предельная скорость изменения кривизны траекторий характерных точек и меньше энергии затрачивается на управление, тем лучше управляемость и поворачиваемость колесной машины.
Основной способ поворота колесных машин — поворот управляемых колес в горизонтальной плоскости (рис. 84, а, б, в, г, ж). Обычно в качестве управляемых используют передние колеса, которые могут быть меньше задних (в универсально-пропашных тракторах) или одинакового с ними размера.
Некоторые тракторы и автомобили, чаще всего полноприводные, выполняют со всеми управляемыми колесами. Направления движения такой машины изменяют двумя способами: 1) передние и задние колеса поворачивают в разные стороны (рис. 84, г), и машина движется по окружности, центром О которой является пересечение осей вращения колес; 2) все колеса поворачивают в одну сторону (рис. 84, ж). Последний способ называют «краб». При повороте способом «краб» можно предотвратить сползание тракторов, работающих на косогорах, сместив все колеса на некоторый угол в сторону, противоположную направлению сползания. При этом улучшается и поперечная устойчивость трактора.
Однако при повороте машин с управляемыми колесами трудно получить малые радиусы поворота. Привод рулевого управления этих машин, особенно машин со всеми управляемыми колесами, имеет сложную конструкцию. Полезный объем таких машин уменьшен из-за наличия в корпусе ниш, необходимых для размещения управляемых колес при их повороте.
В связи с этим созданы новые схемы поворота по способу «ломающейся рамы» (рис. 84, д). Такие машины представляют собой систему из шарнирно сочлененных секций / и 2, поворачивающихся одна относительно другой в двух плоскостях. Направление движения такой машины изменяют поворотом одной секции относительно другой с помощью гидроцилиндра 3 на некоторый угол а в горизонтальной плоскости. При данном способе поворота достигаются хорошая маневренность и малые радиусы поворота, а также уменьшается число шарниров, так как оси колес неподвижны по отношению к рамам. Однако такие машины не могут работать на склонах.
Стремление создать высокоманевренный и простой по конструкции колесный трактор привело к появлению машины с колесной формулой 4К4 и управлением, выполненным по схеме поворота гусеничного трактора, т. е. с бортовым поворотом (рис. 84, е). Передние и задние колеса каждой стороны соединены шестеренной или цепной передачей. При повороте трактора выключают колеса одного борта, а при необходимости крутого поворота тормозят их. Касательная сила тяги PKl создается на включенном борту трактора. В такой конструкции отсутствует сложная в изготовлении и эксплуатации шарнирная передача крутящего момента к ведущим и управляемым колесам.
Каждый из перечисленных способов поворота определяет своеобразие кинематики поворота. Рассмотрим сначала кинематику простейшего случая поворота на опорной поверхности трактора с одним передним управляемым колесом (рис. 84, а). Допустим, что радиус поворота постоянен, скорость движения установившаяся и шины не имеют боковой эластичности. При этих условиях движение трактора на повороте можно рассматривать как вращение вокруг постоянной оси. Чтобы найти ее положение, достаточно определить, где на опорной поверхности пересекаются плоскости, нормальные к векторам скоростей любых двух точек остова трактора, например точки 0\ середины передней оси и точки Ог середины заднего моста. Так как скорости v\ и V2 указанных точек перпендикулярны соответствующим осям, то плоскости, нормальные к векторам скоростей точек 0\ и 02, проходят через геометрические оси соответственно переднего и задних колес. Точка О пересечения этих осей определяет положение проекций искомой оси вращения на опорной поверхности. Эту точку называют центром поворота.
Расстояние 002 от центра поворота до середины заднего моста называют радиусом поворота и определяют по формуле
tf=Ictga, (108)
где L — продольная база трактора, м; о — угол отклонения переднего колеса от его нейтрального положения при прямолинейном движении, град.
Минимальный радиус поворота Rm\n зависит от продольной базы L машины и возможного максимального угла ат»х отклонения колеса от нейтрального положения. Обычно атах=35...
45°. Минимальный радиус поворота по схеме на рисунке 84, д:
^min = 0,5Lctgamal, (109)
где ата<—максимальный угол, на который может быть отклонена от нейтрального положения каждая секция машины.
Для сравнительных расчетов используют относительный радиус поворота
р = Я/£, (110)
где В — ширина колеи машины.
На рисунке 84, б показан поворот автомобиля с двумя передними управляемыми колесами. Чтобы все колеса на опорной поверхности вращались без боковых скольжения и деформаций шин, центр вращения должен лежать на пересечении осей колес. Для этого необходимо отклонять управляемые колеса от нейтрального положения на разные углы, определяемые из следующих соотношений:
ctg«BH = {R-a)lL\ ctgaH - (R+a)/L,
где а»,, и ав — углы отклонения от нейтрального положения соответственно внутреннего и наружного по отношению к центру поворота колес; а — половина расстояния между осями шкворней поворотных цапф управляемых колес.
Разность ctgaH—ctgaBH=2a/L постоянна независимо от радиуса поворота. Соблюдение требуемого соотношения между углами ан и ави часто достигается применением для поворота цапф управляемых колес специального четырехзвенного механизма, называемого рулевой трапецией. При правильном подборе параметров рулевой трапеции соотношения между углами ан и аВн достаточно близки к теоретическим.
В тракторах с регулируемой шириной колеи эти соотношения выдерживаются с достаточной точностью лишь при определенной расстановке колес, применительно к которой были подобраны параметры рулевой трапеции. При изменении ширины колеи требуемые соотношения нарушаются.
При повороте машины с двумя передними управляемыми колесами на опорной поверхности часто для упрощения рассматривают средний угол поворота управляемых колес а= - (аВн+ан)/2.
Переход от прямолинейного движения на опорной поверхности к криволинейному с установившимся радиусом совершается не мгновенно, а по дуге, радиус кривизны которой постепенно уменьшается от начального R = oo до заданного конечного значения #=const. Аналогично выход из поворота совершается по дуге, радиус кривизны которой постепенно увеличивается от R=const до # = оо. Таким образом, движение с постоянным радиусом происходит лишь на части траектории поворота.
Длина переходных участков зависит от конструктивных параметров машины — продольной базы и конструкции рулевого привода, а также от эксплуатационных факторов — скорости движения на повороте и резкости поворота. Чем выше скорость и чем плавнее осуществляется поворот, тем больше длина переходных участков.
Регулировки рулевых управлений тракторов и автомобилей.
Регулировка рулевого управления сводится к уменьшению зазоров в сочленениях и к правильной установке направляющих колес. Если рулевое управление отрегулировано правильно, то при прямолинейном движении трактора свободный ход рулевого колеса не превышает угла 20°. Причем свободный ход получается за счет рабочих зазоров в сопряжениях деталей. Регулировка проводится в такой последовательности.
Регулировка шарниров тяг
Расшплинтовать и завернуть пробку шарнира до устранения ощутимого зазора в нем и, совместив паз пробки с отверстием в головке тяги, зашплинтовать ее. В шарнире с новыми деталями затягивают пробку до упора и отворачивают ее на 1/2 оборота.
Также вращением наконечников рулевых тяг делается схождение колес (около 2 мм).
Проверка и регулировка конических подшипников червяка
Проверить и подтянуть крепления деталей к корпусу рулевого механизма; отъединить от рулевой сошки продольную тягу и вращением руля вывести ролик сошки из зацепления с червяком; перемещая рулевое колесо в осевом направлении, определить зазор в подшипниках червяка. Если он ощущается, его необходимо отрегулировать, снимая прокладки из-под крышки корпуса.
При правильной регулировке рулевое колесо поворачивается от усилия 0,3 — 0,8 кг.
После регулировки ввести ролик сошки в зацепление с червяком.
Проверка и регулировка зацепления ролика с червяком. Установить ролик в среднее положение червяка. Для этого подсчитать число оборотов рулевого колеса при повороте червяка из одного крайнего положения в другое и повернуть колесо на половину сделанных оборотов.
Проверить угол поворота червяка и разбег сошки. При верной регулировке червяк вращается от среднего положения вправо и влево на угол 100° от усилия 1,5 — 2,2 кг, приложенного к ободу рулевого колеса; конец рулевой сошки имеет разбег не более 0,3 мм; угол поворота сошки в ту и другую сторону от среднего положения не менее 45°. При этом в крайних положениях ролика допускается свободный ход рулевого колеса до 30°.
В случае отклонения от указанных требований нужно снять рулевой механизм с трактора и регулировочным винтом вала рулевой сошки отрегулировать зацепление ролика с червяком до беззазорного в среднем положении, после чего установить рулевой механизм па трактор и поставить другие снятые детали.
Регулировка сходимости направляющих колес. Расстояние между покрышками колес на уровне оси в передней части должно быть на 8 — 12 мм меньше, чем в задней части. Это достигается регулировкой поперечной тяги.
Для получения наименьшего одинакового радиуса поворота трактора направо и налево устанавливают одинаковые наибольшие углы поворота направляющих колес.
Проверка и регулировка наибольших углов поворота направляющих колес. Повернуть рулевое колесо из крайнего положения в среднее. При одинаковых углах поворота правого и левого колес они займут положение, соответствующее движению трактора по прямой. В противном случае необходимо закрепить рулевое колесо в среднем положении и, вращая трубу толкающей тяги, установить колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению трактора.
- Экзаменационный билет № 1
- 1. Классификация тракторов по назначению, конструктивным и энергетическим признакам. Примеры.
- 2. Производственные процессы, технологические процессы и технологические операции в сельскохо-зяйственном производстве. Система машин и комплексная механизация сельскохозяйственного производства.
- 3. Мастер-наладчик, его функции в проведении то тракторов.
- 4. Единичные и комплексные показатели надёжности и их связь с экономической эффективностью использования машин.
- 5. Междисциплинарное задание № 1
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 2
- 3. Понятие о планово-предупредительной системе технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин, её назначение.
- 4. Основные правила выполнения разборочных работ. Причины повреждения деталей при разборке. Правила спрессовки шарикоподшипников. Какими способами удаляются концы обломанных шпилек и болтов?
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 3
- 2. Технология поверхностной обработки почвы. Классификация почвообрабатывающих машин. Основные тенденции совершенствования конструкций машин поверхностной обработки почвы.
- 3. Цель повышения энергонасыщенности тракторов. Применение энергонасыщенных тракторов, обеспечение условий для их эффективной работы.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 4
- 1. Кривошипно-шатунный механизм: назначение, типы, материал и конструкция основных деталей, неисправности и способы их устранения.
- 3. Понятие о машинно-тракторном агрегате, их назначение, классификация. Требования, предъявляемые к мта.
- 5. Междисциплинарное задание № 4.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 5
- 1. Силы и моменты, действующие на кривошипно-шатунный механизм. Уравновешивание двигателей.
- 3. Производительность мта, расчёт производительности. Понятие об условном эталонном гектаре, его назначение.
- 4. Характеристика расчётно-конструкторских, производственно-технологических и эксплуатационных отказов техники.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 6
- 2. Гидравлические способы уборки навоза.
- 3. Виды то тракторов, их периодичность. Оборудование, применяемое при то тракторов, планирование и организация то.
- 4. Система технического обслуживания и ремонта машин, принятая в рф.
- 5. Междисциплинарное задание № 6.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 7
- 2. Устройство и работа доильного агрегата дас-2в.
- 3. Технология диагностирования дизельной топливной аппаратуры, влияние эксплуатационных регулировок на показатели работы двигателя.
- 4. Виды испытаний машин на надёжность. Общие закономерности изнашивания деталей и сопряжений. Единицы измерений изнашивания и износов.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 8
- 1. Индикаторные и эффективные показатели двс.
- 2. Оборудование для поения животных и птицы.
- 3. Мобильные агрегаты то тракторов, их назначение, технические возможности.
- 2. Механизация погрузки и транспортировки кормов.
- Техническая характеристика погрузчика силоса и сенажа псс–5,5
- 3. Машинный двор сельскохозяйственного предприятия, его назначение. Права и обязанности заведующего машинным двором.
- 4. Приведите основные причины снижения долговечности головок блока двигателя. Предложите способы восстановления изношенных резьбовых отверстий под шпильки.
- 5. Междисциплинарное задание № 9.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 10
- 1. Технологический процесс предпосевной обработки почвы. Технологические основы выбора рациональных комплексов почвообрабатывающих машин.
- 2. Устройство и работа доильного агрегата адм-8.
- Техническая характеристика
- 3. Назначение технической диагностики тракторов. Применяемое оборудование и приборы.
- 4. Технология восстановления гнезда клапана головки блока двс. Способы притирки клапанов и проверки качества притирки сопряжения "гнездо-клапан".
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 11
- 2. Механизация раздачи кормов мобильными кормораздатчиками.
- 3. Порядок расчёта и комплектования посевного мта.
- 2. Устройство и работа доильных установок удт-8 и уда-8.
- 3. Дать определение и схемы маршрутов движения транспортных средств.
- 4. Назначение и технология обкатки и испытания автотракторных двс в мастерских автосервиса.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 13
- 2. Механизация раздачи кормов стационарными кормораздатчиками.
- 3. Назначение и организация работы стационарного пункта то тракторов.
- 4. Виды и методы ремонта и технического обслуживания машин и агрегатов.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 14
- 2. Устройство и работа доильных установок уде-8, уда-16.
- 3. Хранение сельскохозяйственных машин, способы и организация хранения.
- 4. Назначение дефектации и комплектации при ремонте. Селективный подбор деталей и комплектование по размерным группам (поршни-гильзы тракторных двигателей).
- 5. Междисциплинарное задание № 14.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 15
- 1. Способы и режимы торможения. Типы тормозных механизмов и их регулировки. Понятие о тормозном и полном остановочном пути.
- 3. Технологический расчёт и выбор оборудования системы вентиляции.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 16
- 1. Способы и кинематические схемы поворота колёсных машин, их сравнительный анализ. Регулировки рулевых управлений тракторов и автомобилей.
- 2. Технологии и способы посадки рассады. Технологическая схема полуавтоматической рассадопосадочной машины. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров.
- 3. Устройство и работа доильных установок удс-3а, удс-3б.
- 4. Методика статической и динамической балансировки деталей машин.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 17
- 1. Стабилизация управляемых колёс (углы установки колёс).
- 3. Устройство и работа с-12, азк-3.
- 4. Специализация и кооперирование ремонтных предприятий. Виды специализации.
- 5. Междисциплинарное задание № 19.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 18
- 1. Механизмы поворота гусеничных тракторов, их сравнительный анализ, регулировки.
- 3. Технология и механизация заготовки силоса.
- 4. Назовите основные механизированные способы сварки и наплавки при ремонте машин.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 19
- 1. Внешние силы, реакции и моменты, действующие на колёсный трактор. Касательная сила тяги по двигателю и по сцеплению.
- 3. Подбор коров для машинного доения и его физиологические основы.
- 4. Технологии и особенности сварки и наплавки автотракторных деталей из чугуна и алюминиевых сплавов.
- 5. Междисциплинарное задание № 21.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 20
- 1. Уравнение тягового баланса колёсного трактора. Анализ его составляющих.
- 2. Технологии уборки зерновых культур. Комплексы применяемых машин. Обзор конструкций зерноуборочных комбайнов современных моделей. Основы расчёта уборочно-транспортной системы.
- 3. Устройство и работа азм-0,8.
- 4. Марки моторных масел. Неисправности и правила эксплуатации смазочных систем. Периодичность и порядок замены моторных масел.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 21
- 1. Энергетический баланс колёсной машины, его анализ. Общий и тяговый кпд трактора.
- 3. Технология и механизация заготовки сенажа.
- 4. Главный инженер, его права и обязанности.
- 5. Междисциплинарное задание № 23.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 22
- 1. Внешние силы и моменты, действующие на гусеничный трактор. Уравнение тягового баланса гусеничного трактора. Регулировки ходовой части.
- 3. Механизация процесса гранулирования и брикетирования кормов.
- 4. Основные технико-экономические показатели работы тракторного парка.
- 5. Междисциплинарное задание № 24.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 23
- 3. Физиологические процессы молокообразования и отдачи молока при доении.
- 1. Образование молока и его регуляция.
- 2. Физиология выведения молока в процессе доения.
- 4. Диагностирование агрегатов гидросистемы тракторов, применяемые приборы и инструменты.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 24
- 1. Тяговая характеристика трактора. Её назначение и анализ.
- 2. Современные технологии и комплексы машин для заготовки кормов. Классификация и обзор конструкций современных моделей кормодобывающих машин.
- 3. Технология и механизация производства травяной муки.
- 4. Правила зарядки, эксплуатация и хранение автотракторных аккумуляторных батарей.
- Заряд акб
- Как правильно хранить
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 25
- 1. Междисциплинарное задание № 16.
- 2. Современные технологии и комплексы машин для послеуборочной обработки зерновых, семян льна, овощей. Обзор технологических схем пунктов и комплексов послеуборочной обработки урожая.
- 1 Корпус; 2 сосковая резина.
- 4. Учёба механизаторских кадров, назначение, организация учёбы.
- 5. Расчёт полной себестоимости ремонтируемых объектов. Определение прибыли, рентабельности и срока окупаемости ремонтно-обслуживающего предприятия.