logo search
Ответы на билеты к госам

1. Классификация тракторов по назначению, конструктивным и энергетическим признакам. Примеры.

Трактором называется самоходная колесная или гусеничная машина, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных, дорожных, землеройных, транспортных и других работ путем буксировки прицепных машин и повозок или при помощи навесных сельскохозяйственных орудий и других приспособлений.

Тракторы классифицируют по назначению, типу ходовой части, типу двигателя, типу остова, по мощности и номинальному тяговому усилию.

I. Классификация тракторов по назначению. По назначению тракторы делятся на сельскохозяйственные и специальные (трелевочные, бульдозеры и др.)

Сельскохозяйственные тракторы подразделяют на тракторы общего назначения — КД-35, ДТ-54, ДТ-54А, С-80, С-100; пропашные (универсальные) — У-2, У-4, ДТ-24-2, ДТ-24-3, Т 28, МТЗ-1, МТЗ-2, МТЗ-5М, МШ, КД11-35, Т-38; садово-огородные — ДТ-14, ДТ-20 и самоходные шасси — ДСШ-14, ДВСШ-16 и др.

Тракторы общего назначения применяются для выполнения полевых работ: пахоты, культивации, посева, уборки урожая и т. п.

Пропашные тракторы главным образом используют для посева, обработки и уборки пропашных и технических культур, а также для других сельскохозяйственных работ, поэтому их часто называют универсальными.

Пропашные (универсальные) тракторы снабжены специальными приспособлениями для крепления навесных орудий и для управления ими без помощи прицепщика. На рисунке 1,б пока показан универсальный трактор МТЗ-5М.

Универсальные тракторы новых марок имеют широкий диапазон скоростей; например, трактор Т-28 от 0, 5 до 25,1 к м / час, а трактор МТЗ-50 от I,35 до 22,0 км час. «Но позволяет рационально использовать мощность двигателя как на различных сельскохозяйственных работах, так и на транспорте.

Садово-огородные тракторы имеют малые габариты, особенно высоту, У тракторов ДТ-14 и ДТ-20 (рис. 1, в) можно изменять дорожный просвет, т. е. приспосабливать трактор для обработки высокостебельных культур, а также для работы в садах под низкими кронами плодовых деревьев.

Самоходные шасси ДСШ-14, ДВСШ-16 и др. применяются для полевых, транспортных и стационарных работ в сельском хозяйстве.

Специальные тракторы. Для выполнения лугомелиоративных работ служат болотные тракторы ДТ-55 (рис. 2, а) и С-100Б, имеющие уширенную гусеницу, ходоуменьшитель и другие приспособления.

Крутосклонный трактор марки ДТ-57 применяется для работы на крутых склонах. Этот трактор приспособлен для работы челночно - реверсивным способом без поворотов в концах загонов.

На лесоразработках используют трелевочные тракторы ТДТ-40 и ТДТ-60

На строительстве дорог и земляных работах работают тракторы, имеющие приспособления для крепления и привода навесных орудий и для управления ими: бульдозеры, экскаваторы, скреперы, погрузчики, корчеватели, кусторезы и др.

Классификация тракторов по типу ходовой части. По типу ходовой части тракторы разделяют на колесные и гусеничные.

Колесные тракторы выпускаются в большинстве с четырьмя колесами, из которых два задних колеса обычно ведущие, а передние — направляющие: ХТЗ-7, ДТ-20, МТЗ-5М и ДТ-24-2.

Тракторы У-1 и МТЗ-1 тоже четырехколесные, но передние колеса у них сближены.

Трехколесными являются тракторы У-3, У-4 и ДТ-24-3.

Гусеничные тракторы весьма эффективны при вспашке почв с повышенным удельным сопротивлением, целинных и залежных земель, полей при орошаемом земледелии и расположенных на крутых склонах.

Вследствие того что опорные катки гусеницы катятся по стальному полотну гусеничной цепи, затраты мощности на самопередвижение и потери на буксование меньше. Поэтому к. п. д. гусеничных тракторов по сравнению с колесными выше.

К. п. д. гусеничных тракторов (на стерне средней влажности) равен 72—75%; колесных тракторов со стальным ободом — 50—55%; колесных тракторов на пневматических шинах с двумя ведущими колесами — 62— 65%, а к. п. д. тракторов с четырьмя ведущими колесами приближается к к. п. д. гусеничных тракторов.

Классификация тракторов по типу двигателя. По типу двигателя тракторы разделяют на три группы: с двигателями внутреннего сгорания, электрические и паровые.

В настоящее время тракторы выпускаются исключительно с двигателями внутреннего сгорания.

Тракторы с электрическими двигателями не получили распространения из-за ограниченной маневренности, высокой стоимости электрического кабеля и малого срока его службы.

Паровые тракторы не применяют вследствие пониженной эффективности и ряда эксплуатационных недостатков (повышенный расход воды, транспортировка топлива и др.).

Тракторы с двигателями внутреннего сгорания можно подразделить на тракторы с карбюраторными двигателями, с дизельными двигателями и газогенераторные.

Дизельные тракторы более экономичны по сравнению с тракторами с карбюраторными двигателями; расход топлива на единицу работы у них меньше на 30-—35%. Кроме того, стоимость дизельного топлива значительно ниже стоимости легкого топлива, на котором работают тракторы с карбюраторными двигателями.

Поэтому отечественная тракторная промышленность в настоящее время выпускает только дизельные тракторы.

Классификация тракторов по типу остова. По типу остова тракторы разделяют на рамные, полурамные и безрамные.

Рамные тракторы имеют сварную или клепаную раму, на которую устанавливают и крепят все механизмы и агрегаты тракторов: КДП-35, Т-38, ДТ-54 а др., а также самоходное шасси ДСШ-14.

Полурамные тракторы имеют только часть рамы, обычно переднюю, где устанавливают двигатель, а заднюю часть рамы составляет картер (корпус) заднего моста: «Беларусь», С-80, С-100, «Универсал».

Вбезрамных тракторах остов образуется из корпусов двигателе и заднего моста, соединенных болтами, ХТЗ-7, ДТ-14.

Классификация тракторов по номинальному тяговому усилию и мощности двигателя. По номинальному тяговому усилию и мощности все тракторы и самоходные шасси, выпускаемые в СССР, разделяют на десять классов.