Тема 12. Архитектурно-художественные приемы, как средства гумманизации городской среды.
Городская среда находится в оппозиции к человеку. Город - это мир, который аккумулирует социальную активность и жизнедеятельность населения в невиданных до этого масштабах, это мир движения и концентрации, где каждый чувствует себя анонимной частичкой людского потока. Для смягчения стрессов и оздоровления городской среды важны не только природоохранные, но и санитарно-гигиенические и др. специальные мероприятия, но и обязательно проектирование архитектурно-художественных средств по гуманизации среды. К ним относятся элементы благоустройства, объекты городского дизайна, системы пешеходных коммуникаций. Кроме того, при строительстве транспортно-коммуникационных узлов важно учитывать человеческий фактор.
В основу проектирования архитектурно-художественных средств положены следующие принципы:
1. Учет движения двух видов — транспортного и пешеходного:
необходима степень доступности любой части региона;
ощутимая безопасность пребывания в различных местах в любое время;
организация региональной системы велосипедных и пешеходных дорожек;
устройство пешеходных проходов, совмещенных с обслуживанием (пассажи);
устройство крытых пешеходных галерей в домах (аркада);
создание пешеходных улиц и зон.
2. Учет возрастной и физической дифференциации жителей города в открытых пространствах:
обеспечение вариантности освоения детьми своей территории, а также передвижения по району престарелых и инвалидов;
замощение улиц, ступеней, пандусов, пригородных для людей с разными физическими возможностями;
использование фонтанов, ветровых устройств, световых и тепловых скульптур, колоколов и музыки, других средств, усиливающих эмоциональное восприятие.
З. Учет стремления людей к замкнутому пространству, создание комфортных интерьеров на улицах площадях:
наличие мест для прогулок и отдыха, с которых можно наблюдать за деятельностью других;
представительность общественных пространств и предпочитаемые формы перехода между общественной средой и групповой территорией; обеспечение возможности видеть воду, зелень, камни, открытое небо;
доступность питьевой воды, объектов питания и общественных туалетов;
наличие и доступность укрытий от дождя, ветра, солнца, предотвращение сквозняков и перегрева общественных пространств;
специальная разработка систем освещения;
замощение, ровность и чистота тротуаров, отвод дождевой воды.
4.Оптимизация доступности учреждений массового спроса от транспортных узлов: станций метро, ж/д вокзалов, речных портов и т. д.
обеспечение ясности системы движения, связей и подходов при следовании по главным маршрутам;
выделение потока информации, обеспечивающей безопасность в экстремальных условиях;
облегчение доступа к общезначимой информации;
свобода перемещений через открытые пространства: пешком, на инвалидной коляске, на костылях.
Эти принципы создают новую область проектирования, обеспечивающую сенсорное качество городской среды. Это — дизайн городской среды, проектирование которого начинается после строительства района, в момент его освоения жителями.
Квалифицированная консультация по дизайну городской среды должна присутствовать и на крупномасштабных этапах градостроительного проектирования. Если проект городского дизайна положить на проект крупномасштабной ткани города, то получится картина, на которой тонкая паутина объектов дизайна ляжет на крупную сетку-схему города. Паутина имеет узлы-пересечения, где образуются островки с озеленением и местами отдыха, и пешеходные линии связи, ориентированные на освоенный отдых вперемежку с торговыми и другими функциями. В итоге такого наложения развивается «живая» система, где в едином результате переплетены пространственные замыслы архитектора и каждодневные заботы жителей.
Дизайн города — относительно молодая сфера проектной деятельности. Еще предстоит выработать общие подходы и условия применения стандартов и правил, применяемых в проектных решениях компонентов среды. Должна быть отработана фактура специфических средств, связанных с благоустройством и художественным оформлением улиц и площадей. Это элементы «пластики земли» (лестницы, подпорные стенки, озеленение, водоемы и др.), оборудование и городская мебель (фонари, телефоны, скамьи, остановки транспорта, тенты и др.), разного рода знаки и символы, связанные с рекламой и другими видами визуальной информации.
- Тема 1. Роль градостроительства в современном обществе
- Тема 4. Типы поселений Российской Федерации и выбор территории для них
- 4.1 Типы поселений в рф и их классификаций
- 4.2 Особое регулирование градостроительной деятельности
- 4.3 Понятие о районной планировке
- 4.4 Выбор территории для поселения
- Тема 5. Государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности
- Тема 6. Зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности и правила их застройки
- 6.1 Территории городских и сельских поселений
- 6.2 Правила застройки
- Тема 7. Виды территориальных зон
- 7.1 Жилые зоны
- 7.2 Общественно-деловые зоны
- 7.3 Производственные зоны
- 7.4 Зоны инженерной и транспортной инфраструктур
- 7.5 Рекреационные зоны
- 7.6 Зоны сельскохозяйственного использования
- 7.7 Зоны специального назначения
- 7.8 Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий
- 7.9 Территории пригородных зон городов
- Тема 14. Предпроектный анализ территории
- 14.1 Задачи предпроектного анализа территории
- 14.2 Оценка природных ресурсов территории
- 14.3 Анализ и оценка антропогенных ресурсов территории
- 14.4 Комплексная оценка территории
- 14.5 Ресурсный потенциал и емкость территории
- 14.6 Предпроектное районирование территории и балансовый анализ
- 14.7 Проведение предпроектного анализа
- 14.7.1 Определение демографической емкости района по наличию территорий, пригодных для промышленного и гражданского строительства
- 15.7.2 Анализ и оценка сложившегося социально-производственного потенциала района
- 15.7.3 Анализ рельефа территории с целью определения участков, пригодных для того или иного вида функционального использования
- 14.7.4 Комплексная оценка территории города по инженерно-экономическим и социальным показателям с целью определения очередности освоения
- 14.7.5 Анализ и оценка состояния окружающей среды
- 15.7.6 Определение транспортной емкости территории
- 14.7.7 Предпроектный анализ территории исторически сложившегося города
- Тема 17. Особенности развития системы экономической оценки городских земель.
- 17.1 Цели и задачи создания системы экономической оценки городских земель
- 17.2 Поэтапное проведение кадастровой оценки городских земель
- Тема 12. Архитектурно-художественные приемы, как средства гумманизации городской среды.