logo
Ответы на билеты к госам

4. Характеристика расчётно-конструкторских, производственно-технологических и эксплуатационных отказов техники.

Автомобиль относится к таким изделиям, которые не сохраняют работоспособное состояние до наступления предельного, т. е. его безотказность меньше наработки, соответствующей долговечности.

Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. Следует различать отказ и повреждение. Последнее заключается в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного.

Переход объекта из одного состояния в другое обычно происходит вследствие повреждения или отказа.

При нарушении его работоспособного состояния различают отказ автомобиля в целом и отказ агрегата, узла, детали и др.

Отказ автомобиля обусловливает вынужденный его простой на линии во время, запланированное для транспортной работы, или невыезд в очередной плановый рейс в связи с неисправностями.

Дефекты, устраняемые в процессе проведения очередного планового технического обслуживания или ремонта, которые выполняются в междусменное время, рекомендуется считать отказами не автомобиля, а соответствующих агрегатов, узлов, деталей. Отказы, происшедшие из-за неправильной эксплуатации, при оценке безотказности.

Различают также отказы автомобиля, устраняемые водителем с помощью имеющегося при автомобиле инструмента и запасных деталей, и требующие вызова технической помощи или буксировки автомобиля на базу. Отказы и неисправности, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля, по виду, характеру, причинам возникновения, трудоемкости и стоимости устранения значительно разнятся между собой. Без анализа отказов, изучения их физической сущности, частоты повторяемости, трудоемкости устранения, влияния на продолжительность простоя в ремонте и изменения технического состояния автомобиля невозможно обеспечить эксплуатационную надежность автомобилей.

При проведении анализа отказов необходимо учитывать все факторы, приводящие к нарушению работоспособности автомобиля. Прежде всего следует определить место отказа или неисправности (агрегат, узел, деталь), для указания которого пользуются нумерацией и наименованиями, принятыми в системе обозначений автомобильного подвижного состава.

Отказы и неисправности разных видов имеют различные формы проявления. Для описания внешнего проявления или характера неисправности применяются такие понятия, как биение, вибрация (карданного вала); затруднено, невозможно включение или самопроизвольное выключение (передач); ослабление крепления соединения (деталей); перегрев, выкипание (радиатора); течь (сальниковых уплотнений); замыкание, обрыв цепи, перегорание, пробой, разрегулировка (для деталей электрооборудования) и т. п. Все причины отказов и неисправностей могут быть отнесены к одной из следующих трех основных групп: конструкционного характера, производственно-технологического, эксплуатационного.

Типичными ошибками конструирования являются: недостаточная защищенность узлов трения; наличие концентратов напряжений; неверное представление о характере распределения напряжений; неправильный расчет несущей способности; неадекватность расчетной модели; неправильный выбор материалов и др.

Наиболее типичные дефекты, возникающие по причинам производственного и технологического характера: отклонение размеров деталей от чертежа; неоднородность состава материала (наличия включений, охрупчивающих примесей и др.); дефекты, возникающие при плавке и изготовлении заготовок (пористость, усадочные раковины, расслоения); дефекты вследствие недостаточной точности механической обработки деталей (ожоги, задиры, заусенцы, прорезы); дефекты сварки (трещины, остаточные напряжения, углубления, непровар); дефекты структуры материала вследствие нарушения режимов термообработки (перегрев, закалочные трещины, обезуглероживание и т. п.); дефекты, возникающие при обработке поверхностей (водородное охрупчивание); недостаточная точность сборки (повреждения поверхностей, задиры, неправильная установка деталей, неправильная регулировка).

Дефекты производственно-технологического характера являются наиболее распространенными, их число в значительной степени зависит от точности выполнения технологического процесса, организации производства, состояния производственной дисциплины и эффективности контроля.

Основными причинами отказов и повреждений эксплуатационного характера являются: нарушение правил эксплуатации автомобилей (например, в дорожных условиях, для которых они не приспособлены; работа с прицепом, хотя конструкцией это не предусмотрено; переоборудование без разрешения завода- изготовителя); перегрузки и непредвиденные нагрузки (нарушение инструкции по эксплуатации в части загрузки автомобиля, неправильные действия водителя — броски сцепления, переезд препятствий на большой скорости и др.); неправильное техническое обслуживание (нарушение периодичности и технологии ТО, повреждение изделия или неправильная его установка при ТО и ТР, и др.).

Отказы автомобилей подразделяются на частичные и полные, характеризующие частичную или полную утрату автомобилем работоспособности.

К частичным отказам, снижающим эксплуатационные качества автомобиля, относятся отказы, ухудшающие такие показатели, как время подготовки к движению из-за необходимости проведения незапланированных крепежных или регулировочных работ, устранения течи топлива, смазочного материала; снижающие среднюю скорость движения и грузоподъемность автомобиля, но допускающие его использование в течение некоторого времени.

К полным отказам, лишающим автомобиль подвижности, относятся отказы, без устранения которых движение автомобиля невозможно (например, поломка карданного вала) или недопустимо (например, разрушение питающей магистрали пневмопривода тормозов).

При этом следует различать полные отказы, для устранения которых автомобиль должен быть доставлен на станцию технического обслуживания или в автотранспортное предприятие (так называемые отказы дорожные), и отказы (так называемые отказы линейные), устранение которых может быть осуществлено на линии, т. е. непосредственно на месте, где произошел отказ.

5.     Междисциплинарное задание № 5.

 

Утверждены на заседании КМСХ «  18  » ноября  2013 г.

Директор ИСХПР                                                                      А. М. Козина

Зав. КМСХ                                                                                 С. В. Карташов