logo
Мелиорация 07

1.7. Нормативные документы в области природопользования. Основы проектирования гидротехнических мелиоративных сооружений

Природопользование имеет большое значение для национальной безопасности страны и повышения качества жизни людей, поэтому государство берет на себя регламентацию многих сторон этой деятельности. Одна из форм государственного регулирования — закон в юридическом смысле - воля общества, поддержанная государством. Нужно понимать, что закон в данном смысле - предмет соглашения между людьми и потому он не может оставаться неизменным, как не остаются неизменными отношения между людьми. Всякая деятельность человека, связанная с природой, и мелиорацияв том числе, опирается на ряд документов- источников права. Важнейшие среди них: Конституция РФ, Земельныйкодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также Федеральные законы «О мелиорации земель», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О недрах», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и др. Ответственность за экологические правонарушения закреплена в Кодексеоб административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ. При этом нормативная правовая база постоянно меняется.

По российскому законодательству предмет регулирования в области природопользования и тесно связанного с ним природообустройства — общественные отношения, возникающие по поводу земель, недр, почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира.

Основополагающим принципом права в сфере экологии, природопользования и природообустройства является презумпция экологической опасности любой деятельности: любая антропогенная деятельность потенциально опасна для природы. Поэтому в законодательном порядке устанавливается приоритет охраны природных ресурсов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.В этом законе использовано определение окружающей среды как совокупности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Федеральный закон «О мелиорации земель» указывает, чтопредметом регулирования являются отношения, возникающие впроцессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, и, к со­жалению, не регулирует вопросы мелиорации земель иного назначения.

Закон требует учета мелиорированных земель и мелиоративных систем, который заключается в сборе данных о почвенных, гидрологических, технических и об иных характеристиках. Указанные данные заносят в государственный земельный кадастр; на мелиоративную систему составляют паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнических сооружений.

Проектирование мелиоративных мероприятий (разработка проектно-сметной документации, необходимой для проведения строительных работ)в Российской Федерации выполняется на основе нормативно-правовой базы. Без проектно-сметной документации вести строительно-монтажные работы в Российской Федерации запрещается.

Проектирование мелиоративных мероприятий заключается в разработке состава этих мероприятий и проектировании сооружений, обеспечивающих их осуществление.

Проектирование выполняется организациями или отдельными специалистами («юридическими» или «физическими» лицами), имеющими соответствующие разрешения. Содержание проектной документации, форма ее представления, правила составления чертежей регламентируются специальными нормативными документами.

Проектная подготовка строительства предусматривает проведение таких видов работ как подготовка исходных данных, разработка проектной документации; согласование, экспертиза и утверждение проектной документации; разработка рабочей документации.Результатом проектной подготовки строительства является получение разрешения на производство строительных работ в установленном порядке.

В Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации № 87 от 16 февраля 2008 г. «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и № 145 от 05.03.2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (с изменениями от 29.12.2007 г., 16.02.2008 г.).

Правительство Санкт-Петербурга для объектов капитального строительства, проектируемых на территории Санкт-Петербурга, утвердило «Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге» РМД 11-08-2009, в соответствии с которым должны разрабатываться разделы проектной документации, рекомендуемые к применению на региональном уровне.

Исходные данные для подготовки проектной документации должны быть представлены в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации № 840 от 29.12.2005 г. «О форме градостроительного плана земельного участка», № 20 от 19.01.2006 г. «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», № 83 от 13.02.2006 г. «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

С 1 января 2010 года проектные и строительные организации могут работать только при допуске СРО.

Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Саморегулируемые организации в строительстве и проектировании могут быть:

Для технически сложных объектов, к которым относятся крупные мелиоративные системы, разрабатывается для согласования и утверждения технико-экономическое обоснование и проект, а для строительства – рабочая документация. Для более простых объектов (например,дренаж зданий, сооружений) после ТЭО может выполняться совмещенная стадия – рабочий проект.

При разработке проектной документации обеспечивается:

- соответствие требованиям нормативных документов;

- принятие наиболее эффективных решений, передовых технологий, соответствие архитектурным требованиям;

- охрана окружающей среды, благоприятные условия проживания населения, рациональное использование водных ресурсов;

- эксплуатационная надежность и безопасность;

- высокая эффективность инвестиций.

Проектирование ведется в две или одну стадию.

Сущность одностадийного проектированияв том, что проектная документация подготавливается сразу же в полном объеме и содержит решения всех общих и частных вопросов. Это удобно при небольших объемах проектных работ.

Сущность двухстадийного проектированияв том, что необходимая для строительства документация составляется не сразу, а поэтапно: на первом этапе («I стадия») принимаются решения по общим принципиальным вопросам, затем такие решения всесторонне оцениваются, корректируются, утверждается и только после устранения всех выявленных недостатков составляется подробная рабочая документация для строительства. Преимущество такой системы в сведении к минимуму затрат по переработке проектной документации в случае неудачных общих решений.

Практически эти схемы осуществляются следующим образом. При двухстадийном проектировании работа разделяется на 2 стадии:

На стадии «Проект» принимаются без детализации основные архитектурно-планировочные и конструктивные решения (в том числе по генеральному плану), решения по инженерному оборудованию, сетям. На этой стадии принимаются решения принципиального характера, касающиеся выбора типа сооружений, их расположения, основных конструктивных решений, способа строительства и т.д. Выполняются сводные сметные расчеты, решаются вопросы организации строительства. Обязательным элементом проекта является экологический раздел.

Для составления «Проекта» заказываются и выполняются специальные инженерные изыскания. Такие изыскания делаются в сокращенном объеме, но они должны позволять делать выводы, например, о пригодности площадки, т.е. позволять решать общие принципиальные вопросы.

Вся эта документация направляется на государственную экспертизу, которая дает свои замечания и общую оценку проекта. После устранения проектировщиком выявленных недостатков проект рассматривается и утверждается (или отклоняется) органами местной исполнительной власти или другой утверждающей инстанцией. Порядок утверждения зависит от источника финансирования. Если строительство ведется за счет бюджетных средств, утверждающая инстанция - государственный орган. Если оно финансируется конкретным предприятием, фондом или физическим лицом утверждающая инстанция - сам заказчик или инвестор.

После утверждения «Проекта» проводится вторая стадия проектирования «Рабочая документация». На этой стадии уточняются и детализируются решения, принятые на стадии «Проект», составляются рабочие чертежи, локальные сметы и прочая документация, необходимая для производства строительно-монтажных работ. Для выполнения этой стадии проектирования заказываются и выполняются подробные инженерные изыскания. Они должны содержать полную информацию для решения всех частных вопросов и составления рабочих чертежей, не требующих последующей корректировки.

«Рабочая документация» - это те чертежи и текстовой материал, который используется непосредственно на стройке (документация стадии «Проект», как правило, строителям не передается).

При одностадийном проектировании составляется документация называемая «Рабочий проект» (РП), она также должна подвергаться государственной экспертизе и утверждению. При этом утверждается не вся документация, а наиболее важная ее часть (так называемая «Утверждаемая часть рабочего проекта»).

При проектировании должны соблюдаться принятые в РФ нормы и технические условия.

Строительные нормы и правила (СНиП) - свод нормативных документов в области строительства, принятый органами исполнительной власти и содержащий обязательные требования.

Строительные нормы и правила состоят из 4 частей:

общие положения;

нормы проектирования;

правила производства и приёмки работ;

сметные нормы и правила.

Кроме Строительных норм и правил по отдельным отраслям проектирования и строительства действуют также различные нормы, правила, своды правил (СП), инструкции, ведомственные строительные нормы (ВСН), и другие нормативные документы.

В соответствии с Федеральным законом о техническом регулировании до 2010 года они должны быть заменены на технические регламенты.

Технический регламент- в Российской Федерации документ (нормативно-правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Понятие технического регламента введено Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях, а именно:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

На переходный период, до принятия необходимых технических регламентов, с указанными целями должны применяться соответствующие требования ранее принятых ГОСТ (ГОСТ Р), санитарных и строительных норм и правил (СНиП, СанПиН).

Технические условия (ТУ) - это документ, отражающий требования, предъявляемые к строительству объекта государственными службами, отраслевыми ведомствами и другими заинтересованными организациями. Кроме этого, в них указывается, какими процедурами можно проверить соблюдение этих требований. Требования, заявленные в ТУ не должны противоречить требованиям ГОСТ.

Специальные технические условия (СТУ) - технические нормы, содержащиеся (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта.

В зависимости от обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями, могут разрабатываться следующие виды СТУ:

- нормы, содержащие технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов культурного наследия, а также объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами;

- нормы, содержащие технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов;

- нормы, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.

Разработка СТУ регламентируется приказомМинрегионаРФ от 01.04.2008 № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».