Раздел 2. Система применения удобрений Физиологическая роль элементов питания Основные теоретические положения
Один из основателей русской школы в агрономической химии, выдающийся физиолог растений Клемент Аркадьевич Тимирязев писал: «Чем питается растение и как это узнать? Вот коренной вопрос, на котором зиждется рациональное земледелие…».
В состав растений входит около 80 химических элементов. Наиболее необходимы для жизни растений - 16: C, O2, H2, N, P2O5, K2O, Ca, Mg, S, B, Mn, Mo, Cu, Zn, Co, Fe. Первые четыре макроэлемента – органогены, зольными, т.е. при сжигании растительного материала они остаются в золе. Важнейшим условием для жизни растений является питание их минеральными элементами. При этом каждый элемент выполняет определенные физиологические функции и не может быть заменен другим. Если в почве не хватает, хотя бы одного из необходимых элементов, рост растений подавляется и высокого урожая не получить.
Какова же физиологическая роль элементов питания в жизни растительного организма?
Азот занимает особое место среди элементов питания. Он является необходимой и незаменимой частью аминокислот, белков, нуклеиновых кислот, хлорофилла, ферментов, витаминов и ряда других соединений. Влияет на рост и развитие вегетативной массы, определяет окраску, облиственность, толщину стебля. В растениях количество азота колеблется в пределах от 1 до 5%. В молодых органах растений содержится больше, чем в старых. Во время роста азот передвигается из старых органов в молодые, растущие.
Каждый питательный элемент имеет свое агроэкологическое значение. Азот стимулирует размножение практически всех фитофагов и сорняков. При внесении повышенных доз азота увеличивается численность сосущих (трипсов, тлей, цикад, клещей), а также листогрызущих (пьявиц, гусениц, совок) вредителей. Следовательно, происходит дестабилизация фитосанитарной ситуации и чтобы ее оптимизировать, необходимо применение сбалансированных доз азотных, фосфорных и калийных удобрений.
Под влиянием азота увеличивается размножение обыкновенной корневой гнили. Однако в зависимости от форм азота меняется его действие на размножение фитопатогенов. Так, сульфат аммония на нейтральных и щелочных почвах эффективно подавляет популяции видов фитопатогенов из родов Fusarium, Helminthosporium, Ophiobolus. Механизм подавления заключается в том, что ионы аммония подкисляют почвенный раствор и это способствует уничтожению спор фитопатогенов. Распространение болезней и нематод усиливается, когда в корневой зоне преобладают нитратные формы азота.
Повышенное содержание легкоусвояемых форм азота в почве способствует росту вегетативных органов растений, накоплению в них небелкового азота, увеличению обводненности тканей, при этом пленки увеличиваются в объеме, уменьшается толщина кутикулы, их оболочка становится тоньше. Благодаря этому возбудители легко проникают в ткани растений, усиливается развитие ржавчины, мучнистой росы, септориоза. Кроме того, такие растения медленнее созревают, удлиняется их вегетационный период и, следовательно, увеличивается продолжительность питания фитофагов, таких как трипсы, тли, клопы-черепашки.
Фосфор входит в состав ядерных белков – нуклеопротеидов, нуклеиновых кислот – ДНК, РНК, липоидов, фитина, макроэргических веществ – АТФ и АДФ; участвует в процессе дыхания и брожения. Этот элемент повышает зимостойкость и засухоустойчивость растений, ускоряет их развитие и созревание. В растение поступает из почвы в течение всего периода вегетации, но особенно необходим с самого начала развития культуры, с периода прорастания. Фосфор является спутником азота, его обычно много там, где много азота. Содержание фосфора в растениях ниже, чем азота. Его больше в молодых частях растения и семенах.
У насекомых снижается плодовитость, если они питаются растениями с повышенным содержанием фосфора, нарушается процесс дыхания и замедляется циркуляция гемолимфы. В связи с этим фосфорные удобрения замедляют развитие возбудителей корневых гнилей, ржавчины, сокращают численность сосущих вредителей, повышают устойчивость к повреждениям фитофагами, поражениям болезнями.
Калий принимает участие в процессах синтеза азотистых веществ и в углеводном обмене. Способствует процессу фотосинтеза, усиливая отток углеводов из пластинки листа в другие органы; повышает оводненность коллоидов, тем самым усиливает засухоустойчивость, способствует накоплению сахаров; входит в состав клеточных оболочек, повышая их прочность. Все эти процессы способствуют повышению физиологической устойчивости растений к вредным организмам и неблагоприятным факторам внешней среды. Из всех зольных элементов в растениях больше всего калия. В отличие от азота и фосфора его больше всего в стеблях, чем в семенах.
Сера входит в состав белков, некоторых масел и витаминов. Большая часть серы в растениях входит в состав белков. Обязательным компонентом белковой молекулы являются содержащие серу аминокислоты: метионин, цистин, цистеин. Принимает участие в азотном и углеводном обмене, процессе дыхания и синтезе жиров. Наибольшее количество серы содержится в растениях семейства крестоцветные (капуста, турнепс), сахарной свекле, бобовых культурах. Снижает содержание нитратов в продукции.
Кальций необходим растениям для поддержания и нормального состояния, развития корневой системы растения. Потребность в нем проявляется еще в фазе прорастания. Кальций усиливает обмен веществ в растении, играет важную роль в передвижении углеводов, оказывает влияние на превращение азотистых веществ, ускоряет распад запасных белков семени при прорастании. В растении кальций находится в форме солей пектиновой кислоты, сульфата, карбоната и щавелевокислого кальция. Значительная часть его в растениях (20-65%) растворима в воде. Он нейтрализует образующиеся в растениях кислоты. Кальций необходим для создания физиологически уравновешенного почвенного раствора. Больше всего накапливается в листьях и стеблях стареющих растений; он не может повторно использоваться в растении.
Магний входит в состав молекулы хлорофилла, принимает участие в фотосинтезе, активирует работу ферментов. Концентрируется вместе с фосфором в зерне – самой жизнедеятельной части растения. В отличие от кальция он более подвижен и может повторно использоваться в растениях. Этот элемент играет важную роль в различных жизненных процессах, он участвует в передвижении фосфора в растениях, активирует некоторые ферменты (фосфатазу) ускоряет образование углеводов, влияет на окислительно-восстановительные процессы в тканях растений.
Железо входит в состав дыхательных ферментов, участвует в образовании хлорофилла. Недостаток этого элемента чаще всего имеет место на карбонатных почвах. Наиболее чувствительны к недостатку железа яблоня, слива, кукуруза, овес, картофель, капуста.
- Практикум по агропочвоведению Учебное пособие
- Красноярск 2013
- Раздел 1. Свойства и оценка почв ………………………………….. 6
- Раздел 2. Система применения удобрений ……………………… 132
- Введение
- Раздел 1. Свойства и оценка почв История развития науки
- Основные этапы развития науки:
- Периоды:
- Теории происхождения почвы:
- Основные понятия о почве и почвоведении
- Функции почв
- Свойства почв ← факторы почвообразования
- Свойства почв ← процессы ← факторы почвообразования Почвенные процессы
- 1. Гранулометрический состав почв
- Основные теоретические положения
- Содержание работы:
- Индивидуальные задания к разделу Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Вариант 11
- Вариант 12
- Вариант 13
- Вариант 14
- Вариант 15
- Вариант 16
- Вариант 17
- Вариант 18
- Вариант 19
- Вариант 20
- Задачи и упражнения
- 2. Морфологические признаки почв
- Основные теоретические положения
- Выделяют пять показателей плотности:
- Показатели пористости:
- Показатели трещиноватости:
- Химические новообразования:
- 6. Глей – образуется в условиях повышенного увлажнения, диагностируется по окраске: ржавая, охристая, сизая, зеленовато-голубоватая. Биологические новообразования:
- Содержание работы
- 3. Основы классификации почв. Буквенные индексы горизонтов. Строение почвенного профиля
- Основные теоретические положения Ключевые принципы классификации почв
- Термины по госТу:
- Буквенные индексы горизонтов и их свойства
- Содержание работы
- 4. Органическое вещество почв
- Основные теоретические положения Функции органического вещества. Значение
- Основные функции:
- Источники органического вещества и гумуса
- Химический состав органических остатков
- Структура органического вещества. Состав и свойства гумуса
- Процессы превращения органических остатков в почве
- Факторы минерализации
- Гумусное состояние почв и приемы его регулирования
- Мероприятия по регулированию гумусного состояния почв
- Содержание работы По данной теме студенты знакомятся с теоретическим блоком и готовятся к семинарскому занятию по следующим вопросам. Вопросы к семинару по теме "Органическое вещество почв"
- 5. Почвенные коллоиды и поглотительная способность почв. Реакция почвенной среды. Кислотность и щелочность.
- Основные теоретические положения Понятие поглотительной способности, ее значение
- Значение поглотительной способности
- Происхождение, состав и свойства почвенных коллоидов Происхождение почвенных коллоидов
- Состав почвенных коллоидов
- Свойства почвенных коллоидов
- Строение коллоидной мицеллы. Физико-химическая поглотительная способность (обменная). Закономерности поглощения Строение коллоидов
- Виды поглотительной способности почв
- Состав обменных катионов и анионов в различных почвах и их влияние на свойства почв
- Основные обменные катионы в почве:
- Основные обменные анионы в почве:
- Примерный состав обменных катионов в почвах:
- Показатели, оценивающие поглотительную способность почв
- Контрольные вопросы
- Содержание работы
- 6. Общие физические и водно-физические свойства почв
- Основные теоретические положения Агрофизика. Структура почвы
- Структура почвы
- 1. Плотность сложения (плотность почвы)
- 2. Плотность твердой фазы
- 3. Пористость почвы
- Вода в почве. Водные свойства, гидрологические константы и режимы
- Водные свойства почв
- Почвенные гидрологические константы
- Категории, формы и виды почвенной влаги
- Типы водного режима
- Регулирование водного режима
- Содержание работы
- 7. Характеристика почв земледельческой части Красноярского края
- Основные теоретические положения Природно-климатические особенности Красноярского региона
- Структура и основные особенности почвенного покрова и почв
- Вопросы к семинару по теме "Почвы Красноярского края"
- 8. Бонитировка почв Основные теоретические положения
- Содержание работы
- Контрольные вопросы:
- Раздел 2. Система применения удобрений Физиологическая роль элементов питания Основные теоретические положения
- 9. Реакция почв и способы ее мелиорации (практическое занятие № 9) Основные теоретические положения
- Различают актуальную и потенциальную кислотность:
- Гидролитическая кислотность - это та часть потенциальной кислотности, которая определяется при взаимодействии с почвой раствора гидролитически щелочной соли сн3сооNa (ацетата натрия) с рН 8,2.
- 9.1 Мелиорация солонцовых почв
- Агротехнические и агробиологические способы улучшения солонцовых почв
- Содержание работы
- Задачи и упражнения
- 9.2. Мелиорация кислых почв
- Содержание работы
- Задачи и упражнения
- 10. Пищевой режим и плодородие почв. (Практическое занятие № 10)
- 10.1 Оценка обеспеченности почв азотом. Потребность сельскохозяйственных культур в азотных удобрениях
- Основные теоретические положения
- Агротехнический метод определения обеспеченности полевых культур азотом
- Основные требования по применению удобрений под овощные культуры:
- Содержание работы
- 10.2 Оценка обеспеченности почв фосфором. Потребность сельскохозяйственных культур в фосфорных удобрениях Основные теоретические положения
- 10.3 Оценка обеспеченности почв калием и определение потребности полевых культур в калии Основные теоретические положения
- Контрольные вопросы
- 11. Рациональное распределение удобрений в севообороте
- Основные теоретические положения Биологические особенности культур в потреблении питательных элементов
- Почвенные факторы эффективности удобрений
- Погодно-климатические условия
- Рациональное распределение удобрений в севообороте с учетом потребности в удобрениях
- Особенности питания полевых культур
- Содержание работы
- Индивидуальные задания к разделу «Рациональное распределение удобрений в севообороте»
- Вопросы к коллоквиуму
- Тестовые задания Тема «Морфологические признаки почв»
- Тема «Строение почвенного профиля»
- Тема «Поглотительная способность почв»
- Тема «Химическая мелиорация почв»
- Тема «Пищевой режим почв»
- Тема «Характеристика минеральных удобрений»
- Тема «Характеристика органических удобрений»
- Тема «Система применения удобрений»
- Заключение
- Приложения
- Литература