logo
госы / 1-136

92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании. Примеры.

Масштаб – 1) численный показатель отношения длины линии на плане или рабочем чертеже к её действительной длине 2) графический м-б. , линейный, изображающий отрезок линии, соответствующий 5, 10, 20, 200 м … на местности 3) пространственный м-б., показывающий степень крупности архитектурных и природных форм, согласующих садово-парковую композицию, а так же соответствие их величины своему назначению, окружающей среде, человеку; меняется в зависимости от характера окружения.

В ЛА: исходные данные в М 1:500; Содержание работ, выходные данные, изыскательные работы – предпроектная оценка территории, анализ архитектурно-планировочной ситуации М 1:2000; эскизное проектирование – разработка генплана М 1:1000; рабочее проектирование - генплан, план благоустройства, озеленения, разбивочный чертёж, вертикалка М 1:500, цветочное оформление М 1:100, 1:506.

Ритм – повторение, чередование каких-либо элементов, состояний через относительно равные промежутки времени-пространства. Чем может быть задан ритм в ЛА: 1. Просветы между растениями (забора или стены), формой кроны, цветом, фактурой поверхности. Для создания ритма в композиции – не менее 2-3 повторяющихся элементов. Устойчивое ощущение ритма – 4-5 элемента.

Пропорциональность – соразмерность, гармоничное соотношение составных частей паркового ансамбля между собой; учитывается при подборе растений и их величины.

Пропорции. Золотое сечение: математическая суть состоит в закономерном делении целого отрезка на две неравные части таким образом, что большая часть так относится к меньшей, как целый отрезок относится к большей части. Пропорция выражается иррациональной величиной 1,618. Воплощение золотого сечения служит числовой ряд Фибоначчи 3, 5, 8, 13, 21… каждое число является суммой двух предыдущих. Отношение любого последующего числа с предыдущим = 1,6. Другой способ пропорционирования: правило неравностороннего треугольника, особенно если композиция из 3 элементов. В плане они образуют неравносторонний треугольник, длинная сторона которого находится перед наблюдателем, а короткая – слева от него. При высоте элементов: средний – высокий, левый – промежуточное положение, правый – самый низкий. Кроны не должны быть сильно сомкнуты.

При композиционном размещении растительных группировок необходимо считаться с фактором пропорциональности и соблюдать следующие правила: 1. основными пространственными элементами являются горизонтально расположенные формы (или МАФ). 2. Виды в растительных группировках надо комбинировать с учётом их декоративных качеств, правильно и соразмерно их распределять, создавая пространственные и колористические доминанты.

Соотношение высоты и ширины пространства: 1:1 – тесное, замкнутое; 1:2 – замкнутое по вертикали, противоположный зрительный элемент воспринимается по всей высоте, но без неба; 1:3 – в поле зрения небо и свободное пространство; 1:5 – замкнутая поляна, воспринимается как единое целое; 1:6 – освобождение от зрительной замкнутости.