4. Технологии и особенности сварки и наплавки автотракторных деталей из чугуна и алюминиевых сплавов.
Из чугуна изготовляются многие базисные детали строительно-дорожных машин, тракторов, автомобилей и технологического оборудования. При эксплуатации этих машин у чугунных деталей появляются .трещины, изломы, износы, которые необходимо устранять.
Сварка чугуна затруднена вследствие следующих причин :
1-склонности чугуна к отбеливанию;
2-трещинообразования при сварке;
3-резкого перехода при нагреве из твердого состояния в жидкое.
Чугун называется отбеленным, если большая часть углерода в нем находится в химически связанном состоянии , т.е. в виде цементита Fe3C. Отбеливание происходит при быстром охлаждении расплавленного чугуна, Углерод не успевает выделится в виде графита, а выделяется в виде цементита, ледебурита и мартенсита; чугун становится твердым и не поддается механической обработке.
В сером чугуне углерод находится в виде графита. Графитизация чугуна происходит не только при переходе чугуна из жидкого состояния в твердое, но и при дальнейшем охлаждении , причем чем медленнее охлаждается деталь, тем полнее происходит графитизация. Холодная масса чугунной , чаще всего большой по массе детали, ускоренно отводит тепло сварки, поэтому происходит интенсивное отбеливание сварного шва , а вследствие различия коэффициентов расширения серого и белого чугунов возникают внутренние трещины.
Избежать этих затруднений при сварке чугуна можно двумя способами :
1. Выполнять горячую сварку металла с последующим медленным охлаждением после сварки;
2. Выполнять холодную сварку чугуна, но вводить в шов элементы, препятствующие образованию цементита , или использовать способы упрочнения .швов.
Горячая сварка чугуна проводится на предварительно нагретых до 600 …. 650 °С деталях. После сварки происходит охлаждение всей массы нагретой детали, поэтому скорость охлаждения сварного шва будет ниже, чем при холодной сварке. В сварном шве успевает произойти графитизация, скорость усадки уменьшается и поэтому не образуется трещин в околошовной зоне.
При заварке трещин в конструктивно сложных деталях с целью устранения возможного трещинообразования проводится 2-х ступенчатый нагрев : сначала до температуры 200 …250 °С нагревают с относительно не высокой скоростью до 600 °/ час, а далее -с большей скоростью до 1600 °/ час. Сварка выполняется электродами типа ОМЧ-1, состоящих из чугунных прутков со специальным покрытием, или при газовой сварке чугунными прутками без покрытия .
Горячая сварка позволяет получить наилучшие результаты, но процесс технологически сложный и очень трудоемкий, поэтому широкого распространения не получила.
Чаще применяется холодная сварка чугуна, выполняемая следующими способами :
1.Стальным малоуглеродистым электродом.
2. Специальными электродами ПАНЧ-11, МНЧ-1, МНЧ-2, ОЗЧ-1 и др.
3. Биметаллическим электродом или пучком электродов.
Для повышения надежности сварки стальными малоуглеродистыми электродами в разделанные кромки шва ставят резьбовые шпильки или используется способ отжигающих валиков (рис. 2. 24). При наложении второго и последующего валиков первые сварные швы вновь нагреваются и уже остывают с меньшей скоростью, поэтому значительная часть цементита распадается, получается более мягкий сплав с меньшей степенью отбеливания. Структура различных зон сварки получается неодинаковой, однако в среднем она лучше , чем при обычной сварке. Эффективно использовать способ отжигающих валиков в комплексе со шпильками.
Для устранения продолжения трещины на ее оси сверлятся отверстия диаметром 2..3 мм , зубилом или шлифовальным кругом проводят V-образную разделку трещины и сверлят по ее длине отверстия , нарезают в них резьбы и заворачивают шпильки, которые сначала обваривают кругом, а затем наплавляют весь сплошной шов.
Однако эти способы холодной сварки малопроизводительны, поэтому , чаще всего, используются другие способы сварки чугунных деталей.
Если требуется хорошая обрабатываемость шва и допускается невысокая прочность, то используются электроды МНЧ-1, МНЧ-2. Никель, входящий в состав электродов, не образует соединений с углеродом, поэтому шов имеет невысокую твердость, но хорошо механически обрабатывается. Хорошие результаты при сварке чугуна дает использование сварочной проволоки ПАНЧ-11.
Электроды ОЗЧ-4, изготовляемые из медной проволоки с фтористо-кальциевой обмазкой, обеспечивают прочный, но труднообрабатываемый шов, представляющий собой медь ,насыщенную железом.
При отсутствии специальных электродов изготовляются биметаллические электроды (рис. 2.25 ) намоткой медной проволоки или надеванием медной трубки (меди до 70% от железа) на стальной стержень или малоуглеродистый стальной электрод. Сварной шов также представляет собой медь с вкраплениями железа, прочность его составляет до 60 ….70% от прочности основного металла.
Для сварки толстостенных чугунных деталей используют пучок электродов : стальной электрод диаметром 3 … 4 мм с обмазкой УОНИ-13/55, медный стержень диаметром 4… 5 мм и латунный пруток диаметром 1,5 … 3 мм. Электрическая дуга автоматически перемещается с одного электрода не другой, поэтому тепло распространяется на большую площадь, шов медленнее охлаждается и поэтому меньше отбеливается. Пучок может также состоять из одного медного и одного стального, или двух медных и одного стального электродов.
Газовую ацетилено-кислородную сварку чугуна ведут нейтральным пламенем или с небольшим избытком ацетилена. Присадочный материал — чугунные прутки диаметром 6 …8 мм. При газовой сварке используются флюсы :
1 - бура;
2 - смесь 50 % буры, 47 % двууглекислого натрия и 3 % окиси кремния;
3 - смесь 56 % буры, 22 % углекислого натрия и 22 % углекислого калия.
Трудность сварки алюминия заключается в следующем :
1. На поверхности детали образуется тугоплавкая окись алюминия, высокая температура (2050…2060 °С) плавления которой препятствует образованию сварочной ванны и соединению кромок свариваемого материала, который расплавляется при более низкой температуре( 650 …660 °С).
2. Алюминий и его сплавы жидкотекучи , не меняют своего цвета, оставаясь серебристо-белыми. Это затрудняет сварку и визуальное определение момента сварки и заплавления шва.
3. Высокая теплопроводность алюминия и быстрый отвод тепла приводят к большим внутренним напряжениям, к короблению деталей и к появлению трещин.
Несмотря на эти затруднения можно получить качественные сварные швы одним из способов :
1-газовой сваркой как без флюса, так и с флюсом;
2-электродуговой сваркой плавящим электродам;
3-электродуговой сваркой неплавящим угольным электродом;
4-аргонно-дуговой сваркой.
Газовую сварку без флюса проводят восстановительным пламенем с небольшим избытком ацетилена. Внутренние полости детали набивают песком, на деталь, подогретую до 250 … 300 °С, укладывают куски припоя (металл однородный с деталью) и пламенем горелки одновременно подогревают припой и деталь, а с помощью стального крючка удаляют окисную пленку и пододвигают расплавленные куски припоя к трещине, перемешивают крючком, добиваясь надежного сваривания.
При безфлюсовой сварке качество сварки хуже, чем при сварке с флюсом. Для разрушения окисной пленки чаще всего используется флюс АФ-4А, представляющий собой смесь хлористых и фтористых солей натрия, калия и лития. Флюс сильно разъедает металл, поэтому после сварки необходимо тщательно удалять остатки флюса и промывать деталь. Сварку детали ведут алюминиевым прутком, предварительно покрытым флюсом, или флюс насыпают на кромки трещин и водят по нему прутком, или пруток во время сварки обмакивают во флюс. Для улучшения структуры шва и снятия внутренних напряжений деталь при сварке желательно нагревать до 300 …350 °С.
Электродуговую сварку алюминиевых деталей проводят на постоянном токе обратной полярности. Используются электроды типа ОЗА-1 и ОЗА-2, изготовляемые из алюминиевой проволоки с нанесенной обмазкой, аналогичной по составу флюсу АФ-4А.
Сварка алюминия угольным электродом применяется реже, чем другими способами. Процесс выполняется аналогично газовой сварке с флюсом.
Аргонно-дуговая сварка ( рис. 2.26 ) обеспечивает самое лучшее качество сварки, выполняется с помощью вольфрамового электрода и стационарных установок УДАР-300, УДАР-500, состоящих из сварочного трансформатора с дросселем насыщения и осциллятором или с помощью передвижных установок УДГ-301 и УДГ-501. Имеются установки для сварки алюминия различными токами: постоянным или импульсным ( УДГ-161) ; постоянным, импульсным или переменным (УДГ- 251, УДГ-351) .
В зону электрической дуги между деталью и вольфрамовым электродом через специальную горелку подается аргон, который предохраняет металл от окисления и вводится алюминиевый пруток. Разрушение окисной пленки происходит под действием дуги. Состав электродной проволоки выбирается близким по составу основному металлу.
- Экзаменационный билет № 1
- 1. Классификация тракторов по назначению, конструктивным и энергетическим признакам. Примеры.
- 2. Производственные процессы, технологические процессы и технологические операции в сельскохо-зяйственном производстве. Система машин и комплексная механизация сельскохозяйственного производства.
- 3. Мастер-наладчик, его функции в проведении то тракторов.
- 4. Единичные и комплексные показатели надёжности и их связь с экономической эффективностью использования машин.
- 5. Междисциплинарное задание № 1
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 2
- 3. Понятие о планово-предупредительной системе технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин, её назначение.
- 4. Основные правила выполнения разборочных работ. Причины повреждения деталей при разборке. Правила спрессовки шарикоподшипников. Какими способами удаляются концы обломанных шпилек и болтов?
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 3
- 2. Технология поверхностной обработки почвы. Классификация почвообрабатывающих машин. Основные тенденции совершенствования конструкций машин поверхностной обработки почвы.
- 3. Цель повышения энергонасыщенности тракторов. Применение энергонасыщенных тракторов, обеспечение условий для их эффективной работы.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 4
- 1. Кривошипно-шатунный механизм: назначение, типы, материал и конструкция основных деталей, неисправности и способы их устранения.
- 3. Понятие о машинно-тракторном агрегате, их назначение, классификация. Требования, предъявляемые к мта.
- 5. Междисциплинарное задание № 4.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 5
- 1. Силы и моменты, действующие на кривошипно-шатунный механизм. Уравновешивание двигателей.
- 3. Производительность мта, расчёт производительности. Понятие об условном эталонном гектаре, его назначение.
- 4. Характеристика расчётно-конструкторских, производственно-технологических и эксплуатационных отказов техники.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 6
- 2. Гидравлические способы уборки навоза.
- 3. Виды то тракторов, их периодичность. Оборудование, применяемое при то тракторов, планирование и организация то.
- 4. Система технического обслуживания и ремонта машин, принятая в рф.
- 5. Междисциплинарное задание № 6.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 7
- 2. Устройство и работа доильного агрегата дас-2в.
- 3. Технология диагностирования дизельной топливной аппаратуры, влияние эксплуатационных регулировок на показатели работы двигателя.
- 4. Виды испытаний машин на надёжность. Общие закономерности изнашивания деталей и сопряжений. Единицы измерений изнашивания и износов.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 8
- 1. Индикаторные и эффективные показатели двс.
- 2. Оборудование для поения животных и птицы.
- 3. Мобильные агрегаты то тракторов, их назначение, технические возможности.
- 2. Механизация погрузки и транспортировки кормов.
- Техническая характеристика погрузчика силоса и сенажа псс–5,5
- 3. Машинный двор сельскохозяйственного предприятия, его назначение. Права и обязанности заведующего машинным двором.
- 4. Приведите основные причины снижения долговечности головок блока двигателя. Предложите способы восстановления изношенных резьбовых отверстий под шпильки.
- 5. Междисциплинарное задание № 9.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 10
- 1. Технологический процесс предпосевной обработки почвы. Технологические основы выбора рациональных комплексов почвообрабатывающих машин.
- 2. Устройство и работа доильного агрегата адм-8.
- Техническая характеристика
- 3. Назначение технической диагностики тракторов. Применяемое оборудование и приборы.
- 4. Технология восстановления гнезда клапана головки блока двс. Способы притирки клапанов и проверки качества притирки сопряжения "гнездо-клапан".
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 11
- 2. Механизация раздачи кормов мобильными кормораздатчиками.
- 3. Порядок расчёта и комплектования посевного мта.
- 2. Устройство и работа доильных установок удт-8 и уда-8.
- 3. Дать определение и схемы маршрутов движения транспортных средств.
- 4. Назначение и технология обкатки и испытания автотракторных двс в мастерских автосервиса.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 13
- 2. Механизация раздачи кормов стационарными кормораздатчиками.
- 3. Назначение и организация работы стационарного пункта то тракторов.
- 4. Виды и методы ремонта и технического обслуживания машин и агрегатов.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 14
- 2. Устройство и работа доильных установок уде-8, уда-16.
- 3. Хранение сельскохозяйственных машин, способы и организация хранения.
- 4. Назначение дефектации и комплектации при ремонте. Селективный подбор деталей и комплектование по размерным группам (поршни-гильзы тракторных двигателей).
- 5. Междисциплинарное задание № 14.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 15
- 1. Способы и режимы торможения. Типы тормозных механизмов и их регулировки. Понятие о тормозном и полном остановочном пути.
- 3. Технологический расчёт и выбор оборудования системы вентиляции.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 16
- 1. Способы и кинематические схемы поворота колёсных машин, их сравнительный анализ. Регулировки рулевых управлений тракторов и автомобилей.
- 2. Технологии и способы посадки рассады. Технологическая схема полуавтоматической рассадопосадочной машины. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров.
- 3. Устройство и работа доильных установок удс-3а, удс-3б.
- 4. Методика статической и динамической балансировки деталей машин.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 17
- 1. Стабилизация управляемых колёс (углы установки колёс).
- 3. Устройство и работа с-12, азк-3.
- 4. Специализация и кооперирование ремонтных предприятий. Виды специализации.
- 5. Междисциплинарное задание № 19.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 18
- 1. Механизмы поворота гусеничных тракторов, их сравнительный анализ, регулировки.
- 3. Технология и механизация заготовки силоса.
- 4. Назовите основные механизированные способы сварки и наплавки при ремонте машин.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 19
- 1. Внешние силы, реакции и моменты, действующие на колёсный трактор. Касательная сила тяги по двигателю и по сцеплению.
- 3. Подбор коров для машинного доения и его физиологические основы.
- 4. Технологии и особенности сварки и наплавки автотракторных деталей из чугуна и алюминиевых сплавов.
- 5. Междисциплинарное задание № 21.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 20
- 1. Уравнение тягового баланса колёсного трактора. Анализ его составляющих.
- 2. Технологии уборки зерновых культур. Комплексы применяемых машин. Обзор конструкций зерноуборочных комбайнов современных моделей. Основы расчёта уборочно-транспортной системы.
- 3. Устройство и работа азм-0,8.
- 4. Марки моторных масел. Неисправности и правила эксплуатации смазочных систем. Периодичность и порядок замены моторных масел.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 21
- 1. Энергетический баланс колёсной машины, его анализ. Общий и тяговый кпд трактора.
- 3. Технология и механизация заготовки сенажа.
- 4. Главный инженер, его права и обязанности.
- 5. Междисциплинарное задание № 23.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 22
- 1. Внешние силы и моменты, действующие на гусеничный трактор. Уравнение тягового баланса гусеничного трактора. Регулировки ходовой части.
- 3. Механизация процесса гранулирования и брикетирования кормов.
- 4. Основные технико-экономические показатели работы тракторного парка.
- 5. Междисциплинарное задание № 24.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 23
- 3. Физиологические процессы молокообразования и отдачи молока при доении.
- 1. Образование молока и его регуляция.
- 2. Физиология выведения молока в процессе доения.
- 4. Диагностирование агрегатов гидросистемы тракторов, применяемые приборы и инструменты.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 24
- 1. Тяговая характеристика трактора. Её назначение и анализ.
- 2. Современные технологии и комплексы машин для заготовки кормов. Классификация и обзор конструкций современных моделей кормодобывающих машин.
- 3. Технология и механизация производства травяной муки.
- 4. Правила зарядки, эксплуатация и хранение автотракторных аккумуляторных батарей.
- Заряд акб
- Как правильно хранить
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 25
- 1. Междисциплинарное задание № 16.
- 2. Современные технологии и комплексы машин для послеуборочной обработки зерновых, семян льна, овощей. Обзор технологических схем пунктов и комплексов послеуборочной обработки урожая.
- 1 Корпус; 2 сосковая резина.
- 4. Учёба механизаторских кадров, назначение, организация учёбы.
- 5. Расчёт полной себестоимости ремонтируемых объектов. Определение прибыли, рентабельности и срока окупаемости ремонтно-обслуживающего предприятия.