1.7. Нормативные документы в области природопользования. Основы проектирования гидротехнических мелиоративных сооружений
Природопользование имеет большое значение для национальной безопасности страны и повышения качества жизни людей, поэтому государство берет на себя регламентацию многих сторон этой деятельности. Одна из форм государственного регулирования — закон в юридическом смысле - воля общества, поддержанная государством. Нужно понимать, что закон в данном смысле - предмет соглашения между людьми и потому он не может оставаться неизменным, как не остаются неизменными отношения между людьми. Всякая деятельность человека, связанная с природой, и мелиорацияв том числе, опирается на ряд документов- источников права. Важнейшие среди них: Конституция РФ, Земельныйкодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также Федеральные законы «О мелиорации земель», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О недрах», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и др. Ответственность за экологические правонарушения закреплена в Кодексеоб административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ. При этом нормативная правовая база постоянно меняется.
По российскому законодательству предмет регулирования в области природопользования и тесно связанного с ним природообустройства — общественные отношения, возникающие по поводу земель, недр, почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира.
Основополагающим принципом права в сфере экологии, природопользования и природообустройства является презумпция экологической опасности любой деятельности: любая антропогенная деятельность потенциально опасна для природы. Поэтому в законодательном порядке устанавливается приоритет охраны природных ресурсов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.В этом законе использовано определение окружающей среды как совокупности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Федеральный закон «О мелиорации земель» указывает, чтопредметом регулирования являются отношения, возникающие впроцессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, и, к сожалению, не регулирует вопросы мелиорации земель иного назначения.
Закон требует учета мелиорированных земель и мелиоративных систем, который заключается в сборе данных о почвенных, гидрологических, технических и об иных характеристиках. Указанные данные заносят в государственный земельный кадастр; на мелиоративную систему составляют паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнических сооружений.
Проектирование мелиоративных мероприятий (разработка проектно-сметной документации, необходимой для проведения строительных работ)в Российской Федерации выполняется на основе нормативно-правовой базы. Без проектно-сметной документации вести строительно-монтажные работы в Российской Федерации запрещается.
Проектирование мелиоративных мероприятий заключается в разработке состава этих мероприятий и проектировании сооружений, обеспечивающих их осуществление.
Проектирование выполняется организациями или отдельными специалистами («юридическими» или «физическими» лицами), имеющими соответствующие разрешения. Содержание проектной документации, форма ее представления, правила составления чертежей регламентируются специальными нормативными документами.
Проектная подготовка строительства предусматривает проведение таких видов работ как подготовка исходных данных, разработка проектной документации; согласование, экспертиза и утверждение проектной документации; разработка рабочей документации.Результатом проектной подготовки строительства является получение разрешения на производство строительных работ в установленном порядке.
В Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации № 87 от 16 февраля 2008 г. «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и № 145 от 05.03.2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (с изменениями от 29.12.2007 г., 16.02.2008 г.).
Правительство Санкт-Петербурга для объектов капитального строительства, проектируемых на территории Санкт-Петербурга, утвердило «Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге» РМД 11-08-2009, в соответствии с которым должны разрабатываться разделы проектной документации, рекомендуемые к применению на региональном уровне.
Исходные данные для подготовки проектной документации должны быть представлены в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации № 840 от 29.12.2005 г. «О форме градостроительного плана земельного участка», № 20 от 19.01.2006 г. «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», № 83 от 13.02.2006 г. «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».
С 1 января 2010 года проектные и строительные организации могут работать только при допуске СРО.
Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Саморегулируемые организации в строительстве и проектировании могут быть:
основаны на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
основаны на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
основаны на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Для технически сложных объектов, к которым относятся крупные мелиоративные системы, разрабатывается для согласования и утверждения технико-экономическое обоснование и проект, а для строительства – рабочая документация. Для более простых объектов (например,дренаж зданий, сооружений) после ТЭО может выполняться совмещенная стадия – рабочий проект.
При разработке проектной документации обеспечивается:
- соответствие требованиям нормативных документов;
- принятие наиболее эффективных решений, передовых технологий, соответствие архитектурным требованиям;
- охрана окружающей среды, благоприятные условия проживания населения, рациональное использование водных ресурсов;
- эксплуатационная надежность и безопасность;
- высокая эффективность инвестиций.
Проектирование ведется в две или одну стадию.
Сущность одностадийного проектированияв том, что проектная документация подготавливается сразу же в полном объеме и содержит решения всех общих и частных вопросов. Это удобно при небольших объемах проектных работ.
Сущность двухстадийного проектированияв том, что необходимая для строительства документация составляется не сразу, а поэтапно: на первом этапе («I стадия») принимаются решения по общим принципиальным вопросам, затем такие решения всесторонне оцениваются, корректируются, утверждается и только после устранения всех выявленных недостатков составляется подробная рабочая документация для строительства. Преимущество такой системы в сведении к минимуму затрат по переработке проектной документации в случае неудачных общих решений.
Практически эти схемы осуществляются следующим образом. При двухстадийном проектировании работа разделяется на 2 стадии:
стадия «Проект»(П);
стадия «Рабочая документация» (РД).
На стадии «Проект» принимаются без детализации основные архитектурно-планировочные и конструктивные решения (в том числе по генеральному плану), решения по инженерному оборудованию, сетям. На этой стадии принимаются решения принципиального характера, касающиеся выбора типа сооружений, их расположения, основных конструктивных решений, способа строительства и т.д. Выполняются сводные сметные расчеты, решаются вопросы организации строительства. Обязательным элементом проекта является экологический раздел.
Для составления «Проекта» заказываются и выполняются специальные инженерные изыскания. Такие изыскания делаются в сокращенном объеме, но они должны позволять делать выводы, например, о пригодности площадки, т.е. позволять решать общие принципиальные вопросы.
Вся эта документация направляется на государственную экспертизу, которая дает свои замечания и общую оценку проекта. После устранения проектировщиком выявленных недостатков проект рассматривается и утверждается (или отклоняется) органами местной исполнительной власти или другой утверждающей инстанцией. Порядок утверждения зависит от источника финансирования. Если строительство ведется за счет бюджетных средств, утверждающая инстанция - государственный орган. Если оно финансируется конкретным предприятием, фондом или физическим лицом утверждающая инстанция - сам заказчик или инвестор.
После утверждения «Проекта» проводится вторая стадия проектирования «Рабочая документация». На этой стадии уточняются и детализируются решения, принятые на стадии «Проект», составляются рабочие чертежи, локальные сметы и прочая документация, необходимая для производства строительно-монтажных работ. Для выполнения этой стадии проектирования заказываются и выполняются подробные инженерные изыскания. Они должны содержать полную информацию для решения всех частных вопросов и составления рабочих чертежей, не требующих последующей корректировки.
«Рабочая документация» - это те чертежи и текстовой материал, который используется непосредственно на стройке (документация стадии «Проект», как правило, строителям не передается).
При одностадийном проектировании составляется документация называемая «Рабочий проект» (РП), она также должна подвергаться государственной экспертизе и утверждению. При этом утверждается не вся документация, а наиболее важная ее часть (так называемая «Утверждаемая часть рабочего проекта»).
При проектировании должны соблюдаться принятые в РФ нормы и технические условия.
Строительные нормы и правила (СНиП) - свод нормативных документов в области строительства, принятый органами исполнительной власти и содержащий обязательные требования.
Строительные нормы и правила состоят из 4 частей:
общие положения;
нормы проектирования;
правила производства и приёмки работ;
сметные нормы и правила.
Кроме Строительных норм и правил по отдельным отраслям проектирования и строительства действуют также различные нормы, правила, своды правил (СП), инструкции, ведомственные строительные нормы (ВСН), и другие нормативные документы.
В соответствии с Федеральным законом о техническом регулировании до 2010 года они должны быть заменены на технические регламенты.
Технический регламент- в Российской Федерации документ (нормативно-правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Понятие технического регламента введено Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях, а именно:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
На переходный период, до принятия необходимых технических регламентов, с указанными целями должны применяться соответствующие требования ранее принятых ГОСТ (ГОСТ Р), санитарных и строительных норм и правил (СНиП, СанПиН).
Технические условия (ТУ) - это документ, отражающий требования, предъявляемые к строительству объекта государственными службами, отраслевыми ведомствами и другими заинтересованными организациями. Кроме этого, в них указывается, какими процедурами можно проверить соблюдение этих требований. Требования, заявленные в ТУ не должны противоречить требованиям ГОСТ.
Специальные технические условия (СТУ) - технические нормы, содержащиеся (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта.
В зависимости от обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями, могут разрабатываться следующие виды СТУ:
- нормы, содержащие технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов культурного наследия, а также объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами;
- нормы, содержащие технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов;
- нормы, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.
Разработка СТУ регламентируется приказомМинрегионаРФ от 01.04.2008 № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
- Введение
- Глава 1. Инженерная мелиорация на современном этапе развития науки и общества
- 1.1.Природообустройство. Мелиорация как часть природообустройства.
- 1.2. Общие подходы к мелиорации земель
- 1.3. Понятие геосистемы. Природные и техногенные ландшафты
- 1.4. Цели, задачи, виды мелиорации
- 1.5. Потребность в различных мелиорациях по климатическим зонам. Водный баланс мелиорируемых территорий
- Водный баланс мелиорируемых территорий
- 1.6. Категории земель по назначению и правовому режиму. Мелиоративный режим
- 1.7. Нормативные документы в области природопользования. Основы проектирования гидротехнических мелиоративных сооружений
- 1.8. Изыскания при проектировании мелиоративных мероприятий
- 1.9. Основные гидрогеологические понятия и определения. Вода в горных породах. Фильтрация в грунтах
- 1.10. Условия питания, движения и дренирования подземных вод. Типы подземных вод. Режим подземных вод
- Глава 2. Осушительные мелиорации несельскохозяйственных земель
- Факторы подтопления и заболачивания территорий: естественные и искусственные. Обоснование необходимости осушения территорий. Норма осушения
- 2.2. Определение методов и способов осушения земель в зависимости от типа водного питания и водного баланса переувлажненных территорий
- Водный баланс переувлажненных земель
- 2.3. Осушительные системы. Ограждающая, регулирующая, проводящая сети
- Ограждающая сеть
- Проводящая сеть
- Регулирующая сеть
- Сооружения на осушительной сети.
- Устьевые сооружения
- 2.4. Закрытая осушительная система. Дренаж. Классификация дренажей. Конструкции дренажей. Общие системы дренажей. Местные дренажи
- Конструкции дренажа
- Общие системы дренажей
- Местные дренажи
- 2.5. Особенности мелиорации земель поселений.Ускорение отвода
- Ускорение отвода поверхностного стока
- Ограждение территории от притока поверхностных вод
- Понижение уровня грунтовых вод
- Искусственное повышение поверхности территории
- 2.6. Водопонижение при строительстве зданий и сооружений. Водоотвод. Водоотлив
- Учет возможных последствий подтопления территорий при проектировании гидротехнических сооружений
- Устройство дренажей гидротехнических сооружений
- Проектирование противофильтрационных элементов набережных
- 2.8. Мелиорация земель промышленности. Мелиорация земель добывающей промышленности. Осушение болот с целью добычи торфа. Мелиорация земель обрабатывающей промышленности
- Мелиорация земель добывающей промышленности
- Осушение болот с целью добычи торфа
- Мелиорация земель обрабатывающей промышленности
- 2.9. Мелиорация земель транспорта. Дренаж автомобильных дорог. Водоотвод и дренаж на аэродромах. Осушение территории порта
- Дренаж автомобильных дорог
- Водоотвод и дренаж на аэродромах
- Осушение территории порта
- 2.10. Мелиорация земель лесного фонда. Осушение лесных земель
- Глава 3. Мелиорация сельскохозяйственных земель
- 3.1. Мелиорация в сельском хозяйстве. Характеристика сельскохозяйственных земель России
- Характеристика сельскохозяйственных земель России
- 3.2.1.Осушительные мелиорации. Избыточно увлажненные минеральные земли
- 3.2.2. Требования сельскохозяйственного производства к водно-воздушному режиму почвы. Норма осушения сельскохозяйственных земель. Способы осушения
- Способы осушения
- 3.2.3. Осушение сельскохозяйственных земель открытым и закрытым способом. Условия применения. Кротовый и щелевой дренаж
- Кротовый и щелевой дренажи
- 3.3.Оросительные мелиорации
- 3.3.1.Режим орошения земель. Суммарное водопотребление. Оросительная норма
- 3.3.2. Поливные нормы и сроки поливов. Невегетационные и дополнительные поливы. Графики гидромодуля. Особенности режима орошения риса Поливные нормы и сроки поливов
- Невегетационные и дополнительные поливы
- Графики гидромодуля
- Особенности режима орошения риса
- 3.3.3. Способы и техника полива сельскохозяйственных культур. Поверхностный способ полива. Полив дождеванием. Типы дождевальных систем. Внутрипочвенный полив
- Поверхностный способ полива
- Временный ороситель; 2 -чеки; 3 -прораны; 4 – валики
- Полив дождеванием
- Внутрипочвенный способ полива
- 3.3.4. Оросительные системы, основные элементы. Проводящая и регулирующая оросительная сеть. Конструкции и расчет оросительной сети
- Проводящая оросительная сеть
- Регулирующая оросительная сеть
- Конструкции и расчет оросительной сети
- 3.3.5. Источники воды для орошения. Качество оросительной воды. Орошение поверхностными и подземными водами. Лиманное орошение. Орошение сточными водами
- Качество оросительной воды
- Орошение поверхностными и подземными водами
- Лиманное орошение
- Орошение сточными водами
- 3.3.6. Головные водозаборы. Типы водозаборов, особенности применения
- Типы бесплотинных водозаборов
- Плотинные водозаборы
- Водозаборы с насосной станцией
- 3.3.7. Отстойники на водозаборных сооружениях. Характеристики взвешенных наносов. Расчеты отстойников. Сороудерживающие решетки
- Характеристики взвешенных наносов
- Расчеты отстойников
- Сороудерживающие решетки
- 3.3.8. Дренаж на орошаемых землях. Мелиорация засоленных земель
- Мелиорация засоленных земель
- 3.4.Мелиорация в садово-парковом хозяйстве. Особенности мелиоративных мероприятий на малых площадях
- Орошение садовых и дачных участков
- Системы полива для садового участка
- Глава 4. Природоохранное обустройство территории
- 4.1. Защита земель от водной эрозии и оврагов
- Степень опасности наводнений
- 4.3. Борьба с размывами берегов рек, водохранилищ и морей
- 4.3.10. Стенки свайного типа:
- 4.4.Борьба с оползнями и селями Борьба с оползнями
- Борьба с селевыми потоками
- 4.5. Обводнение территорий. Потребность в обводнении
- 4.6. Охрана окружающей среды при проектировании и эксплуатации гидромелиоративных систем
- Зоны влияния мелиоративной системы
- Состав мероприятий по охране окружающей среды
- 4.7. Комплексное обустройство (мелиорация) водосборов
- Списоклитературы