logo search
госы / 1-136

122 Левобережный ансамбль Санкт-Петербурга.

Летний сад. Летняя резиденция Петра I, площадь 11,2 га. Границы: р. Нева (север), р. Мойка (юг), Ле­бяжья канавка (запад), р. Фонтанка (восток). В первой четверти XVIII.в. существовало четыре Лет­них сада — первый и второй в грани­цах существующего в настоящее вре­мя сада (11,2 га), третий — ныне Михайловский сад (10 га) и Боль­шой луг (Марсово поле, 9 га), чет­вертый- Итальянский сад (11 га).

Планировка сада осуществлялась по чертежу ПетраI. Этапы: I (1704-1711) -разбивка сада на берегу Невы, установка скульптур, устройство фон­танов; 1710 г.- закладка дворца. II (1711 -1716) -завершается строитель­ство дворца (арх. Д. Трезини); у двор­ца строится гавань, на берегу Невы возво­дятся 3 галереи. В центре сада устраиваются 4 больших квад­рата с кружевными- цветниками и беседками, окруженные стриженой живой изгородью (са­довый мастер Ян Розен); создаются фонтаны, беседки, Карпиев пруд, Лебяжий канал.III (1716-1725) - возводятся второй Лет­ний дворец, грот (арх.А. Шлютер и Г. Маттарнови), гавань облицовывается гранитом, по проекту А. Земцова садовым мастером К. Шре­дером устраивается лабиринт с фонта­нами.

В квадратах, на месте цветников, создаются боскеты с фонтанами, птичником и прудом. Сад украшается скульптурой, строится Ли­товский канал и для подачи воды в Фонтанку, питающую систему фонтанов,- 3 водовзводные башни. IV (1732—1826) - возводится деревян­ный дворец Анны Иоанновны. Строится дворец Елизаветы Петровны и сад при нем (третий Летний сад), амфитеатр (арх. В. Растрелли); устаналиваются скульптуры, ведется облицовка гранитом Невских набережных, устраивается огра­да (арх. Ю. Фельтен).

После наводнения в 1777 г. в третьем Лет­нем саду вышедшие из строя фонтаны не восстанавливаются. Возводится дворец для Павла I (Михайловский замок, арх. В; Ба­женов и В. Бренна). После навод­нения 1824 г. и завершения строительства Михайловского замка примыка­ющий к нему участок 3 Летнего сада преобразуется в пейзажный парк — Михай­ловский сад (арх. К. Росси и А. Менелас), где на берегу р. Мойки был построен павильон Росси (1825 г.).

Бывший Царицын луг полу­чил название Марсова поля. После 1824 г. царская резиденция стала общественным городским парком.

Несмотря на все изменения, про­изводившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные до­роги. Они пересекались поперечны­ми, образуя квадраты боскетов, об­рамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами — липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украшены фонтанами. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато убранные фонтанами и скульпту­рой, имели различные устройства — вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой.

У р. Фонтанки стоял грот — обяза­тельная принадлежность регулярных садов XVIII в. Одним из главных украшений сада были работы известных венециан­ских скульпторов — П. Баратта, Д. Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и темати­ческие серии на аллегорические и мифологические темы. В 1736 г. в са­ду было около 200 изваяний.

Использовались как местные, так и привозные растения: липы из Нов­города, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, кедры и пихты из Соли­камска, тюльпаны из Голландии и т. д.

Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось еще не связана с двор­цом, а замыкается галереей — чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада, в сравнении с предшествующими ему Головинским и Лефортовским в Москве, просле­живаются и новые черты — стремле­ние к целостному решению террито­рии, планиро­вочному и масштабному единству частей. Планировка территории носит уже вполне европейский ха­рактер.

Марсово поле (10,9 га) — памят­ник революционным выступлениям рабочих, солдат и жителей Петро­града в 1917 г., а также; первому Всероссийскому коммунистическому субботнику. На территории расположено мемориальное захороне­ние борцов революции. Проект сада вокруг памятника был разработан арх. И. Фоминым. Разбивку дорог и мест для посадки деревьев и кустарников осу­ществил ученый-садовод Р. Катцер. Это партерный сад. Ком­позиционным центром является па­мятник Борцам Революции(арх. Л. Руднев). Он ре­шен в виде уступообразных стен вы­сотой 2,2 м, из гранит­ных блоков, ограничивающих квад­ратное пространство. Стены в центре разделены проходами шириной 10 м, на торцах стен — мемориальные надписи. В центре" площади горит Вечный огонь. Сад имеет регулярную планировку с четкой сетью прямых дорог, ориентиро­ванных на памятник или сходящихся на 4 круглых площадках. В местах пересечения дорог высажены кустар­ники (сирень, чубушник, барбарис, кизильник блестящий, калина и др.)

Также на левом берегу расположены:

Александровский сад (площадь в 10 га], его окружают: Зимний дворец, Дворцовая площадь, здание Адмиралтейства, здание Сената и Синода, Исаакиевский собор и Медный всадник, является завершением перспективы Невского проспекта, имеется «музыкальный» фонтан).

Сквер на Исаакиевской площади (центральную часть занимает круглый партер из газона, по периметру высажены дубы шарообразной формы.

Таврический сад (Пейзажный стилью. Его хозяин граф Г.А. Потёмкин. Разбит в 17831800 годах английским садовым мастером В. Гульдом при строительстве Таврического дворца. На месте небольшой речки Саморойки была устроена сложная гидротехническая система из двух прудов. Сильно пострадал от наводнения и блокады).

Сады Смольного монастыря (Сад-партер с регулярной планировкой).