logo search
Стратегия утвержденная с изменениями

III. Определение потенциально возможного уровня развития экономики республики

Потенциал развития республики определяется ее ресурсными возможностями, конкурентоспособностью на межрегиональных и международных рынках, сочетанием внешних и внутренних факторов развития территории, выделяющим ее из общей массы регионов.

Республика обладает значительными запасами востребованных мировой экономикой природных ресурсов (лес и недра), туристско-рекреационной привлекательностью территории, благоприятной экологической обстановкой.

Земельный фонд – 18052 тыс.га, в т.ч.: земли лесного фонда - 14540,3 тыс.га (81%), земли водного фонда - 2658,9 тыс.га (15%), земли особо охраняемых территорий - 292,4 тыс.га (2%), земли сельхозназначения - 197,1 тыс.га (1%).

Почти половина территории республики занята лесами, более 50% которых составляют сосновые породы, третью часть - ель, десятую - лиственные породы. Объем лесозаготовки на сегодняшний день составляет около 7 млн. куб.м., что составляет, примерно, 70% расчетной лесосеки. Общий запас древесных ресурсов составляет 910 млн. куб. м. Запас спелых и перестойных насаждений составляет 435,8 млн. куб. м, в том числе хвойных 382,3 млн. куб. м (87,9%).

Всего на государственном балансе находится 777 месторождений, 27 видов твердых полезных ископаемых и 2 вида подземных вод (пресные и минеральные). В то же время разрабатываются 67 месторождений, 25 видов твердых полезных ископаемых и 2 вида подземных вод. Выпускаются в крупных объемах железорудные окатыши и нерудные строительные материалы (щебень, блоки из природного камня, песок строительный), а также минеральное сырье для каменного литья, шунгит, порфирит и т.д. К перспективным объектам относятся месторождения золота, элементов платиновой группы, алмазов, а также неметаллические полезные ископаемые, хром, ванадий и т.д.

Ихтиофауна включает 128 видов рыб. Объемы рыбодобычи: промысел – 52,4 тыс. тонн; товарное рыбоводство – 3,3 тыс.тонн.

На государственном учете находится свыше 4000 культурно-исторических и природных памятников. Среди них - уникальные объекты на островах Кижи, Валаам и другие. Республика в течение туристского сезона может принимать более 3,5 млн. туристов, однако в силу недостаточной развитости туристской инфраструктуры и низкой доступности ряда объектов показа годовой поток туристов и экскурсантов насчитывает немногим более 550 тыс. человек (с учетом посетителей республики, в т.ч. самодеятельных туристов – около 1,8 млн. человек).

Карелия, помимо ресурсного, обладает значительным транзитным потенциалом. Она расположена в непосредственной близости к регионам Западной Европы и к крупнейшим мультимодальным транспортным центрам Российской Федерации – Москве и Санкт-Петербургу, имеет транзитные транспортные перспективы и выходы водной системы в южные и северные моря и Балтику.

Стратегия республики направлена на реализацию ее транзитных возможностей по следующим направлениям:

первое - это обеспечение транзита Север-Юг.

второе - выход на Восток (в Архангельскую и Вологодскую области).

третье - западное направление (на Финляндию, Швецию, а также на Санкт-Петербург).

Через территорию Республики Карелия проходят как субмеридиальные транспортные магистральные направления, так и формирующиеся субширотные, связывающие страны Европейского Севера с внутренними регионами России (Северо-Запад, Урал, Сибирь и дальний Восток) и странами Юго-Восточной Азии.

При соответствующем развитии транспортной инфраструктуры Карелия способна соединить железнодорожным и автомобильным транспортом Европейский Север России с Северной Европой, а также с Центральной Европой через ряд финских портов, оттягивая на себя при этом часть грузопотоков, идущих через сильно загруженный Санкт-Петербургский транспортный центр.

Республика включена в международный Евро-Арктический железнодорожный коридор «Баренц-Линк», который входит в Баренцеву Евро-Арктическую транспортную зону (БEATA) – одну из четырех пан-европейских Транспортных зон (PETRA). Данный коридор призван объединить Транссибирскую магистраль и норвежский порт Нарвик, что обеспечит выход России на железнодорожное и морское сообщение Северной Америки (The Northern East-West freight corridor (N.E.W.)

По территории Республики Карелия проходит магистраль «Онего»/«Северо-западный транспортный коридор развития «Финляндская граница-Урал»/, являющийся элементом трансконтинентального транспортного автомобильного коридора «Транссиб», который проходит от российских и финских портов Балтийского моря до порта «Находка».

Вышеуказанные направления имеют особое значение для стимулирования развития перерабатывающих производств, транспортных центров и узлов, обслуживающей инфраструктуры как в Карелии, так и соседних субъектах Северо-Западного федерального округа, обеспечивая межрегиональные и международные связи через расположенные на территории Карелии международные пункты пропуска на границе с Финляндией.

Специализацию экономики Республики Карелия в системе международного разделения труда во многом отражает товарная структура экспорта (поставки в 37 стран). Импортные поставки (из 24 стран) занимают примерно пятую часть в общем объеме внешнеторгового оборота.

Более 60% в товарной структуре экспорта занимает продукция целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности (рисунок 10). Значительную долю экспортной продукции лесного комплекса составляют деловая древесина и пиломатериалы, т.е. продукция низкого передела с небольшой добавленной стоимостью. Более 40% экспорта приходится на древесину необработанную, железорудные окатыши и металлы. В структуре экспорта целлюлозно-бумажной продукции преобладает доля бумаги, картона и изделий из них (более 90%, при этом газетная бумага – более 70%). Почти треть экспорта приходится на Финляндию, куда в основном поставляются древесина, железорудные окатыши, бумага и картон.

Рисунок 10. Структура экспорта и импорта, 2008г.

Импорт имеет техническую направленность. Около 60% импорта – это машиностроительная продукция: машины и промышленное оборудование, электрооборудование, транспортные средства. Странами-поставщиками машин и промышленного оборудования являются Финляндия, Германия и Швеция, электрооборудования – Финляндия (около 70%) и Китай, грузовых автомобилей – Финляндия, Германия, Швеция.

Основной составляющей экспорта услуг являются транспортные услуги (в основном водный транспорт) и туристические услуги. Больший вес в импорте услуг составляют транспортные, строительные услуги и услуги по заготовке и рубке леса (Финляндия).

Внешняя среда предъявляет требования и предоставляет возможности для реализации потенциала территории. Карелия как приграничный регион входит в зону геостратегических интересов западных стран, которые имеют определенные планы использования ее территории, природных ресурсов и хозяйственных комплексов. В перспективе в связи с европейским выбором России продолжится движение республики в глобальное пространство и превращение ее в европейскую периферию при обеспечении существенного экономического роста и сокращения разницы уровней развития экономики в приграничных регионах.

При непосредственном участии Республики Карелия, во взаимодействии с административно-территориальными образованиями стран Северной Европы международно-межрегиональное сотрудничество обрело упорядоченные формы. Примерами этого являются Баренцев / Евро-Арктический регион, Еврорегион «Карелия».

Во внешней политике Европейского Союза приграничным регионам придается большое значение - они рассматриваются как своеобразный мост через границы. Целями приграничного сотрудничества являются устранение преград, связанных с пересечением границ, укрепление экономического, социального и культурного сотрудничества, уменьшение экологических проблем и решение вопросов, связанных с безопасностью предпринимательства и туризма. Согласно стратегии Финляндии по сотрудничеству с сопредельными регионами «От содействия к партнерству» в национальные интересы Финляндии входит задача развития сотрудничества с Карелией, однако таким образом, чтобы его цели и формы работы формировались в соответствии с происходящими на этой территории переменами, отвечая вызовам регионального развития и задачам региональной политики ЕС.

Н а рисунке 11 представлены следующие регионы, которые во многом определяют внешние факторы развития и форматы взаимодействия:

  1. Баренцев Евро-Арктический регион

  2. Балтийский регион

  3. Евросоюз

  4. Еврорегион Карелия.

В соответствии с «Торгово-экономической стратегией Финляндии по отношению к России» Россия в ближайшие годы становится «основным двигателем экономического роста Финляндии». Партнерство с Россией выступает в качестве главной внешнеэкономической цели, однако это пока не сказывается на величине притока инвестиций на территорию республики. Финляндия позиционирует себя как посредник между российским и европейским бизнесом.

К настоящему времени в республике сложились бизнес-группы (с участием резидентных и нерезидентных хозяйствующих субъектов), которые занимают определенные стратегические зоны хозяйствования, установили внешнеэкономические связи и управляют ресурсами и конкретными финансовыми потоками. Бизнес-группы имеют свои стратегии, направленные на расширение стратегических зон, планы развития, в том числе в отношении прямых и портфельных инвестиций на территории республики.

Наиболее значимые проекты на территории республики реализуются крупнейшими российскими компаниями, занимающимися добычей сырья, первичной переработкой или транспортировкой ресурсов (Северсталь, СУАЛ, Газпром, РАО ЕЭС, ОАО «Российские железные дороги», Мечел, Орими, Сегежский ЦБК, ОАО «Кондопога»). В частности:

Карелия осуществляет активное взаимодействие с международными корпорациями. В соответствии со стратегией развития западных корпораций (торговой экспансии на рынки России) вслед за активизацией внешней торговли начал осуществляться трансферт технологий и перенос производств на территорию республики: технологий лесовосстановления и лесозаготовок, первичной деревообработки, технологий использования вторичных ресурсов (топливные брикеты, гранулы), создание сборочных производств (сборка электронного оборудования) и других.

Усиление обмена знаниями и опытом, активизация трансграничного сотрудничества и перемещение инвестиций через границу, наличие развитых образовательных и исследовательских организаций и крупных фирм, привлекательных условий жизни и бизнеса приведут к формированию единых для приграничных регионов кластеров, а также реализации совместных инновационных проектов и созданию новых товаров и услуг.

Таким образом, место и роль Республики Карелия в системе международного разделения труда определяется транзитной функцией и сложившейся специализацией:

Э кономические интере республики в условиях сложившегося разделения труда в отношении стран экспортеров и импортеров продукции заключаются в том, чтобы развивать взаимовыгодное сотрудничество с международными и российскими корпорациями в части переноса на территорию республики предприятий перерабатывающих (для снижения доли экспорта сырья), производств запасных частей (в частности для сборочных заводов Ленинградской области), а также сборочных производств (для импортозамещения машин и оборудования), - в рамках «резидентной» экономики и формирования компаний полного цикла. Эти интересы определяют основные направления международного инвестиционного сотрудничества и выбора стратегических партнеров с учетом существующих реалий.

Для реализации экономических интересов требуется увеличение инвестиционной привлекательности и усиление конкурентоспособности территории, что возможно лишь на основе гарантии прав собственности и гарантии капитализации активов (и собственных, и привлеченных).

Исходя из потребности дальнейшего роста производства и модернизации экономики, Республике Карелия требуются значительные инвестиции. В частности, только для реновации основных производственных фондов на карельских предприятиях необходимо более 20 млрд.рублей ежегодно! Что касается развития новых видов производств, а тем более реализации стратегии продвижения карельских товаров конечного потребления, то необходимый объем инвестиций увеличивается в разы.

Для оценки возможности притока инвестиций в Карелию, инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности использована методика комплексного анализа инвестиционных процессов Совета по развитию производительных сил.

Среди своих соседей по Северо-Западному федеральному округу Республика Карелия по суммарной оценке инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности занимает 4 место после Санкт-Петербурга, Мурманской и Ленинградской областей (рисунок 12). При анализе инвестиционных процессов в регионе средний уровень инвестиционной активности, риска, потенциала и привлекательности среди сравниваемых субъектов Российской Федерации равен 1,0. Уровень инвестиционной привлекательности Карелии на 2,8% выше среднего по России.

В то же время, суммарная оценка, характеризующая инве-стиционный климат в Республике Карелия, - самая низкая среди субъектов Северо-Западного федерального округа. Республика отстает от других регионов по такому показателю, как интегральная оценка уровня инвестиционной активности (рисунок 13). Его значение для республики равно 85,7% от среднероссийского уровня (для сравнения – Ленинградской области – 149,9%). Поэтому одной из приоритетных задач является повышение инвестиционной активности, в том числе за счет реализации «локомотивных» проектов, строительства объектов инфраструктуры и формирования зон интенсивного экономического развития, где может быть обеспечено необходимое качество инвестиций.

Основой конкурентоспособности региона является бизнес-климат, который представляет собой совокупность следующих групп условий: факторные условия (обеспеченность факторами производства), конъюнктурные условия (параметры спроса на карельскую продукцию), условия конкуренции и согласованность стратегий, благоприятная институциональная среда, минимизирующая транзакционные издержки, уровень развития вспомогательных отраслей (инфраструктуры), а также современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Рейтинг конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума базируется на методологии, предложенной M. Портером. В 2000 г. высшую позицию в рейтинге конкурентоспособности заняла Финляндия. Оценка конкурентоспособности Республики Карелия будет осуществляться на основе анализа четырех групп факторов (на основе модели «конкурентного ромба» М. Портера); а Финляндия в дальнейшем будет использоваться в качестве аналога для сравнения состояния развития экономик и определения потенциальных значений важнейших экономических индикаторов.

Факторные условия (предмет труда – ресурсы, средства труда – основные фонды, трудовые ресурсы). Республика Карелия характеризуется различной обеспеченностью факторами производства. Природно-ресурсный потенциал республики выражен, прежде всего, лесными ресурсами и ресурсами недр. Он определяет в значительной степени ресурсную специализацию экономики (развитие базовых отраслей). Вовлечение в народнохозяйственный оборот имеющегося значительного природно-ресурсного потенциала сдерживается труднодоступностью и, соответственно, сложностями его освоения и использования. Наблюдается отставание от финских производств по продуктивности лесных ресурсов по конечному продукту.

Ресурсный потенциал в целом предопределяет объемы необходимых кредитных и инвестиционных средств. Однако необходимо создать условия для использования потенциала за счет развития объектов инфраструктуры и создания зон интенсивного экономического развития (включая экономические зоны по лесоперерабатывающим технологиям и туристско-рекреационную). Следует создать необходимые институциональные условия - определить в соответствии с условиями развития рынка правовой режим использования ресурсов, в первую очередь, в лесном секторе.

Возможный объем заготовки древесины по Республике Карелия составляет 10492,6 тысячи куб. м, в том числе:

- 7103,5 тыс. куб. м – сплошные рубки;

- 2036,9 тыс. куб. м – выборочные рубки;

- 1280,1 тыс. куб. м – рубки ухода;

- 72,1 тыс. куб. м. – рубки погибших и поврежденных насаждений.

Для увеличения объемов ежегодно заготавливаемой древесины до 10,5 млн. куб. м необходимо осуществлять полное освоение расчетной лесосеки по главному и промежуточному пользованию, что возможно только при наличии развитой транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день, обеспеченность лесного фонда дорожной сетью в Карелии приблизительно в 4 раза меньше требуемого.

С учетом реально достижимой экономической доступности участков лесного фонда увеличение заготовки древесины 2020 году возможно до 10,5 млн.куб.м.

Кроме того, что лесовозные дороги обеспечат доступ к лесам для их заготовки, наличие дорог позволит вести эффективное лесное хозяйство. Однако, вследствие продолжительного роста древесины до ее технической спелости, реальный эффект будет получен после 2020 года.

В целях полного и своевременного восстановления вырубок, гарей и других площадей лесокультурного фонда хозяйственно ценными древесными породами, повышения продуктивности лесов, улучшения породного состава, а также предотвращения заболачивания лесных земель и сохранения экологической среды на территории Республики Карелия осуществляется воспроизводство лесов.

На территории Республики Карелии за период с 1997 по 2008 годы проведено лесовосстановление на площади 262 тыс. га, в том числе посев, посадка леса на 91,5 тыс. га, в том числе создано лесных культур семенами и сеянцами с улучшенными наследственными свойствами 13,6 тыс. га; содействие естественному возобновлению леса выполнено на 170 тыс. га.

Для повышения продуктивности и качества лесов, улучшения их породного состава лесничествами содержится питомническое хозяйство. По состоянию на 01.01.09 г. имеется: 9 базисных питомников, 4 тепличных комплекса площадью 1,4 га (21 теплица) для выращивания сеянцев с закрытой корневой системой, склад длительного хранения семян (на 10 тонн) с холодильным оборудованием, 3 новых современных комплекса по переработке лесосеменного сырья и высококачественной очистке семян, линия по приготовлению субстрата торфа для тепличных комплексов по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой.

Использование новых технологий позволило повысить качество семян (семена I класса качества на 01.01.09 г. составляют 83% от общего количества), значительно сократить срок выращивания сеянцев (в 2-3 раза), эффективно использовать дорогостоящие семена, максимально продлить срок посадки, облегчить и улучшить организацию производства лесокультурных работ, сократить уходы за посадками и повысить приживаемость однолетних и трехлетних лесных культур в различных лесорастительных условиях. Общая средняя приживаемость однолетних лесных культур увеличилась с 73% в 1994 году до 87,8 % в 2008 году, трехлетних с 68,3% до 84,7 %, соответственно.

Среднегодовые объемы лесовосстановления составили 24 тыс. га, что соответствует расчетным.

Для увеличения площадей и объемов заготовки древесины значительный эффект может дать своевременное проведение уходов за лесными культурами и хвойными молодняками естественного происхождения. Своевременное проведение всего комплекса планируемых проектами лесоустройства уходов позволит сократить сроки перевода площадей лесных культур и участков с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса в покрытую лесом площадь, сокращению сроков достижения технологической спелости древесины.

В перспективе до 2020 года необходимо провести опытные работы по ускоренному плантационному выращиванию осины и березы на вырубках, наиболее подверженных естественному зарастанию данными породами, для использования древесины, полученной с плантаций как в целлюлозно-бумажном производстве, так и при изготовлении древесно-стружечных плит.

В рамках российской административной реформы в целях реализации переданных Республике Карелия полномочий по воспроизводству лесов, своевременному и качественному выполнению всего комплекса лесовосстановительных работ, дальнейшему развитию лесосеменного дела и питомнического хозяйства, на базе лесхозов Республики Карелия создано 17 центральных лесничеств и ГУП «Леса Карелии».

Основная масса средств труда (основных производственных фондов – ОПФ) в республике сосредоточена у крупных собственников – градо- и бюджетообразующих предприятий. Общая стоимость ОПФ в промышленности составляет 40486 млн. рублей. При этом степень износа в среднем по промышленности составляет 40,6% (от 58% - в электроэнергетике, до 25% – в лесном комплексе), что требует значительных инвестиций в техническое перевооружение и обновление ОПФ. В сырьевых производствах основные производственные фонды обновляются более активно, чем в производствах, связанных с углубленной переработкой ресурсов.

Условием повышения конкурентоспособности территории является создание условий для развития конкурентного бизнеса и усиление концентрации собственности и капитала. В настоящее время ряд бизнес-групп уже обладает огромными ресурсами. Однако концентрация собственности в секторах экономики неодинакова и более наглядно представлена в стратегически важных отраслях: лесопромышленном и горнопромышленном комплексах, машиностроении, туризме. Для эффективной концентрации собственности и увеличения темпов капитализации необходимо перейти от отраслевого планирования - к формированию производственно-территориальных образований. Наиболее эффективной формой пространственной организации является сетевая, а поддерживающей ее моделью промышленной политики - кластерная.

Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, субподрядчики) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и совместно обеспечивающих региональную конкурентоспособность. Исходя из сложившихся в регионе предпосылок, ожидается в кратко- и среднесрочной перспективе создание лесного и туристского кластеров, в долгосрочной - горно-промышленного.

Трудовой потенциал Республики Карелия оценивается в 449 тыс. человек, в экономике занято примерно 350 тыс. человек. В то же время более 2/3 населения проживает в южных районах Карелии и г. Петрозаводске (рисунок 14).

П ротиворечия между сложившейся в период индустриализации системой расселения и современной структурой экономики приводят к социальной напряженности на отдельных территориях. Происходит сокращение и старение сельского населения.

Миграция в ХХ веке привела в Карелию представителей разных этнических групп. В составе уникальной северной общности людей живут русские и карелы, вепсы и финны, белорусы и украинцы, а также немногочисленные диаспоры татар, грузин, армян, азербайджанцев.

Самой многочисленной этнической группой данной северной общности являются русские – 76,6 %. Общее число карелов, финнов и вепсов составляет около 12%.

В условиях старения населения изменяется соотношение между численностью населения, входящего в активную жизнь и выходящего на пенсию, что соответственно влияет на увеличение пенсионной нагрузки. В результате этих процессов до 2010 года численность занятых в экономике будет сокращаться.

Претерпит изменение и структура трудоспособного населения, увеличится доля старших трудоспособных возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет).

Вместе с тем активное поведение на рынке труда населения старше трудоспособного возраста, проявившееся в последние годы, будет способствовать сглаживанию негативных тенденций. В связи с этим темпы сокращения трудовых ресурсов будут ниже темпов уменьшения численности лиц, вступающих в трудоспособный возраст.

В долгосрочной перспективе предполагается, что на динамику трудовых ресурсов позитивное влияние окажет принятие мер, направленных на проведение эффективной демографической и миграционной политики.

В то же время, в условиях существенного увеличения пенсионной нагрузки требуется кардинальное повышение производительности труда, чему будет способствовать реализация оптимального сценария развития экономики. В свою очередь создание новых рабочих мест требует соответствующего качества производительных сил.

Для эффективного использования рабочей силы предусматривается координация действий органов исполнительной власти и работодателей при формировании заказа на подготовку профессиональных кадров в целях обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда.

В среднесрочной перспективе приоритетное развитие получит система профессионального образования Республики Карелия, предусматривающая развитие многоуровневых образовательных учреждений нового типа.

Научно-исследовательский потенциал. За период реформ научный комплекс Республики Карелия сократился в 3 раза. Из 53 действующих организаций сферы НИОКР в настоящее время сохранилось 16. Из 9,5 тыс. чел., которые в конце 80-х составляли кадровый потенциал данной сферы, осталось около 1 тыс. чел. Из 12 отраслевых институтов функционируют 2. Академический сектор (Карельский научный центр РАН) по своей численности сократился в 1,5 раза.

За последние годы в сфере НИОКР наблюдается рост объема исследований и разработок. Так, общий объем финансирования за период 2007-2008 годов увеличился на 150 млн. руб. или на 50%, положительной тенденцией является рост выданных патентных документов. Ежегодно научными организациями и ВУЗами выполняется порядка 700 научных тематик. В то же время одним из серьезных факторов, сдерживающих развитие инновационного направления в экономике, является недостаточная связь науки с реальными секторами экономики. Вместе с тем, у Карелии имеются перспективы для успешного входа в формирующееся инновационное пространство.

Научно-образовательный и инновационный комплексы обладают высоким научным потенциалом. Наблюдается рост специалистов высшей квалификации, осуществляющих научные разработки в лесной, биологической, геологической и экономической науках, возникают новые нетрадиционные структуры. К перспективным направлениям развития инновационной деятельности, связанным с формированием научно-технологических парков, включающих отраслевые НИИ, подразделения ВУЗов и учреждений РАН, относятся: информационные услуги и активное использование ИКТ, переработка лесопродуктов, домостроение в контексте новой урбанизации, разработки в областях нано- и биотехнологий.

Финансирование научных тематик осуществляется не только за счет традиционных видов федерального финансирования (академический, вузовский секторы). В настоящее время широко используются новые условия для развития фундаментальных и прикладных исследований за счет образованных фондов РФФИ, РГНФ, Фонда технических исследований и др., а также международных грантов. Благодаря интересу производственников к достижениям и разработкам науки растет число созданных и использованных передовых производственных технологий.

Конъюнктурные условия (возможность создания товарных цепочек). Конкурентоспособные товарные цепочки могут включать в себя в первую очередь следующие производства и виды продукции:

Вышеперечисленные региональные продукты характеризуются различным потенциалом и перспективами развития. На рисунке 15 представлены результаты позиционирования товаров на товарных рынках с использованием матрицы «рост рынка – доля рынка».

На территории республики необходимо наиболее полно выстраивать товарные цепочки (формировать звенья с максимальной составляющей собственных НИОКР, трудовых ресурсов, производственных процессов) с использованием двух типов стратегий:

  1. Стратегия встраивания в существующие товарные цепочки (с защитой интересов территории в соответствии с международным торговым правом);

  2. Стратегия генерации товарных цепочек и их максимально полного выстраивания на основе резидентных структур («резидентная экономика», не противоречащая международным нормам).

Рассмотрим эти стратегии на основе группировки региональных продуктов с учетом полноты выстраиваемых цепочек ценностей, измеряемой стоимостью, которую покупатели готовы заплатить за товары или услуги компаний, деятельность которых можно разделить на технологические (первичные виды, связанные с производством) и экономические (поддерживающие виды) ценные виды деятельности.

Группа 1. Бумажные мешки, газетная бумага и другая целлюлозно-бумажная продукция. Для этих продуктов целесообразной является стратегия сохранения лидерства на рынке и максимизации прибыли (по прогнозам ФАО спрос на лесобумажную продукцию в течение десяти лет увеличится в 2-2,5 раза). Учитывая высокое качество древесины, низкую стоимость энергии и предполагая благоприятную инвестиционную и грамотную экономическую политику, можно занять значимое место в мире по экспорту газетной бумаги (с увеличением добавленной стоимости, созданной на территории Республики Карелия).

Крупные целлюлозно-бумажные предприятия Карелии способны самостоятельно генерировать собственные товарные цепочки, развивая и углубляя производственную логистику и развивая поддерживающие виды деятельности. Этот сектор экономики способен самостоятельно выходить на мировые фондовые рынки и активно привлекать портфельные инвестиции.

Формально к той же группе (рис. 15) относятся железорудные окатыши, товарная руда, алюминий. Однако в связи с отсутствием экономических ценных видов деятельности (производство продукции с высокой добавленной стоимостью), осуществляемых резидентными структурами, они выпадают из группы самостоятельных стратегий.

Группа 2. Строительные материалы (камень, щебень), пиломатериалы и деревянное домостроение, турпродукты, продукция рыбного хозяйства, информационно – коммуникационные технологии и услуги и иные экономические ценные виды деятельности (рынок услуг). В этом случае приоритетной является стратегия расширения рынка и инвестирования в полные товарные цепочки, поддерживаемые ценными видами деятельности, включая применение информационных технологий для повышения ценностей компаний. Для этих региональных продуктов сформировались традиционные бренды на товарных рынках (природно-промышленные: северная сосна, карельская береза, шунгит и др.) и формируются новые карельские бренды, поддерживаемые значимыми экономическими видами деятельности компаний на рынках услуг:

Для отдельных карельских компаний, работающих в лесном секторе и выстраивающих вертикальную интеграцию, например, АХК «Кареллеспром», существует возможность завершения своей технологической цепочки и цепочки ценностей за счет осуществления экономических ценных видов деятельности (деревянное домостроение, транспортные услуги, торговля и др.) и выхода на другие товарные рынки и особенно рынки услуг.

Группа 3. Продукция лесозаготовительной промышленности (деловая древесина). Приоритетной является стратегия диверсификации товарных цепочек (на основе углубления переработки древесины) и стратегия встраивания в существующие цепочки и установление связей (на основе договорной специализации). В этом случае связи не только объединяют ценные виды деятельности внутри компании, но и создают взаимозависимость между своей цепочкой ценности и цепочками ценности поставщиков и каналов распределения. Компания может создать конкурентное преимущество за счет оптимизации или координации этих связей во внешней среде.

В последние годы в лесопромышленном комплексе республики отмечается тенденция перехода от традиционной технологии заготовки древесины к заготовке по сортиментной технологии, что обусловлено техническим перевооружением лесозаготовительных предприятий. Доля сортиментной заготовки древесины в общем объеме заготовленной древесины по итогам 2006 года составила 66,2%, в 2007 г. – 70,7%, в 2008 г. – 77,9%.

Для эффективного управления процессами развития лесного хозяйства и лесной промышленности Правительство Республики Карелия реализует определенную на уровне субъекта Российской Федерации региональную лесопромышленную политику и стратегию, основанную на анализе республиканских проблем и оценке влияния внешних факторов на процесс управления лесопромышленным комплексом на этапе развития рыночных отношений.

Встраивание лесозаготовительной промышленности в существующие товарные цепочки возможно через переориентацию производимой продукции (деловой древесины) с внешних рынков на внутренний рынок Республики Карелия. Сегодня имеется дефицит сырья, который компенсируется ввозом из-за пределов республики. Однако существует возможность увеличения объемов заготовки древесного сырья за счет создания целевых хозяйств на базе крупнейших лесопользователей и переориентации экспорта необработанных лесоматериалов на внутреннюю переработку.

Подавляющая часть лесопромышленной продукции в большинстве стран используется для удовлетворения внутренних потребностей, так как перевозка данных продуктов (особенно низкого уровня переработки) обходится дорого из-за их габаритов и массы. Поэтому необходимы компании полного цикла, которые на экспорт поставляют продукты глубокой переработки при превышении их производства над потреблением на внутреннем рынке. Учитывая, что спрос на внутреннем рынке в связи с ростом строительства должен возрасти, то в первую очередь продукция формируемых компаний полного цикла должна быть направлена на внутреннее потребление, за исключением продукции, имеющей ведущие позиции на глобальном рынке и которые надо усилить (например, газетная бумага). В то же время нельзя не учитывать конкурентов, так как основными экспортерами в международной торговле лесопромышленной продукцией являются Канада, США, Финляндия, Швеция, Германия, имеющие сильные позиции на рынке.

При определении стратегии необходимо также учитывать структуру региональной промышленности. Так, на сегодняшний день доля высокотехнологичного сектора в объеме отгруженной продукции составляет менее 1%, среднетехнологичного сектора – примерно 10%, низкотехнологичного сектора – 35-40%, доля добывающей промышленности - около 35%, производство и распределение газа, воды и электроэнергии - 15%.

Перспективными для повышения конкурентоспособности Республики Карелия являются продукты и производства, относящиеся к конечной продукции (товары первой и второй групп, инновации в создании новых материалов, применение информационно-коммуникационных технологий, а также потенциально возможных технологий, например, биотехнологий, новых технологий использования шунгита), глобальные услуги (транспорт, связь, Интернет, образование). Они определяют не только позиции на мировом рынке, в первую очередь в лесном секторе, но и рассматриваются как перспективные, определяющие будущую специализацию на мировых рынках, а также как стимулирующие изменение структуры промышленности в сторону высокотехнологичных секторов.

На основании предыдущего анализа сделаем вывод: необходимо создание полной цепочки «сырье-полуфабрикат-товар-услуга» за счет резидентных структур или установление стратегических связей на основе договорной специализации, а также формирование конкурентоспособных кластеров в лесном секторе и туризме.

Условия конкуренции и согласованность стратегий. Стратегия развития республики сопряжена с производственными и инвестиционными планами крупных собственников основных производственных фондов, присутствующих на территории, перерабатывающих ресурсы и заполняющих соответствующие товарные ниши, притягивающих кадры. К ним относятся:

Компании, имеющие на территории Карелии резидентные структуры, формируют стратегии, направленные на сохранение внутреннего рынка в конкуренции с импортом и укрепление позиций на внешнем рынке. На основе совпадения логики и стратегий республики и компаний осуществляется поддержка внешнеэкономического продвижения и ресурсного обеспечения последних, а также создание совместных перерабатывающих предприятий. На основе гарантии права собственности, формирования имущественных комплексов, обеспечения нового портфеля ресурсов и факторов производства, их точного учета будут привлечены капиталы на территорию республики.

В республике формируется система стратегических и программных документов, согласованных между экономическими субъектами по целям, приоритетам развития, ресурсам и факторам производства. В целом система стратегического планирования представлена Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия, среднесрочной программой деятельности Правительства Республики Карелия, муниципальными стратегиями и программами, региональными целевыми программами, бизнес-планами предприятий.

Развитие инфраструктуры. Основу инфраструктурного каркаса республики составляют Октябрьская железная дорога, федеральная автомагистраль М18 («Кола»), Беломорско-Балтийский канал, магистральный газопровод Кириши–Петрозаводск–Кондопога, электрические сети ОАО «ФСК» МЭС, ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» и прочих сетевых компаний. При разработке Штокмановского месторождения газоконденсата газопровод будет проложен по всей территории республики с юга на север.

В развитии инфраструктуры в Республике Карелия определяющую роль играет реализация инфраструктурных проектов федерального уровня и привлечение федеральных ресурсов в рамках следующих приоритетов:

Реализация этих приоритетов инфраструктурного развития территории Республики Карелия обеспечит не только повышение уровня освоенности территории, создание новых рабочих мест, но также позволит значительно повысить уровень инвестиционной привлекательности республики.

Особенности карельской транспортной инфраструктуры – значительная степень дифференциации качества дорог, резкое снижение качества дорог от основных магистральных направлений к периферии. Правительство Республики Карелия ставит перед собой стратегическую цель участия в создании трансконтинентальных транспортных коридоров. Поэтому приоритетом в развитии инфраструктуры Республики Карелия является поддержание в нормативном состоянии дорожной сети, ввод в эксплуатацию недостающих звеньев и переоснащение старых инфраструктурных объектов субширотного направления, усиливающих связность территории, позволяющих сформировать на территории крупные промышленные мультимодальные узлы. К этому направлению относятся:

Республика Карелия при дальнейшем развитии инфраструктурной сети субмеридианального и субширотного направлений, включая развитие транспортного коридора «Центральная Азия – Северная Европа» (The Northern East-West freight corridor (N.E.W.), способна реализовать свой транзитный потенциал за счет значительного увеличения грузопотоков (примерно в три раза к 2020 году).

Развитие информационных и коммуникационных технологий. В условиях ужесточения конкуренции и формирования единого информационно-коммуникационного пространства России, как части мирового информационного пространства, единственной возможностью для карельских предприятий войти в мировой ритм новой «технологической волны» и успешно воспользоваться в новых условиях «диффузией инноваций» и преимуществом приграничного положения является создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства, включая широкое применение современных ИКТ.

Учитывая тот факт, что Карелия на сегодняшний день является одним из лидеров среди российских регионов по готовности вхождения в глобальное информационное общество (см. таблицу 4) и в частности использования ИКТ и подготовки соответствующих кадров, то данное обстоятельство становится важнейшим фактором (наряду с приграничностью и опытом внешнеэкономических связей) для карельских компаний в достижении цели получения долгосрочного конкурентного преимущества не только в среде российского, но и иностранного бизнеса.

В то же время потенциал информационных технологий и ожидаемый рост инвестиций в информационные системы создает новые благоприятные возможности для успешного бизнеса в регионе: не только снижает стоимость производства и реализации продукции, но и приводит к серьезным изменениям в стратегии компаний и организации бизнеса, а также в практике ведения бизнеса (в частности в использовании электронной коммерции и продажи информационно-насыщенных продуктов и услуг).

Инструментарием является становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций; создание информационных систем и организаций, специализирующихся на программировании, локальных вычислительных сетях, информационно-коммуникационных технологиях и т.д., использующих как собственные наработки, так и лицензии, франчайзинг, аутсорсинг, оффшорное программирование и т.д., а также мощных комплексных предприятий, таких как IT-парк или иной научный парк, имеющий определенную специализацию, встроенный в промышленный или научный кластер или расположенный в экономической опорной зоне, влияющий на ее специализацию, и т.д.

Таблица 4. Рейтинг и частные показатели готовности Республики Карелия к развитию информационного общества (ИО) в сравнении с субъектами РФ.

Показатели

2005 г.

2006 г.

2008 г.

Рейтинг (итоговое место среди субъектов Российской Федерации) готовности к ИО

В том числе

10

7

8

Индекс-компонент использования ИКТ для развития ИО

В том числе:

7

4

5

ИКТ в государственном и муниципальном управлении

2

4

6

ИКТ в бизнесе

9

9

17

Использование ИКТ населением и частными лицами

15

19

11

ИКТ в культуре

7

3

3

ИКТ в медицине

16

23

12

ИКТ в образовании

-

4

3

Индекс-компонент факторов развития ИО

В том числе:

37

42

51

Человеческий капитал

38

48

71

ИКТ-инфраструктура

36

20

16

Экономическая среда

27

56

59

Кроме того, в настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата на основе широкого применения информационных технологий в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с планом создания «электронного правительства» разработаны мероприятия по повышению роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства; созданию эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

Оценка производственных возможностей. С учетом рассмотренных выше факторов при формировании благоприятных условий и повышении эффективности использования ресурсов к 2020 году следует ожидать изменений в структуре валового регионального продукта (ВРП), оценку которых можно воспринимать как потенциальные параметры развития. В частности предусматривается:

Н аличие производственного потенциала позволяет развивать не только традиционные, но и новые виды деятельности. При производстве товаров, относящихся к группам 1 и 2, предусматриваются опережающие темпы развития обрабатывающих производств (рис. 16).

Прогнозируемый рост ВРП республики (без учета кризиса) представлен на рис. 17. В качестве базового выбран 2007 год. В соответствии с инновационным сценарием развития к 2020 году увеличение ВРП возможно в 1,8 раза по сравнению с 2007 годом, валовой добавленной стоимости промышленности – в 1,6 раза.

Достижение таких темпов роста предусматривается за счет активизации инвестиционной и инновационной деятельности, модернизации производства, освоения современных технологий, и существенного увеличения производительности труда, повышения кач ества и конкурентоспособности продукции, широкого применения современных ИКТ.

Рост экономических показателей предполагается при сохранении численности занятых в экономике.

Одновременно предполагается, что на социально-экономическое развитие республики, помимо инфраструктурных ограничений будут оказывать влияние другие ограничивающие и сдерживающие факторы (риски), к наиболее значимым из которых относятся:

- дефицит собственной электроэнергии и рост цен на энергоносители;

- рост тарифов на услуги естественных монополий;

- дефицит древесного сырья;

- перераспределение произведенной добавленной стоимости и части финансовых ресурсов на другие территории;

- дефицит подготовленных кадров для эффективной реализации современных проектов развития;

- высокие предварительные расходы для подготовки к производственной эксплуатации дополнительных природных ресурсов (лесных, минерально-сырьевых);

- отсутствие сертификации продукции, несоответствие международным стандартам карельских товаров и услуг при вступлении в ВТО.

С учетом действия указанных ограничений республике необходимо сформировать такую модель региональной экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом роста и повышения ее конкурентоспособности, а также способностью обеспечить повышение благосостояния населения и его воспроизводства.