logo
госы / 1-136

92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании.

В ландшафтном искусстве под масштабностью понимают соразмерность или взаимное соответствие величины объемно-планировочных элементов в пространстве, воспринимаемых человеком. Соразмерность пространственных элементов - это соответствие их размеров росту человека и его психофизиологическим возможностям воспринимать и оценивать величину предметов, а также соотношения их величин. Решение масштабности зависит от назначения объекта и его идейного замысла. Так, озелененные территории жилых массивов, отдельные районы в парках, планируемые как места отдыха, решаются в размерах, соответствующих спокойному восприятию планировочных элементов. При создании участков, оформляющих архитектурные сооружения (чаще всего это скверы), размеры их планировочных элементов - древесно-кустарниковых групп, газона, цветников, фонтанов, скульптуры - соизмеряют с величиной здания и возможностями его наилучшего восприятия. Масштабность объемно-пространственных элементов тесно связана с их пропорциями и ритмом. В совокупности они формируют образный строй композиции. Например, уходящая к горизонту пространства главная композиционная ось в Версале; статичность и соразмерность объемов картины «Самого красивого места» и их ритмическое чередование на широком луговом пространстве Белой березы. Говоря о масштабе как об образе, выделяют грандиозный, героический, монументальный или камерный масштаб. Пропорции - соразмерность, определенное соотношение отдельных частей, предметов и явлений между собой; одно из проявлений гармонии. В ландшафтном искусстве пропорции - это соотношения пространственных форм по величине, геометрическому строению, положению в пространстве, цвету, в виде определенных композиций. Процесс решения композиционных задач с помощью пропорций называется пропорционированием. В архитектурной практике гармоническое соотношение пространственных величин можно разделить на 2 группы: простые, строящиеся на отношениях простых чисел, и иррациональные, получаемые при помощи геометрического построения. В настоящее время в практике чаще всего используются 2 вида пропорционирования: модульная система пропорций и золотое сечение. В модульной системе пропорций за основу берется некая единая исходная величина, которая служит мерой пространственного построения (или единицей измерения) композиции, она называется модулем. Например, ширина парковой дорожки определяется удобством прохода и количеством бетонных плит, укладываемых на нее. В качестве модуля, используется отрезок в 75 см. Ширина дорожки соответственно будет 1,5, 2,25, 3 м и т.д. Расстояние между древесными группами при их размещении в пространстве измеряется диаметром проекции их крон; ширина поляны - высотой ее опушки; расстояние от точки наблюдения до воспринимаемого объекта - его высотой. Универсальным модулем парковых пространств является человек. Золотое сечение известно с древних времен как одно из выражений наиболее гармоничных пропорций. Любой объем или плоскость, имеющие соотношения своих частей по правилу золотого сечения, отличаются строгой пропорциональностью и производят наиболее благоприятное впечатление. В ландшафтном искусстве золотое сечение используется при создании цветников и партеров, в соотношениях размеров планировочных элементов и при построении композиций пейзажных картин, хотя его применение затруднено из-за возрастной динамики насаждений. Ритм буквально означает такт, мерность. В ландшафтном искусстве ритм - это повторяемость пространственных форм, элементов форм и интервалов между ними, объединяемых по сходным признакам, их чередование, динамическое развитие самой формы. При повторяемости одинаковых элементов и интервалов возникает метрический порядок - простейший вид ритма. В ландшафтном искусстве метрический порядок характерен для аллей с рядами деревьев, размещенных через определенные интервалы. В аллейных посадках могут быть использованы все приемы ритмического построения пространства. Так, чередуя разные элементы и их интервалы, получают прерывистый ритмический ряд. Например, в аллее поочередно размещают группы из 3 пирамидальных тополей и из 5 кустарников (спиреи, шиповника и др.). Непрерывный ритмический ряд наблюдается при размещении подобных убывающих или возрастающих объемов. Для получения ритмического ряда необходимо не менее 3 элементов, а устойчивое впечатление ритма возникает при наличии 5-8. Разнообразные парковые композиции, создаваемые с помощью групп на открытом пространстве в виде широких панорам или глубинных перспектив, также подчиняются ритмическому строю. Чередование пейзажных картин, воспринимаемых при движении, разворачивается перед человеком в определенном ритме.