120. Требования к благоустройству и озеленению территории школ и детских садов-яслей
Школы: К школам городского и районного значения относятся: музыкальные, спортивные, художественные, школы-интернаты. Специализированные спортивные школы помимо главного учебного корпуса, включают закрытые помещения спортивных залов и бассейнов, открытые футбольные поля, площадки для волейбола, баскетбола.
Площади территорий музыкальных и художественных школ рассчитываются исходя из 15м2 на одного учащегося. Архитектрурно-планировочное решение территорий должно быть целенаправленно, отвечать соответствующим требованиям. Территории должны представлять собой декоративные сады с набором уютных площадок отдыха и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках художественных школ предусматриваются специальные площадки для занятий на пленере. Насаждения проектируются в виде одиночных, крупных растений и живописных групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки.
На территориях музыкальных школ проектируются уединённые площадки для занятий музыкой и площадки для отдыха, а также дорожки для прогулок. Насаждения должны быть представлены в виде растительных группировок деревьев и кустарников размещённых на лужайках газона и носить «успокаивающий» характер. Вся композиция должна быть предрасположена для отдыха после напряжённой музыкальной работы и, в то же время, способствовать подъёму творческих сил. Возможно, предусмотреть спортивную площадку для игры в мяч.
Общеобразовательная школа в жилом комплексе. Территория школы является озеленённой территорией ограниченного пользования. Школьный участок, как правило, ограждают изгородью из металлоконструкций высотой не менее 1,5м. Расстояние (разрыв) от границы участка до красных линий улиц или проездов должно быть не менее 15…20м, до стен домов жилых зданий — не менее 10, коммунальных предприятий — не менее 50м.
Планировочным центром участка является здание школы. Здание, как правило, располагается у одной из сторон участка и ориентируется по сторонам света в соответствии с действующими санитарными нормами по освещению школьных помещений. Вокруг здания предусматривается проезд шириной не менее 3,5м с разворотной площадкой (расстояние от фасада здания до ближайшего борта не менее 8м).
При проектировании внешнего благоустройства и озеленения территории необходимо провести чёткое функциональное зонирование. На территории школы в соответствии с учебным процессом и программами предусматриваются различные площадки и устройства, предназначенные как для проведения учебных занятий, так и для занятий физкультурой на открытом воздухе. В соответствии с этим школьный участок подразделяется на различные функциональные зоны: спортивную (физкультурно-оздоровительную), учебно-опытную, зону отдыха, хозяйственную.
Насаждения должны объединять все зоны в единое целое и занимать не менее 40…50% площади территории. Насаждения должны играть функциональную роль, отделяя площадки, друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. Размещение насаждений зависит от общего планировочного решения участка, размещения отдельных зон, площадок, дорожек.
Насаждения в спортивной зоне размещают на небольших разделительных полосах или участках между площадками в виде рядов деревьев или живых изгородей кустарников. На более крупных по площади участках, между спортивной и учебно-опытной зонами могут быть предусмотрены компактные группы деревьев. Растения не должны затенять игровых полей площадок. Ассортимент подбирается в соответствии с требованиями озеленения спортивных площадок.
Насаждения учебно-опытной зоны имеют чисто функциональное назначение и служат для изоляции отдельных участков и площадок. Они состоят из разделительных рядовых полос деревьев (со стороны спортивной зоны), живых изгородей (между площадками и опытными делянками), которые должны отстоять не менее чем на 10 м от плодового сада.
Насаждения в зоне отдыха размещаются более свободно. В основном это группы деревьев или кустарников на небольших участках вокруг площадок. Требования к размещению отдельных растений и групп те же, что и при размещении деревьев и кустарников вокруг площадок отдыха вблизи жилых домов. Площадки должны иметь как тенистые уголки для отдыха, так и хорошо инсолируемые участки. Расстояние от края дорожек до деревьев должно быть не менее 1,0…0,75м.
По периметру внутренней части школьного участка предусматривают ряды деревьев и кустарников в полосе шириной 4…6м, а с внешней стороны — полосу насаждений шириной 5…10м.
У самого здания школы предусматривают одну или две рекреационные площадки для отдыха старших и младших классов во время перемен, а также (между проездом и зданием школы) полосы газона с небольшими группами из кустарников и травянистых многолетников, а также с одиночными экземплярами низких деревьев. Деревья размещают на расстоянии не менее 10 м от здания, а кустарники — 5 м, с тем, чтобы школьные помещения не затенялись.
Дошкольные учреждения: Уровень озеленённости по современным нормативам должен составлять до 60%. Детские сады-ясли, как правило, размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местоположениях с нормальным естественным стоком поверхностных вод.
По московским нормативам детские дошкольные учреждения проектируют вместимостью на 10…12 групп, а в отдельных случаях на 6 групп, пристроенных к торцам жилых зданий. Площадки для прогулок детей удаляются от входа в здание детского сада не более, чем на 30м, а от окон самого жилого дома на 15м. Площадь групповой детской площадки для детей ясельного возраста принимается в 7,5м2 на одно место. Радиус обслуживания дошкольного учреждения в микрорайоне – 300 м, в малых городах – 500м.
Участок детского сада-яслей имеет прямоугольную конфигурацию. Расстояние от границ участка до красной линии должно быть не менее 25 м, до стен жилых домов — не менее 10м, стен коммунальных предприятий — не менее 50м. Здание размещают у одной из границ или в центре участка. Вокруг здания обычно предусматривают проезд шириной 3,5м с разворотной площадкой 12х5,5м. Расстояние от фасада здания до границы проезда (ближайшего бортового камня) должно составлять не менее 8м.
При проектировании территорию детского сада необходимо подразделить на следующие функциональные зоны: зону входа на территорию, зону групповых детских площадок, хозяйственную зону.
Зона групповых площадок включает непосредственно групповые площадки для детей ясельного возраста до 3 лет и для детей в возрасте 4—6 лет, а также общую физкультурную площадку (площадь 250м) и плескательный бассейн (площадь 20м2). Все площадки должны быть взаимосвязаны сетью дорожек.
Всю хозяйственную зону сосредоточивают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.
Групповые площадки — основные места пребывания детей на участке. Они предназначены для отдыха и игр на открытом воздухе. Обычно на каждые две площадки устанавливают один сдвоенный навес, площадь которого входит в площадь групповой площадки. Навес используется для групповых занятий и игр, не требующих активного движения (чтение, игры). Каждая групповая площадка должна быть соответствующим образом оборудована, иметь песочницу, манежи, шведские стенки и т. п. Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатели в любой момент могли увидеть, чем занимается каждый ребенок. Площадь групповой площадки для детей в возрасте до 3 лет должна составлять 150м2 (при числе детей в группе 20 человек и норме на одного ребенка 7,5м2), а для детей от 4 до 6 лет — 180м2 (при норме на одного ребенка 9м2).
Для детей 4…6 лет оборудуют общую физкультурную площадку (250м2) с приспособлениями для лазания, прыжков, подвижных игр и плескательным бассейном площадью 25…30м2 и глубиной 25…30см. Дно бассейна должно быть бетонированным, гладким и иметь наибольший уклон (0,005). Вокруг бассейна предусматривают плиточную дорожку шириной 0,6м. Бассейн наполняют подогретой водой.
Взаимосвязь всех планировочных элементов осуществляется дорожками шириной 1,5м. Групповые площадки связывают общей кольцевой дорожкой. Покрытие дорожек должно быть из специальной смеси — гравийная крошка, суглинистый грунт, высевки.
Озеленение территории. Насаждения предусматриваются в виде следующих типов: рядов деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной), групп и одиночных экземпляров деревьев, живых изгородей кустарников, цветников (двулетники, многолетники).
При размещении деревьев и кустарников учитывают следующее. По периметру сада следует предусмотреть ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь из кустарников, по внутренней границе — кустарники в группах. Вокруг площадок проектируют деревья, как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев необходимо оставлять разрывы. Деревья и кустарники размещают так, чтобы большая часть территории площадок (до 50%) в течение дня освещалась солнцем. Физкультурная площадка также должна быть хорошо освещена, поэтому деревья с широкой и плотной кроной вокруг этой площадки размещать не рекомендуется.
Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций.
Не рекомендуются растения с шипами, колючками, ядовитыми плодами, низко опущенными соцветиями (виды спирей, миндаль, кизильник, дёрен, шиповники, боярышник).
Цветники располагают преимущественно у входов в здание, а также в полосах между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки хорошо смотрятся компактные цветники в форме прямоугольников или кругов. Ассортимент цветочных травянистых должен включать в основном многолетние виды растений — флоксы, пионы, дельфиниумы, аквилегии и др., а также цветущие длительное время однолетние — антирринум, петуния, космея, кларкия, портулак и др.
Газон на территории детского сада должен быть устойчивым к вытаптыванию. Для его создания лучше всего использовать злаковые виды трав (мятлик, овсяница, полевица). В ряде случаев часть игровых площадок предусматривают с газонным покрытием. Устойчивая дернина создается из полевицы столонообразующей.
- 1; 60. Основной, дополн. И огранич. Ассорт. Декорат. Древ. Видов растений для озеления территорий (средняя полоса)
- 2; 61. Стандарты на посадочный материал декоративных д и к.
- 3; 59; 62. Понятие о районировании ассортмента д и к.
- 4; 64 Морфологические особенности д и к. Текстура и фактура.
- 5; 65 Формирование штамба и кроны деревьев в питомниках. Пример. Дать рисунок.
- 6; 66 Пример формирования кроны у деревьев с разным листорасположением.
- 7; 67 Формирование корневой системы при выращивании деревьев в питомнике. Приёмы. Значение.
- 8; 68 Формирование надземной части у кустарников в школах питомников.
- 9; 69 Обрезка деревьев и кустарников. Цели и виды обрезки на разных этапах при формировании на объектах озеленения. Техника. Дать рисунок.
- 10; 70 Приёмы обрезки красивоцветущих кустарников. Сроки обрезки для разных видов растений.
- 11. Минеральные, органические и бактериальные удобрения. Биопрепараты. Понятие о действующем веществе в минеральных удобрениях.
- 12. Розы. Классификация и особенности выращивания парковых и садовых роз на объектах озеленения.
- 13. Живые изгороди и их типы. Нормы посадки растений (в ряду, в двух рядах).
- 14. Древесные лианы. Назначение. Ассортимент. Технология размножения и использования. Конструкции опор. Дать чертёж (схема).
- 15. Семенной и вегетативный способы размножения. Ценность каждого способа для выращивания декоративных растений.
- 16 ; 20. Показатели качества семян и способы их определения.
- 17 ; 49. Луковичные многолетники. Морфологические и декоративные особенности. Сроки цветения на объектах.
- 18. Хранение семян. Условия хранения семян разных пород (древесных и травянистых).
- 19. Способы подготовки семян к посеву. Понятие об органическом покое семян.
- 21. Способы вегетативного размножения декоративных (древесных и травянистых) растений.
- 22. Зеленое черенкование. Биологические преимущества и агротехника. Конкретные породы и технология черенкования.
- 23. Характеристика условий для укоренения зеленых черенков. Искусственный туман.
- 24. Размножение древесных видов отводками. Ассортимент и технология.
- 25. Прививки декоративных древесных пород: техника и сроки для разных способов. Получение кустовых и штамбовых роз и сиреней (дать схему).
- 26. Цветники на территории скверов. Ассортимент. Сроки. Содержание.
- 28-30. Летники (однолетники). Ассортимент. Характеристика декоротивности у разных видов и сортов.
- 31. Розы на объектах озеленения. Классификация. Агротехника сожержания.
- 32. Духлетники. Использование в цветниках на объектах. Содержание. Календарь работ.
- 33 ; 34 Ковровые растения. Ассортимент. Биологические и морфологические особенности – основа создания специфических цветников. Цвет ковровых растений.
- 35. Основные элементы конструкции подпорной стенки. Дать чертёж— схему с указанием элементов.( 1,2,3 и т.П.)
- 36. Подпорные стенки. Дать чертёж по элементам. Стенки из камня— "сухая кладка"
- 38. Дать чертёж—схему укрепления откосов с применением габионовых конструкций.
- 39. Конструкция (разрезы) типов спортивных площадок. Дать чертеж – схему.
- 40. Откосы – методы укрепления. Дать чертеж.
- 41 ; 42 Посадка крупномерных деревьев на улицах. Дать чертеж схемы посадки. Указать размеры.
- 43. Пандусы: назначение, классификация, параметры, конструкции. Дать чертеж по элементам.
- 45. Многолетники. Сроки посадки в парках зависимости от сроков закладки цветков и соцветий.
- 46. Питомники декоративных древесных растений. Структура.
- 47. Многолетники. Формы цветочного оформления. Содержание. Календарь работ.
- 48. Моносады (из георгин, астр, флоксов и др.).
- 49. Луковичные многолетники. Морфологические и декоративные особенности. Сроки цветения на объектах.
- 50. Строение луковиц гиацинта, лилий, нарцисса, тюльпана.
- 51. Цветники из луковичных. Классификация, сроки посадки и нормы. Содержание.
- 52.Удобрения при уходе за летниками на объектах.
- 53.Теневыносливые травянистые растения. Ассортимент. Особенности применения.
- 54. Рокарий. Ассортимент.Особенности роста различных видов в условиях рокария. Технология устройства и содержания.
- 55. Растения для оформления естественных водоемов различной глубины в парках.
- 56.Газоны. Виды и сорта газонных трав и их морфология. Травосмеси, расчет.
- 57.Регуляторы роста и их применение на декоративных растениях.
- 58.Обрезка красивоцветущих кустарников. Связь сроков обрезки и сроков закладки цветочных почек у различных пород.
- 63. План озеленения (посадочного чертежа). Метод квадратов. Элементы привязки растений.
- 71. План благоустройства объекта (разбивочный чертеж, методика составления и выноса элементов в натуру)
- 72. Конструкции дождеприемных колодцев. Дать схему сечения с указанием размеров по элементам.
- 73; 74. Объекты ландшафтной архитектуры центра Парижа.
- 75. Функциональное зонирование парка. Примеры.
- 76. Типы пространственной структуры парка (тпс) и типы насаждений.
- 77. Типология и классификация городских парков. Назначение.
- 78. Водоемы. Основные типы и их роль в парке.
- 90.Водоемы, назначение. Классификация. Примеры
- 79. Структура озелененных территорий жилого комплекса. Перечислить.
- 80. Многофункциональные парки. Классификация. Примеры (Москва, Санкт-Петербург).
- 81. Рельеф. Значение. Формы. Примеры.
- 91. Рельеф. Типология. Роль. Формы рельефа
- 82. Композиции открытых пространств. Партеры их классификация и роль.
- 6. Водные партеры.
- 83. Озелененные территории Санкт-Петербурга. Левобережный ансамбль. Перечислить объекты.
- 84. Бульвары. Типы. Баланс территории.
- 85. Инсоляция территории микрорайона и сё значение. Метод расчёта.
- 86. Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Чертёж
- 87. Древесно-кустарииковые массивы -определение, классификация, композиционное использование
- 88. Группы древесных растений, классификация.
- 89; 94; 95 Категории и типы озеленённых территорий крупнейшего города
- 92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании.
- 93. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры.
- 91. Рельеф. Типология. Роль. Формы рельефа (дать изображение в горизонталях и профиль.)
- 92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании. Примеры.
- 93. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры. Размеры.
- 94. 95. Категории и типы объектов озеленённых территорий крупнейшего города.
- 96. (83 )Сады и парки левого берега в Санкт-Петербурге. Перечислить. Летний сад. Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Царское село (Александровский и Екатерининский парки), Павловский парк.
- 97. Лесопарки Москвы.
- 98. Парки Москвы. Перечислить.
- 99 – См. 73, 74, у меня плохая шпора!
- 99. Озеленение территории центра Парижа.
- 100. Типы площадок на территории микрорайона. Габариты. Принципы расчёта. Радиус обслуживания (основные требования).
- 111. Общественные парки в сша XIX века (Чикаго, Нью-Йорк)
- 112. Озеленение территории центра Вашингтона
- 113. Многофункциональные парки. Классификация. Примеры
- 114. Бульвары. Классификация и типы. Баланс территории
- 115. Детские площадки в микрорайоне. Расчёт и требования к размещению
- 116. Придомовые полосы, их благоустройство и озеленение. Требования к ассортименту и размещению древесных растений
- 117. Плотность размещения деревьев и кустарников для городских объектов ландшафтной архитектуры
- 119. Детские площадки на территории жилой застройки. Классификация и принципы расчёта
- 120. Требования к благоустройству и озеленению территории школ и детских садов-яслей
- 118. Классификация и назначение садово-парковых дорог. Уклоны. Радиусы закруглений на перекрёстках. Схема
- Организация дорожной сети в парках
- 121 Типы пространственной структуры парка. Назначение, роль в композиции, балансовые соотношения.
- 122 Левобережный ансамбль Санкт-Петербурга.
- 123 Бульвары. Типы. Баланс территории.
- 124. Стадии проектирования объекта. Перечислить.
- 125 Типы пространственной структуры парка (тпс).
- 126 Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Чертёж
- 127. Типы укрепления деревьев после посадки. Конструкции и материалы. Чертеж-схема.
- 128 Типология и классификация городских парков. Назначение.
- 129 Водоемы. Основные типы и их роль. Примеры
- 130. Типы садово-парковых насаждений. Примеры (сквер, бульвар)
- 131.Озелененные территории жилого комплекса. Перечислить. Типы. % озеленения.
- 132.Рельеф. Значение. Формы. Примеры.
- 133.Схемы размещения растений у оград и подпорных стенок.Дать чертеж.
- 134. План благоустройства территории. Метод квадратов. Дать чертеж привязки по элементам планировки.
- 135.Дерево с комом в жесткой упаковке. Типы упаковок. Дать чертеж (схема с размерами).
- 136. Конструкция одерновки откосов. Чертеж.