1. Внешние силы и моменты, действующие на гусеничный трактор. Уравнение тягового баланса гусеничного трактора. Регулировки ходовой части.
Рассмотрим общий случай прямолинейного движения, когда гусеничный трактор с прицепом движется ускоренно на подъем с углом а наклона поверхности к горизонтали. При этом в продольно-вертикальной плоскости на трактор действуют следующие внешние силы и реакции (рис. 44):
- вес трактора G; его составляющие Gsinа и Gcosа соответственно параллельны и перпендикулярны поверхности пути;
- сила инерции Рj поступательно движущихся масс трактора;
- тяговое сопротивление на крюке Ркр, приведенное в условную точку прицепа, его составляющие и; соответственно параллельны и перпендикулярны поверхности пути;
- реакции почвы, параллельные поверхности пути: касательная сила тяги Рк и составляющая Pf сопротивления перекатыванию;
- реакция У, нормальная к поверхности, — это результирующая всех нормальных реакций почвы, действующих на отдельные звенья гусениц.
Сопротивлением воздуха, моментами касательных сил инерции вращающихся деталей трансмиссии и двигателя, посаженных на поперечные валы, а также движущихся звеньев гусеничных цепей пренебрегаем. Для упрощения рисунка в качестве опорной поверхности гусениц принята плоскость, в которой действует касательная сила тяги Рк.
Номинальная касательная сила тяги Ркн=
где Nен в кВт; nн в об/мин (см.задание№1);
ίт – общее передаточное число трансмиссии;
ηмг – механический к.п.д. трансмиссии и гусеницы (для колесных тракторов
0,91-0,92, для гусеничных – 0,86-0,88);
rк – радиус качения ведущего колеса (звездочки), м;
Для колесных тракторов на пневматических шинах rк=r0+λh,
где r0 – радиус обода колеса, м; h – высота пневматической шины (равная ее ширине), м; λ – коэффициент усадки шины (для пневматических шин низкого давления 0,75-0,80);
Для гусеничных тракторов rк=rнo=0,355,
где rнo – радиус начальной окружности ведущей звездочки, м.
Максимальная сила сцепления Fс max = μGc ,кН,
где Gс – сцепной вес трактора, кН; μ – коэффициент сцепления движителя с почвой
Для гусеничного трактора или трактора с четырьмя ведущими колесами: Gc=G cos α,
где G – эксплуатационный вес трактора, кН; α – уклон поля, град
Движущую силу Рд определяют из условия:
-если Ркн > Fc max, то Рд = Fc max;
-если Ркн ≤ Fc max, то Рд = Ркн;
Сопротивление качению трактора: Рf = G*f f,где f – коэффициент сопротивления качению трактора
Сопротивление движению трактора на подъем: Рα = G sin α G, где ί – уклон поля, % (sin α tg α = ).
Сила тяги трактора Ркр = Рд – (Рf + Рα)
Уравнение тягового баланса трактора (без вала отбора мощности, движение установившееся, на подъем; сопротивлением воздуха пренебрегли)
Ркн=Рf+Рα+Рнсц+Ркр, кН
Уравнение тягового баланса в общем случае движения гусеничного трактора по аналогии с уравнением для колесных машин может быть записана в виде:
Назовем точку приложения результирующей нормальной реакции почвы Y центром D давления трактора. В общем случае центр давления не совпадает с серединой опорной длины гусениц. Продольное расстояние хD от указанной середины до-центра давления назовем смещением центра давления.
Чтобы установить смещение хD, запишем уравнение моментов внешних сил и реакций, действующих на трактор, относительно центра D давления
где a — продольная координата центра тяжести трактора относительно геометрической оси ведущих колес гусениц; аo — продольная координата центра тяжести трактора относительно середины опорной длины гусениц, аo>0 если центр тяжести смещен вперед, и ао<0, если он смещен назад; hцт и hкр — соответственно вертикальные координаты центра тяжести трактора и условной точки прицепа; hп — плечо составляющей Pfn сопротивления качению.
Произведение Pfnhn в дальнейшем примем равным моменту Mf сопротивления качению гусеничного трактора (из-за смятия почвы).
Из приведенного уравнения находим смещение центра давления трактора относительно середины опорной поверхности гусениц:
При равномерном движении трактора на горизонтальном участке
Если , то гусеницы трактора не догружаются нормальной составляющей силы на крюке, и силовое воздействие выражается лишь в смещении центра давления
С ростом Ркр величина хD изменяется весьма значительно.
Скотников В.А. Основы теории и расчета тарктора и автомобиля (1986)
http://reklama78.ru/traktora-i-zapasnye-chasti-k-nim/obcshaya-dinamika-gusenichnogo-traktora/vneshnie-sily-i-momenty-dejstvuyucshie-na-gusenichnyj-traktor.html
Проверка и регулировка кареток подвески. В каретках подвески проверяют и регулируют осевое перемещение (люфт) опорных катков в подшипниках. В правильно собранной каретке не должно быть радиального биения опорных катков, а осевое перемещение должно составлять 0,20,4 мм.
При эксплуатации трактора изнашиваются ролики и кольца конических роликоподшипников. Между ними увеличивается зазор, вследствие чего появляется радиальное биение и повышенное осевое перемещение катков. Для проверки состояния подшипников каждую пару опорных катков приподнимают над гусеницей с помощью домкрата или специального башмака, устанавливаемого под головку балансира каретки. Радиальное биение и осевое перемещение опорных катков определяют с помощью ломика, пропущенного в окно катка. Упирая ломик в балансир, нажимают им на каток в осевом и радиальном направлениях. Если при этом величина перемещения катков с осью будет больше установленной, небходимо отрегулировать подшипники. Для этого снимают каретку подвески с цапфы рамы и, отвернув гайки осей катков, снимают при помощи съемника опорные катки. Затем вывертывают болты корпусов уплотнения, снимают корпуса и регулировочные прокладки. В зависимости от величины осевого перемещения уменьшают количество регулировочных прокладок поровну с каждой стороны. Вновь устанавливают с оставшимися регулировочными прокладками корпуса уплотнений и затягивают болты. Вращая ось катков, проверяют регулировку подшипников. Если они отрегулированы правильно, ось катков будет проворачиваться в подшипниках туго. После этого добавляют одну прокладку толщиной 0,2 мм, собирают весь узел и, убедившись, что опорные катки вращаются свободно, без заедания, устанавливают каретку на цапфу рамы. Осевое перемещение кареток подвески на цапфах рамы у трактора ДТ-75 не регулируют. Однако необходимо периодически контролировать величину осевого люфта, чтобы определить надежность крепления резьбовых соединений и степень износа трущихся поверхностей деталей крепления кареток. Нормальное осевое перемещение кареток должно находиться в пределах 0,52 мм. Если осевое перемещение свыше 2 мм, то уменьшают его величину, устанавливая картонную прокладку толщиной 0,5 мм под крышку 12 (см. рис. 75) вместо прокладки толщиной 1,5 мм, устанавливаемой при сборке трактора на заводе.
Если при проведении регулировок приходится открывать заполненные смазкой полости, необходимо тщательно промыть работающие в смазке детали, очистить их от грязи и проверить состояние деталей уплотнения.
Проверка и регулировка направляющего колеса. В направляющих колесах проверяют и регулируют конические роликоподшипники. При проверке снимают гусеничную цепь и покачивают колесо вручную. Если направляющее колесо отрегулировано правильно, то в подшипниках не должно быть радиального зазора, а осевое перемещение колеса должно находиться в пределах 0,2 0,5 мм. При обнаружении радиального зазора или повышенного осевого перемещения направляющего колеса подшипники регулируют. Для этого отвертывают болты, крепящие крышку 24 (см. рис. 79), и снимают ее вместе с картонной прокладкой. Отгибают с граней гаек, крепящих колесо на коленчатой оси, замковую пластину и, придерживая одним ключом гайку 22, отвертывают другим на пол-оборота контргайку. Завертывая гайку 22, устраняют зазор в конических роликоподшипниках направляющего колеса. Гайку завертывают до тех пор, пока не потребуется приложить значительное усилие на ободе для вращения направляющего колеса.
После этого отвертывают гайку на ¼ - 1/3 оборота и, придерживая ее ключом, затягивают до отказа контргайку. Убедившись, что направляющее колесо вращается свободно, без заедания и радиального зазора, и перемещается в осевом направлении в указанных пределах, шплинтуют гайку и контргайку, устанавливают крышку с прокладкой и затягивают болты крышки. Проверка и регулировка натяжения гусениц. Во время работы трактора вследствие износа отверстий проушин звеньев и пальцев длина гусеницы увеличивается, а натяжение ее ослабевает. Слабое натяжение гусеницы вызывает утыкание в цевки и прощелкивание зубьев ведущего колеса, приводящие к быстрому износу элементов зацепления. Поэтому в процессе эксплуатации необходимо систематически проверять и регулировать натяжение гусениц, которое определяется по величине провисания верхней ветви-.
Перед проверкой трактор устанавливают на ровной и твердой площадке. Перед остановкой трактор должен немного продвинуться вперед, чтобы натянуть участок гусеницы, расположенный между последними парами опорных катков и ведущими колесами. Величину провисания верхней ветви гусеницы на участке между передним и задним поддерживающими роликами определяют следующим образом. На выступающие концы пальцев звеньев, расположенных над поддерживающими роликами, кладут ровную планку и линейкой измеряют расстояние от планки до пальцев наиболее провисающих звеньев. В правильно натянутой гусенице это расстояние равно 3050 мм. Если величина провисания более 50 мм, то необходимо отрегулировать натяжение гусениц. Для этого очищают от грязи резьбу стяжного болта 10 (рис. 80), покрывают его смазкой УС, отпускают контргайку 13 и, свинчивая регулировочную гайку 14 с натяжного болта амортизатора, подают направляющее колесо вперед до тех пор, пока не будет достигнуто нормальное натяжение гусеницы. После регулировки резьбу натяжного болта смазывают смазкой УС и затягивают контргайку Натяжение можно регулировать до тех пор, пока направляющее колесо не окажется в крайнем переднем положении, т. е. резьбовой конец натяжного болта не скроется полностью в сферической головке упорного кронштейна рамы. Тогда разъединяют гусеничную цепь и удаляют из нее одно звено. Чтобы соединить укороченные гусеницы, гайку 14 и контргайку 13 навертывают на натяжной болт до соприкосновения с гайкой 12, стягивающей пружины амортизаторов. Подают направляющее колесо в крайнее заднее положение. Затем соединяют гусеничную цепь и регулируют ее натяжение.
При регулировке натяжения гусеницы не следует отвертывать гайку 12, так как положение ее определяет раз и навсегда установленное предварительное сжатие пружин и на натяжение гусеничной цепи не влияет. Нельзя также чрезмерно натягивать гусеничную цепь, так как повышенное натяжение увеличивает нагрузки в проушинах звеньев при перегибах и, следовательно, вызывает быстрый износ звеньев и пальцев. Кроме того, повышенное натяжение гусениц понижает к.п.д. гусеничного движителя, приводит к перерасходу топлива и потере тяговой мощности трактора.
2. Способы и технологии уборки моркови, столовых и кормовых корнеплодов, капусты. Классификация и обзор конструкций машин для уборки овощей. технические средства механизации, используемые при уборке моркови, капусты, корнеплодов с применением ручного труда.
Способы и технологии уборки моркови. Убирают морковь в фазе биологической спелости, в сухую погоду в конце сентября – начале октября. Учитывают, что основная масса корнеплодов формируется в последний месяц. Но проводить уборку нужно до заморозков. В последние годы все крупные овощеводческие совхозы применяют механизированную технологию уборки моркови с использованием машин теребильного типа (морковь, предназначенная для реализации в торговую сеть, предприятия питания и т.п., т.е. там, где пользуются спросом корнеплоды с удлиненной формой). Аналогом машин данного типа является прицепной морковоуборочный комбайн ЕМ-11 производства фирмы Фортшритт (ГДР). От уборочных машин на сортировальный пункт продукцию перевозят саморазгружающимися прицепами или автосамосвалами.
По сути при ручном сбору моркови, механизация сбора урожая моркови производится следующим способом: картофельными копателями разъезжают борозды, корнеплоды остаются наверху, где их можно свободно, без усилия собирать. Этот вариант больше подходит для коротких корнеплодов утолщенной формы (Шантанэ), при уборке других сортов кожуре моркови зачастую наносятся повреждения.
Уборку корнеплодов проводят при помощи машин ЕМ-11, ММТ-1, РКС-6. Продуктивность морковоуборочных машин ЕМ-11 и ММТ-1— 0,21 га/ч. Второй способ – уборка моркови с помощью подкапывающих приставок на картофелеуборочных комбайнах (короткие корнеплоды утолщенной формы типа Шантенэ для промышленной переработки). Картофелеуборочные комбайны имеют большую производительность, однако, наносят большее повреждение кожуре корнеплодов.
При уборке машинами теребильного типа не требуется предварительного удаления ботвы, а при уборке комбайнами необходимо производить предварительное удаление ботвы. В обоих случаях необходимо обеспечить чистоту посевов от сорной растительности. В особой степени чистота от сорной растительности требуется при работе машин теребильного типа, т.к. данные машины работают в автоматическом режиме отслеживания рядка растений, и при наличии сорной растительности копир рядка может отклониться в сторону.
Комплекс машин для уборки корнеплодов предлагает фирма ООО «Спектр-М», среди них:
Морковоуборочный комбайн ME 45 однорядный элеваторного типа, навесной, выкапывающий аппарат теребильного типа;
Морковоуборочный комбайн Т 100 Е однорядный, прицепной, элеваторного типа, выкапывающий аппарат теребильного типа;
2-х рядный морковоуборочный комбайн Т 200 Е, прицепной, элеваторного типа, выкапывающий аппарат теребильного типа.
Известен также морковоуборочный комбайн ДЕВУЛЬФ DEWULF - 2-рядный прицепной комбайн для уборки товарной моркови методом выдергивания за ботву. Скорость работы выдергивающих ремней устанавливается гидросистемой в соответствии со скоростью движения трактора. Широкий элеватор (1200 мм) для прямой перегрузки продукта в транспортные средства обеспечивает высокую производительность и бережное отношение к продукту. Скорость работы элеватора регулируется бесступенчато, из кабины трактора. Разгрузочная высота регулируется от 1 до 3,5 метров. После уборки продукцию сортируют на линиях ПСК-6 или ЛСК-20. Корнеплоды очищают от земли, растительных остатков, калибруют нa 2 фракции (крупные и мелкие). Стандартные корнеплоды затаривают в ящики и отвозят для реализации в торговую сеть, или отправляют на хранение, а нестандартные – на переработку. Морковь, предназначенная для длительного хранения, должна быть полностью созревшей. Товарные корнеплоды моркови после уборки при закладке на хранение должны быть свежими, не треснувшими, без механических повреждений, с окраской, свойственной сорту, с ботвой – не более 1 см, диаметром – 2,5 – 6 см. На зимнее хранение закладывают здоровые, неповрежденные корнеплоды в хранилища с активной вентиляцией, а также в бурты или траншеи с переслойкой песком. Морковь очень требовательна к хранению, так что условия закладки на хранение необходимо тщательно контролировать.
Способы и технологии уборки столовых и кормовых корнеплодов. Из всех операций при производстве столовых корнеплодов наиболее трудоемкой является уборка урожая, составляющая до
Для частичной механизации уборки этих культур (подкопки) промышленность выпускала навесные свеклоподъемники СНУ-3Р, СНУ-3С, СНШ-3 и ОПКШ-1,4. Если на подкопку столовой моркови вручную лопатами затрачивается до 15 чел./дней на 1 га, то применение вышеперечисленных орудий сокращает затраты труда до 0,1–0,2 чел./дней.
Свеклоподъемник СНУ-3Р оборудован тремя подкапывающими лапами — двумя правыми и одной левой. Применяется на однострочных схемах посева с междурядьями 45 и 60 см. Глубина подкапывания — до 28 см. Агрегатируется с тракторами кл. 0,6–1,4. Ширина захвата при схеме посева 45 см — 1,35 м (трехрядный вариант); при схеме посева 60 см — 1,2 м (двухрядный вариант), производительность — до 0,8 га/ч чистого времени.
В отличие от СНУ-ЗР свеклоподъемник СНУ-ЗС оборудован скобой с шириной захвата 1,2 м. Глубина подкапывания регулируется в пределах 15 см. Он предназначен для подкапывания неглубоко залегающих корнеплодов и лука.
Свеклоподъемник СНШ-3 по конструкции подобен свеклоподъемникам СНУ-3Р, СНУ-3С, но агрегатируется с самоходным шасси Т-16М.
Орудие ОПКШ-1,4 для подкапывания корнеплодов агрегатируется с самоходным шасси Т-16М или трактором Т-25 и предназначено для работы на грядах, гребнях, ровной поверхности поля и на легких каменистых почвах. При наезде скобы на препятствие кулачки муфты выводятся из зацепления и скоба поворачивается, обходя препятствие. Для возвращения скобы в рабочее положение служит второй гидроцилиндр шасси или выносной гидроцилиндр трактора.
ВАТ «Калиновский ремонтно-механический завод» (Винницкая обл.) выпускает свеклоподкапыватели БНП-3, которые предназначены для подкапывания сахарной и кормовой свеклы, моркови. Агрегатируются они с тракторами кл. 1,4.
На рис. 4 представлен улучшенный вариант скобы для выкопки столовых корнеплодов в агрегате с трактором кл. 1,4.
В хозяйствах, где столовые корнеплоды посеяны многострочными лентами, изготавливали навесные и прицепные скобы и подкапывали одновременно до пяти рядков корнеплодов. Рабочее лезвие скобы заточено по всей длине. Угол вхождения лезвий в землю — 25°. Ширина захвата скобы — 1200 мм. Сечение полосы, из которой изготовлена скоба, — 100х12 мм. Глубина подкапывания регулируется до 30 см.
В нашей стране работы по созданию машин для уборки столовых корнеплодов ведутся с 1950 года.
Первая разработанная машина УКШ-1 — однорядная теребильного типа, смонтированная на самоходном шасси Т-16. Основные узлы машины: теребильный механизм, состоящий из двух бесконечных втулочно-роликовых цепей с накладками из прорезиненного ремня, и выравнивающий механизм с дисковым ножом.
Первые опытные партии машины КБШ-1 выкапывающего типа для однофазной уборки с обрезкой ботвы на корню были выпущены в 1962–1966 годах. Машина КБШ-1 могла работать только в варианте копателя с укладкой корнеплодов в валок при скорости: на легких почвах — 1 м/с, на тяжелых — до 0,3 м/с.
Более совершенными были однорядная КУД-1 и двухрядная — УМП-2.
Копачи машины УМП-2 представляют собой диски с гладким кольцевым лезвием, а в машине КУД-1 — копач комбинированный, в виде пальчатых дисков и скобы для предварительного подкапывания почвенного пласта.
Машина КУД-1 навешивалась сбоку на гусеничный трактор Т-38, а машина УМП-2, полунавесная, агрегатировалась с колесными тракторами кл. 1,4.
Двухфазный способ уборки получил большее распространение. Чаще всего ботву удаляют ротационными косилками КИР-1,5 со сбором ботвы в прицеп или УБД-2 и КИР-1,5Б — в бункер.
Для уборки кормовой свеклы по традиционной технологии применяют корнеуборочные машины КС-6Б-05 и МКК-6 и ботвоуборочные МБК-2,7. Уборку проводят раздельным поточным способом. Сначала ботвоуборочной машиной МБК-2,7 срезают ботву и грузят ее в рядом идущий транспорт, затем корнеуборочной машиной КС-6Б-05 или МКК-6 выкапывают и очищают от земли и растительных остатков корнеплоды и грузят в рядом идущее транспортное средство. Ботву отвозят к месту скармливания или силосования, корнеплоды — к месту хранения. Оборудование тракторов и транспортных средств и расположение их в рядках такие же, как при уборке сахарной свеклы.
Корнеуборочная машина МКК-6 предназначена для уборки корнеплодов кормовой свеклы с междурядьями 45 и 60 см. Ботву с корней предварительно срезают ботвоуборочной машиной.
Рисунок 3.6. Технологическая схема работы машины МКК-6: 1 — продольный транспортер; 2 — поперечный транспортер; 3 — погрузочный транспортер; 4 — кузов транспортного средства; 5 — шнековый очиститель; 6 — приемный транспортер копателя; 7 — кулачковые валы; 8 — битерный вал; 9 — копач; 10 — автомат вождения.
Способы и технологии уборки капусты. Энергосберегающая технология производства капусты в больших объемах предусматривает максимальную механизацию уборочных работ на базе сельскохозяйственной техники, выпускаемой отечественной промышленностью, а также закупаемой за границей. Соблюдение всех параметров технологии выращивания и уборки обеспечивает получение урожайности товарных кочанов 50-60 т/га при затратах труда 6,2 чел.-ч/т или 340 чел.-ч/га. Однако в последние годы механизированная уборка овощей в большинстве хозяйств практически приостановлена в связи с тем, что в результате реформы в сельском хозяйстве возникли разные формы собственности, соответственно, производятся и разные объемы капусты. Впрочем, альтернативы в будущем нет, необходимо вернуться к накопленному опыту механизированных технологий уборки. Убирать урожай начинают при достижении кочанами технической спелости и заканчивают до наступления устойчивых заморозков. Капусту раннеспелых сортов убирают выборочно, по мере созревания кочанов, в середине июня — начале июля, не допуская их растрескивания и потери товарных качеств. Кочан готов к уборке, когда становится плотным на ощупь, а кроющие листья начинают светлеть, приобретая характерный блеск. Выборочная уборка урожая капусты раннеспелой по мере достижения кочанами технической спелости экономически более целесообразна, чем одноразовая. Капусту белокочанную среднеспелых сортов убирают в Украине в августе для квашения, когда кочан станет плотным и масса его достигнет 2-3 кг и более. Кочаны убирают с 2-3 покровными листьями, защищающими их от повреждений и загрязнения. Срок уборки капусты белокочанной позднеспелых сортов в Украине — октябрь. В Лесостепи оптимальным он является во второй декаде октября. Позднеспелые сорта при невозможности быстрой уборки и реализации кочанов могут более или менее длительный период сохраняться на корню. Однако для закладки на длительное хранение их убирают до начала заморозков вручную при помощи средств частичной механизации. У капусты позднеспелой, как и у раннеспелой, при созревании кочана поверхность листьев становится блестящей. Это верная примета — считают опытные овощеводы. Капусту раннеспелых и среднеранних сортов убирают 3-4 раза по мере созревания кочанов (при массе кочана 500-700 г). Интервал между сборами — 7-8 суток. Позднее убирают кочаны массой до 1 кг и более, не допуская их растрескивания. Исследования показывают, что чем тщательней было проведено калибрование семян и рассады, чем лучше выровнен участок, тем меньше выборочных сборов приходится проводить. Поскольку капусту раннеспелую убирают выборочно, то необходимо в регулярных поливах сохраняется до конца последнего сбора. При уборке раннеспелой и полураннеспелой капусты срезают кочаны с несколькими кроющими листьями, чтобы они не травмировались. Для длительного хранения растения выкапывают из почвы с корнями. После удаления верхних листьев кочаны укладывают в погреб или освободившийся парник. После срезки кочанов с участка капусты раннеспелой можно получить второй урожай. На оставленных после среза кочерыгах через несколько суток отрастают почки. Из них оставляют 2-3 самые крупные и развитые, а остальные удаляют. Среднеспелые, среднепоздние и позднеспелые сорта капусты убирают одноразово при достижении технической спелости более чем у 80% растений и массы кочана 3-4 кг и более. У новых зарубежных позднеспелых гибридов масса кочанов может быть 2-3 кг. Убирают капусту белокочанную позднеспелую в сухую погоду, когда температура воздуха днем опускается до 4...7°С, а ночью держится около 0°С. Воздушные прослойки между листьями кочана придают капусте устойчивость к краткосрочному действию отрицательных температур. Кочаны позднеспелых сортов выдерживают на корню заморозки до -5...-6°С. Однако срубленные кочаны менее устойчивы к низким температурам, так как по обнаженной ткани кочерыги промерзание идет быстрее. Текущая уборка капусты средне- и позднеспелых сортов предусматривает применение средств частичной и полной механизации для срезания и погрузки кочанов с зелеными листьями, использование для перевозки кочанов большегрузных транспортных средств типа 2ПТС-4М и стационарных пунктов для послеуборочной обработки, затаривания и отгрузки готовой продукции. Данную продукцию используют как для реализации, так и для хранения. Из средств частичной механизации на уборке капусты раннеспелой используют широкозахватный транспортер ТШП-25, платформы ПОУ-2 и ПНСШ-12, навесные транспортеры ТН-12, ТПО-50 для погрузки кочанов в транспортные средства, платформу на самоходном шасси Т-16 М и двухрядный укладчик УКВ-6. При отсутствии полной механизации эти средства могут работать и на посадках среднеспелых, среднепоздних и позднеспелых сортов. В 80-90-х годах XX века уборка капусты белокочанной среднепоздних и позднеспелых сортов в специализированных овощеводческих хозяйствах проводилась механизированным способом с помощью прицепных капустоуборочных комбайнов. В настоящее время отдельные фермеры и зарубежные компании при большом объеме производства капусты возвращаются к механизированной уборке кочанов. Для одноразовой уборки капусты среднепоздних и позднеспелых сортов используют однорядные комбайны МСК-1, Е-800, двухрядные - МКП-2, УКМ-2, МКУ-2 и другие комбайны зарубежных фирм. Применяют также однорядную машину на самоходном шасси конструкции Института механизации и электрификации сельского хозяйства УААН. При уборке машинами улучшаются условия труда рабочих и утилизируются побочные продукты. Механизированную уборку капусты проводят по двум основным технологическим схемам: срезают кочаны, дочищают их в поле, грузят в транспортное средство и перевозят к месту реализации или хранения; срезают кочаны вместе с зелеными листьями, грузят в транспортное средство, перевозят к месту послеуборочной обработки и сортируют на линии УДК-30 и др. Производительность труда при применении платформ и транспортеров увеличивается в 2-2,5 раза. Наименьшие затраты труда достигаются при использовании широкозахватных транспортеров с боковой выгрузкой. При отсутствии их, помимо платформ ПОУ-2 и ПНСШ-12, используют контейнеровоз из системы машин для уборки томатов ПТ-3,5, самоходное шасси Т-16М и другие транспортные средства, облегчающие вывоз продукции с участка. Для работы машин поле должно быть прямоугольной формы с уклоном не более 5°, а ряды капусты — прямолинейными. Важно также, чтобы гребни рядов к моменту уборки были выровнены по высоте. Комплексом машин в составе двух УКМ-2, восьми транспортных агрегатов 2ПТС-4+МТЗ-80 и линии УДК-30 можно убрать капусту с площади 60-70 га и обрабатывать 3,5-4 тыс. т продукции за сезон.
- Экзаменационный билет № 1
- 1. Классификация тракторов по назначению, конструктивным и энергетическим признакам. Примеры.
- 2. Производственные процессы, технологические процессы и технологические операции в сельскохо-зяйственном производстве. Система машин и комплексная механизация сельскохозяйственного производства.
- 3. Мастер-наладчик, его функции в проведении то тракторов.
- 4. Единичные и комплексные показатели надёжности и их связь с экономической эффективностью использования машин.
- 5. Междисциплинарное задание № 1
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 2
- 3. Понятие о планово-предупредительной системе технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин, её назначение.
- 4. Основные правила выполнения разборочных работ. Причины повреждения деталей при разборке. Правила спрессовки шарикоподшипников. Какими способами удаляются концы обломанных шпилек и болтов?
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 3
- 2. Технология поверхностной обработки почвы. Классификация почвообрабатывающих машин. Основные тенденции совершенствования конструкций машин поверхностной обработки почвы.
- 3. Цель повышения энергонасыщенности тракторов. Применение энергонасыщенных тракторов, обеспечение условий для их эффективной работы.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 4
- 1. Кривошипно-шатунный механизм: назначение, типы, материал и конструкция основных деталей, неисправности и способы их устранения.
- 3. Понятие о машинно-тракторном агрегате, их назначение, классификация. Требования, предъявляемые к мта.
- 5. Междисциплинарное задание № 4.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 5
- 1. Силы и моменты, действующие на кривошипно-шатунный механизм. Уравновешивание двигателей.
- 3. Производительность мта, расчёт производительности. Понятие об условном эталонном гектаре, его назначение.
- 4. Характеристика расчётно-конструкторских, производственно-технологических и эксплуатационных отказов техники.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 6
- 2. Гидравлические способы уборки навоза.
- 3. Виды то тракторов, их периодичность. Оборудование, применяемое при то тракторов, планирование и организация то.
- 4. Система технического обслуживания и ремонта машин, принятая в рф.
- 5. Междисциплинарное задание № 6.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 7
- 2. Устройство и работа доильного агрегата дас-2в.
- 3. Технология диагностирования дизельной топливной аппаратуры, влияние эксплуатационных регулировок на показатели работы двигателя.
- 4. Виды испытаний машин на надёжность. Общие закономерности изнашивания деталей и сопряжений. Единицы измерений изнашивания и износов.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 8
- 1. Индикаторные и эффективные показатели двс.
- 2. Оборудование для поения животных и птицы.
- 3. Мобильные агрегаты то тракторов, их назначение, технические возможности.
- 2. Механизация погрузки и транспортировки кормов.
- Техническая характеристика погрузчика силоса и сенажа псс–5,5
- 3. Машинный двор сельскохозяйственного предприятия, его назначение. Права и обязанности заведующего машинным двором.
- 4. Приведите основные причины снижения долговечности головок блока двигателя. Предложите способы восстановления изношенных резьбовых отверстий под шпильки.
- 5. Междисциплинарное задание № 9.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 10
- 1. Технологический процесс предпосевной обработки почвы. Технологические основы выбора рациональных комплексов почвообрабатывающих машин.
- 2. Устройство и работа доильного агрегата адм-8.
- Техническая характеристика
- 3. Назначение технической диагностики тракторов. Применяемое оборудование и приборы.
- 4. Технология восстановления гнезда клапана головки блока двс. Способы притирки клапанов и проверки качества притирки сопряжения "гнездо-клапан".
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 11
- 2. Механизация раздачи кормов мобильными кормораздатчиками.
- 3. Порядок расчёта и комплектования посевного мта.
- 2. Устройство и работа доильных установок удт-8 и уда-8.
- 3. Дать определение и схемы маршрутов движения транспортных средств.
- 4. Назначение и технология обкатки и испытания автотракторных двс в мастерских автосервиса.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 13
- 2. Механизация раздачи кормов стационарными кормораздатчиками.
- 3. Назначение и организация работы стационарного пункта то тракторов.
- 4. Виды и методы ремонта и технического обслуживания машин и агрегатов.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 14
- 2. Устройство и работа доильных установок уде-8, уда-16.
- 3. Хранение сельскохозяйственных машин, способы и организация хранения.
- 4. Назначение дефектации и комплектации при ремонте. Селективный подбор деталей и комплектование по размерным группам (поршни-гильзы тракторных двигателей).
- 5. Междисциплинарное задание № 14.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 15
- 1. Способы и режимы торможения. Типы тормозных механизмов и их регулировки. Понятие о тормозном и полном остановочном пути.
- 3. Технологический расчёт и выбор оборудования системы вентиляции.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 16
- 1. Способы и кинематические схемы поворота колёсных машин, их сравнительный анализ. Регулировки рулевых управлений тракторов и автомобилей.
- 2. Технологии и способы посадки рассады. Технологическая схема полуавтоматической рассадопосадочной машины. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров.
- 3. Устройство и работа доильных установок удс-3а, удс-3б.
- 4. Методика статической и динамической балансировки деталей машин.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 17
- 1. Стабилизация управляемых колёс (углы установки колёс).
- 3. Устройство и работа с-12, азк-3.
- 4. Специализация и кооперирование ремонтных предприятий. Виды специализации.
- 5. Междисциплинарное задание № 19.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 18
- 1. Механизмы поворота гусеничных тракторов, их сравнительный анализ, регулировки.
- 3. Технология и механизация заготовки силоса.
- 4. Назовите основные механизированные способы сварки и наплавки при ремонте машин.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 19
- 1. Внешние силы, реакции и моменты, действующие на колёсный трактор. Касательная сила тяги по двигателю и по сцеплению.
- 3. Подбор коров для машинного доения и его физиологические основы.
- 4. Технологии и особенности сварки и наплавки автотракторных деталей из чугуна и алюминиевых сплавов.
- 5. Междисциплинарное задание № 21.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 20
- 1. Уравнение тягового баланса колёсного трактора. Анализ его составляющих.
- 2. Технологии уборки зерновых культур. Комплексы применяемых машин. Обзор конструкций зерноуборочных комбайнов современных моделей. Основы расчёта уборочно-транспортной системы.
- 3. Устройство и работа азм-0,8.
- 4. Марки моторных масел. Неисправности и правила эксплуатации смазочных систем. Периодичность и порядок замены моторных масел.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 21
- 1. Энергетический баланс колёсной машины, его анализ. Общий и тяговый кпд трактора.
- 3. Технология и механизация заготовки сенажа.
- 4. Главный инженер, его права и обязанности.
- 5. Междисциплинарное задание № 23.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 22
- 1. Внешние силы и моменты, действующие на гусеничный трактор. Уравнение тягового баланса гусеничного трактора. Регулировки ходовой части.
- 3. Механизация процесса гранулирования и брикетирования кормов.
- 4. Основные технико-экономические показатели работы тракторного парка.
- 5. Междисциплинарное задание № 24.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 23
- 3. Физиологические процессы молокообразования и отдачи молока при доении.
- 1. Образование молока и его регуляция.
- 2. Физиология выведения молока в процессе доения.
- 4. Диагностирование агрегатов гидросистемы тракторов, применяемые приборы и инструменты.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 24
- 1. Тяговая характеристика трактора. Её назначение и анализ.
- 2. Современные технологии и комплексы машин для заготовки кормов. Классификация и обзор конструкций современных моделей кормодобывающих машин.
- 3. Технология и механизация производства травяной муки.
- 4. Правила зарядки, эксплуатация и хранение автотракторных аккумуляторных батарей.
- Заряд акб
- Как правильно хранить
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 25
- 1. Междисциплинарное задание № 16.
- 2. Современные технологии и комплексы машин для послеуборочной обработки зерновых, семян льна, овощей. Обзор технологических схем пунктов и комплексов послеуборочной обработки урожая.
- 1 Корпус; 2 сосковая резина.
- 4. Учёба механизаторских кадров, назначение, организация учёбы.
- 5. Расчёт полной себестоимости ремонтируемых объектов. Определение прибыли, рентабельности и срока окупаемости ремонтно-обслуживающего предприятия.