logo search
Стратегия утвержденная с изменениями

X. Этапы реализации стратегии и ожидаемые результаты

Реализация стратегии предполагает следующие этапы, отличающиеся по целям, задачам и приоритетам развития, используемым методам управления (табл. 13):

Таблица 13. Этапы реализации Стратегии. Приоритеты этапов

Этапы

Институциональное развитие

Технологическое развитие (развитие науки и техники)

Экономическое развитие

Пространственное развитие

Социальное развитие

1. Преодоление экономического и финансового кризиса - 2009-2012

годы

Развитие рынков факторов производства, учет факторов производства, развитие рынков собственности

Подготовка проектов, стимулирующих развитие нового технологического уклада

Разработка и реализация программ антикризисных мер, направленных на стабилизацию социально-экономического положения республики и создание условий для посткризисного развития

Подготовка проектов развития зон интенсивного экономического развития (ЗИЭР) и сетевых и инфраструктурных проектов нового каркаса

Реализация национальных и региональных проектов для развития социальной сферы

2. Повышение конкурентоспособности и капитализации – 2013-2016 годы

Развитие финансовых рынков и совершенствование рынков собственности

Запуск проектов, формирующих новый технологический уклад, развитие инновационной инфраструктуры

Структурные изменения секторов экономики и рынка труда, запуск проектов по производству и реализации новых товаров и услуг

Запуск проектов развития ЗИЭР и сетевых и инфраструктурных проектов нового каркаса

Совершенствование социальной инфраструктуры и создание условий для формирования человеческого капитала

3. Сбалансированное развитие – 2017- 2020 годы и далее до 2025 г.

Совершенствование рынков собственности и финансовых услуг

Формирование нового технологического уклада и информационного общества

Производство инновационных товаров и услуг при доминировании рынка услуг

Развитие опорных территорий, формирование нового каркаса развития территории

Развитие человеческого капитала в контексте формирования информационного общества и гражданского общества

На первом этапе преодоления экономического и финансового кризиса предусмотрена реализация мероприятий Антикризисной Программы, предусматривающей такие важнейшие направления антикризисной политики Правительства Республики Карелия, как:

- социальная защита населения, сохранение и создание рабочих мест, реализация программ содействия занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан;

- поддержка реального сектора экономики (создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, организация системы взаимодействия с инвесторами по реализации приоритетных проектов, поддержка предприятий регионального значения и т.д.);

- минимизация административных процедур, сопровождающих предоставление мер поддержки;

- поддержка финансово-бюджетной системы, взаимодействие с банковским сообществом по повышению устойчивости финансового сектора экономики;

- взаимодействие Правительства Республики Карелия и органов местного самоуправления по реализации антикризисных мер в муниципальных образованиях;

- информационная поддержка в целях стабилизации экономики и повышения внутреннего спроса.

В качестве среднесрочных целей до 2012 г. рассматриваются:

В ходе первого этапа должны быть определены пилотные территории, условия и требования по формированию экономических зон и кластеров с производственной, транзитной и сервисной специализацией.

Результатами деятельности на первом этапе станут:

- документы территориального планирования Республики Карелия и муниципальных образований, в том числе:

На втором этапе предполагается полный запуск проектов развития зон экономического развития на базе опорных территорий и коридоров развития, совершенствование финансового рынка и совершенствование рынков собственности для увеличения ликвидности капитала, развитие инновационной инфраструктуры. Планируется развитие сотрудничества Республики Карелия в первую очередь в рамках Российского и Европейского научно-инновационных пространств, расширение сети контактов и взаимодействия, мобильность научно-инновационного персонала, развитие транзитного потенциала (в том числе и с точки зрения развития информатизации и телекоммуникаций).

Результатами деятельности на втором этапе станут:

На стадии капитализации будут созданы все необходимые условия для перехода к этапу сбалансированного развития. Основной производственный потенциал (прежде всего перерабатывающих отраслей и производств), трудовой, инновационный потенциал в республике будет сосредоточен в зонах интенсивного экономического развития. Использование дифференцированного подхода к пространственному развитию республики определит выделение и развитие следующих функциональных зон:

Каждая из представленных функциональных зон характеризуется собственными приоритетами развития, в соответствии с чем система стратегического планирования и управления в республике будет складываться как многоцелевая.

Будут созданы условия для диверсификации экономической специализации Республики Карелия на внешних рынках. Активное развитие получают новые секторы экономики – информационные услуги, туризм, транспортная логистика, производства, связанные с углубленной переработкой ресурсов, и другие глобальные услуги. Рост потребительского потенциала республики стимулирует развитие малого предпринимательства и создаст фактор социальной привлекательности территории Республики Карелия.

На третьем этапе предполагается развитие опорных территорий и коридоров развития, формирование территориально-производственных кластеров.

В результате сформируются нескольких устойчиво развивающихся территорий, активно интегрирующихся в мировую экономику за счет преимущественного использования методов контрактного производства, международного производственного кооперирования.

Зоны с интенсивным экономическим развитием будут выступать в качестве значимых центров развития республики, оказывающих максимально возможное мультипликативное влияние на соседние территории, собирающих территорию Республики Карелия и формирующих эффективный территориальный экономический каркас.

Помимо формирования территориального экономического каркаса и развития территориально-производственных кластеров в рамках третьего этапа планируется целенаправленное преобразование структуры экономики Республики Карелия. Это предполагается сделать на основе реализации предпосылок, созданных на предыдущем этапе, за счет встраивания отдельных производственных комплексов республики во внешние логистические системы и за счет генерации собственных товарных цепочек на основе резидентных структур. Данные действия позволят консолидировать цепочки создания стоимости и в значительной мере увеличить объем добавленной стоимости, создаваемой на территории республики.

Центрами консолидации цепочек создания стоимости и формирования конкурентных преимуществ Республики Карелия на данном этапе реализации стратегии станут территориально-производственные кластеры, концентрирующие в себе основную массу производственных, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

Идеальный вариант при консолидации цепочки создания стоимости – это концентрация на территории республики фактически 100% всей добавленной стоимости, создаваемой при производстве, распределении и обмене конкретного товара (услуги).

Результатами деятельности на третьем этапе станут:

В качестве опорных точек развития науки и инноваций рассматриваются города Петрозаводск, Сегежа и Костомукша. В данных местах планируется создание инновационных зон содействия научной и инновационной деятельности (наукограды; технограды; научные парки; технико-внедренческие зоны) с формированием сети инновационных центров, технопарков, центров трансфера технологий. Это позволит оказать содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Результаты, достигаемые при содействии Российской Федерации, значимые для федерального центра:

  1. укрепление экономического и социального единства Российской Федерации за счет развития инфраструктуры территории Республики Карелия в контексте региональной политики России;

  2. сохранение и обеспечение российского экономического контроля над приграничной территорией в условиях эффективной интеграции в контексте европейского выбора России;

  3. эффективное выполнение функций приграничной территории (буферной и контактной) в соответствии с европейскими требованиями за счет развития пограничной и таможенной инфраструктуры, а также дорожной сети и дорожного хозяйства в целом;

  4. эффективный опыт интеграции приграничных территорий при сближении «Северо-Запад России - Северная Европа»;

  5. реализация пилотного проекта изменения модели региональной экономики от «сырьевой экономики» через «товарную экономику» к «экономике услуг и информационной экономике»;

  6. формирование лесного кластера как явления постиндустриального лесопользования в условиях транснационализации экономики и контексте промышленной политики Российской Федерации и Республики Карелия;

  7. создание близкой и доступной для мегаполисов Российской Федерации и Северной Европы туристско-рекреационной зоны;

  8. обеспечение эффективного контроля и политического руководства федерального центра за выполнением национальных проектов на территории Карелии;

  9. развитие человеческого капитала и социальной сферы, сохранение культурного разнообразия северного субэтноса как составной части российского этноса;

  10. формирование гражданского общества, апробирование новых общественных форматов и институтов гражданского общества, а также адаптация европейских общественных институтов и стандартов.