46. Питомники декоративных древесных растений. Структура.
Питомники декоративных древесных пород являются основным источником обеспечения посадочным материалом для озеленения городов и населенных мест, территорий промышленных предприятий, спортивных, школьных и лечебных учреждений и индивидуальных участков, территорий, где проводится реконструкция и реставрация насаждений.
Питомники декоративных древесных пород — это своего рода «домостроительные комбинаты», выпускающие на потоке высококачественный материал. Но если строительные конструкции можно изготовить быстро, за считаные часы или дни, то на выращивание единицы продукции в питомнике требуется от 3 до 25 лет и более.
Структура питомников. От характера выращиваемого материала — конечных размеров выпускаемых растений, ассортимента — зависят технологические схемы выращивания растений разных групп: деревьев, кустарников, привитых форм и др., которые в свою очередь влияют на структуру питомника и организацию его территории. При ведении хозяйства по полному циклу — от размножения до выпуска посадочного материала разного характера — в структуре питомника должны быть отделы размножения и формирования. Эти отделы являются главными, определяющими всю производственную деятельность и систему организации территории питомника. Для их обслуживания на территории питомника должны быть также маточное хозяйство, хозяйственные сооружения разного назначения, дороги, связывающие разные отделы и участки территории. Помимо основных отделов — размножения и формирования — на территории питомников в зависимости от рыночного спроса могут быть организованы отделы производства плодовых, цветочных культур, а также газонных трав.
В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков. Здесь также может быть пикировочный участок в открытом грунте. К отделу размножения относятся и отводковые плантации. Выращивают растения 1 — 3 года, что зависит от биологических особенностей растения и от способа размножения. Из отдела размножения растения пересаживают в отдел формирования.
Основная задача в отделе формирования — получение растений с определенными размерами и формами кроны, штамба и корневой системы в соответствии ГОСТ 24909—81, 25769-83, 26869—86. В этом отделе растения периодически пересаживают, увеличивая каждый раз площади питания. Процесс пересадок называется перешколиванием, а участки, на которые пересаживают деревья и кустарники, — школами. В отдел формирования поступают растения из отдела размножения в возрасте 1 — 3 года.
В отделе формирования обычно имеются три школы (I, И, III), но иногда бывает и четвертая (IV).
В зависимости от особенностей роста пород и связанной с этим агротехники выращивания школы подразделяют на: школы быстро-, умеренно- и медленнорастущих лиственных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих хвойных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих лиственно-декоративных кустарников; школы красивоцветущих медленно- и быстрорастущих кустарников; школы привитых роз; привитых сиреней; привитых форм других видов; школа хвойных кустарников; школа архитектурных форм (стриженых) кустарников. Могут быть выделены и другие школы. Главный показатель для отнесения растений в ту или иную школу — продолжительность их выращивания и относительно одинаковая технология выращивания.
В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укорененных зеленых черенков с пикировочного участка. В ней имеется отделение деревьев, где быстрорастущие породы выращивают в течение 5 — 6 лет до семилетнего возраста, а медленнорастущие породы — 4 — 5 лет; у быстрорастущих пород здесь формируют штамб и крону, у медленнорастущих — только штамб; за это время быстрорастущие породы достигают размеров, при которых растения могут использоваться на объектах озеленения, и питомники их реализуют. Медленнорастущие породы из этой школы пересаживают во II школу; в отделении кустарников их выращивают 2 — 3 года до пятилетнего возраста; за это время у них формируется надземная часть. В I школе кустарников быстрорастущие породы также достигают стандартных размеров и реализуются. Медленнорастущие кустарники и виды, предназначенные для получения крупномерных (например, для реставрации) или архитектурно сформированных растений, пересаживают во II школу кустарников; отделение привитых форм, куда высаживают сеянцы подвоев и проводят их окулировку, а также высаживают растения, привитые зимой в оранжереях и хранившиеся до вегетации в специальных хранилищах; здесь также формируют привитые саженцы.
Во II школу, кроме деревьев и кустарников из I школы, поступают укорененные черенки быстрорастущих деревьев и укорененные отводки с отводочных плантаций. В ней проводится дальнейшее формирование штамба и кроны.
Во II школе обычно бывает: отделение деревьев, где медленнорастущие деревья выращивают 4—5 лет до 9— 14-летнего возраста. У них продолжают и заканчивают формировать штамб, формируют первый ярус кроны. Из этой школы медленнорастущие деревья реализуют, или переводят в III школу для выращивания крупномерного материала, аллейных деревьев; отделение кустарников, где их выращивают 3 — 4 года до 7 —8-летнего возраста и откуда выпускают крупномерный материал для реконструкции зеленых насаждений. У кустарников формируют надземную часть, причем из пластичных пород можно получать кустарники с определенным профилем кроны.
В III школу, или школу длительного выращивания, пересаживают быстрорастущие деревья из I школы, медленнорастущие деревья и кустарники из II школы для получения специальных архитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штамбовые и полуштамбовые растения.
В III школе выращивают материал для озеленения улиц, скверов, бульваров, аллей, для одиночных посадок, ремонтных и реставрационных работ, для использования в озеленении микрорайонов. Здесь же выращивают деревья с искусственной формой кроны. В ней существуют такие отделения: 1) крупномерных деревьев, где деревья выращивают 6—10 лет, формируют хорошо развитые кроны и содержат в чистоте штамб. В течение того же срока здесь могут доращивать и деревья, взятые из леса; 2) архитектурных форм деревьев и кустарников, где выращивают привитые и непривитые декоративные формы, создают архитектурные формы крон. Все растения этого отделения предназначены для солитерных и аллейных посадок.
В школах устанавливают различные площади питания для растений. В отделе размножения: посевное отделение — 0,01 м2, отделение зеленого черенкования — 0,003 м2, отделение одревесневших черенков — 0,028 м2; в I школе: для кустарников — 0,25 м2, для деревьев — 0,5 м2; во II школе: для кустарников — 0,5 м2, для деревьев — 1 м2. В III школе в зависимости от размеров крон площадь питания может быть от 2,25 м2 (схема посадки 1,5 х 1,5) до 9 м2 (схема посадки 3x3).
Перечисленные отделы и площади питания предусмотрены для так называемых «чистых» школ, где кустарники и деревья выращивают раздельно. В современных условиях стремление максимально механизировать все процессы выращивания посадочного материала привело к созданию так называемых смешанных школ, где ряды деревьев чередуются с рядами кустарников-уплотнителей. Схемы смешанных школ были разработаны в Ивантеевском питомнике Московской обл. В процессе эксплуатации выявились некоторые недостатки смешанных школ, и сейчас работники питомников ищут возможности максимальной механизации в «чистых» школах.
Маточное хозяйство необходимо в питомнике как источник семян и черенков и может иметь разную структуру. При достаточной площади питомника маточное хозяйство может быть организовано на его территории в виде дендрария и маточных плантаций, а также других насаждений питомника. В качестве маточных растений могут служить ветрозащитные полосы, располагающиеся вдоль границ территории питомника и вдоль его главных дорог. При недостатке площадей в маточные насаждения включают ценые насаждения, расположенные вне территории питомника, в лесопарках, пригородных лесах, в городских насаждениях, ботанических садах и учебных заведениях. В них проводят инвентаризацию и выявляют ценные для питомника виды, которые по своим качествам могут служить источником получения материала для размножения. За этими растениями ведется уход и организуется их защита от вредителей и болезней.
Для обеспечения современного уровня производства на территории питомников нужно иметь административные здания, складские помещения, помещения для машин и механизмов, различных мастерских и здания для производства работ в закрытом помещении, например для механизированной посадки растений в контейнеры, реализации продукции, хранения готовой продукции (холодильные камеры), а также бытовые помещения (туалеты, души, помещения для приема пищи и отдыха). Здания и сооружения производственного назначения при компактной территории питомника целесообразно размещать в центральной его части. Если же питомник имеет разобщенные территориально участки, то необходимые для производства помещения и сооружения создают на каждом участке.
Если питомник является центром, вокруг которого образуется селитебная территория, то сам поселок и объекты культурно-бытового назначения должны занимать отдельную территорию — «усадьбу» — питомника. В настоящее время явно выражена тенденция передачи территории жилого образования в муниципальное ведомство.
Особое место должно быть отведено под компостники, необходимые для обеспечения производства органическими удобрениями. Специальное помещение должно быть для хранения неорганических удобрений и препаратов для борьбы с вредителями и болезнями.
Дороги, площадки разного назначения, сооружения всех назначений должны занимать около 10 % всей территории питомника.
- 1; 60. Основной, дополн. И огранич. Ассорт. Декорат. Древ. Видов растений для озеления территорий (средняя полоса)
- 2; 61. Стандарты на посадочный материал декоративных д и к.
- 3; 59; 62. Понятие о районировании ассортмента д и к.
- 4; 64 Морфологические особенности д и к. Текстура и фактура.
- 5; 65 Формирование штамба и кроны деревьев в питомниках. Пример. Дать рисунок.
- 6; 66 Пример формирования кроны у деревьев с разным листорасположением.
- 7; 67 Формирование корневой системы при выращивании деревьев в питомнике. Приёмы. Значение.
- 8; 68 Формирование надземной части у кустарников в школах питомников.
- 9; 69 Обрезка деревьев и кустарников. Цели и виды обрезки на разных этапах при формировании на объектах озеленения. Техника. Дать рисунок.
- 10; 70 Приёмы обрезки красивоцветущих кустарников. Сроки обрезки для разных видов растений.
- 11. Минеральные, органические и бактериальные удобрения. Биопрепараты. Понятие о действующем веществе в минеральных удобрениях.
- 12. Розы. Классификация и особенности выращивания парковых и садовых роз на объектах озеленения.
- 13. Живые изгороди и их типы. Нормы посадки растений (в ряду, в двух рядах).
- 14. Древесные лианы. Назначение. Ассортимент. Технология размножения и использования. Конструкции опор. Дать чертёж (схема).
- 15. Семенной и вегетативный способы размножения. Ценность каждого способа для выращивания декоративных растений.
- 16 ; 20. Показатели качества семян и способы их определения.
- 17 ; 49. Луковичные многолетники. Морфологические и декоративные особенности. Сроки цветения на объектах.
- 18. Хранение семян. Условия хранения семян разных пород (древесных и травянистых).
- 19. Способы подготовки семян к посеву. Понятие об органическом покое семян.
- 21. Способы вегетативного размножения декоративных (древесных и травянистых) растений.
- 22. Зеленое черенкование. Биологические преимущества и агротехника. Конкретные породы и технология черенкования.
- 23. Характеристика условий для укоренения зеленых черенков. Искусственный туман.
- 24. Размножение древесных видов отводками. Ассортимент и технология.
- 25. Прививки декоративных древесных пород: техника и сроки для разных способов. Получение кустовых и штамбовых роз и сиреней (дать схему).
- 26. Цветники на территории скверов. Ассортимент. Сроки. Содержание.
- 28-30. Летники (однолетники). Ассортимент. Характеристика декоротивности у разных видов и сортов.
- 31. Розы на объектах озеленения. Классификация. Агротехника сожержания.
- 32. Духлетники. Использование в цветниках на объектах. Содержание. Календарь работ.
- 33 ; 34 Ковровые растения. Ассортимент. Биологические и морфологические особенности – основа создания специфических цветников. Цвет ковровых растений.
- 35. Основные элементы конструкции подпорной стенки. Дать чертёж— схему с указанием элементов.( 1,2,3 и т.П.)
- 36. Подпорные стенки. Дать чертёж по элементам. Стенки из камня— "сухая кладка"
- 38. Дать чертёж—схему укрепления откосов с применением габионовых конструкций.
- 39. Конструкция (разрезы) типов спортивных площадок. Дать чертеж – схему.
- 40. Откосы – методы укрепления. Дать чертеж.
- 41 ; 42 Посадка крупномерных деревьев на улицах. Дать чертеж схемы посадки. Указать размеры.
- 43. Пандусы: назначение, классификация, параметры, конструкции. Дать чертеж по элементам.
- 45. Многолетники. Сроки посадки в парках зависимости от сроков закладки цветков и соцветий.
- 46. Питомники декоративных древесных растений. Структура.
- 47. Многолетники. Формы цветочного оформления. Содержание. Календарь работ.
- 48. Моносады (из георгин, астр, флоксов и др.).
- 49. Луковичные многолетники. Морфологические и декоративные особенности. Сроки цветения на объектах.
- 50. Строение луковиц гиацинта, лилий, нарцисса, тюльпана.
- 51. Цветники из луковичных. Классификация, сроки посадки и нормы. Содержание.
- 52.Удобрения при уходе за летниками на объектах.
- 53.Теневыносливые травянистые растения. Ассортимент. Особенности применения.
- 54. Рокарий. Ассортимент.Особенности роста различных видов в условиях рокария. Технология устройства и содержания.
- 55. Растения для оформления естественных водоемов различной глубины в парках.
- 56.Газоны. Виды и сорта газонных трав и их морфология. Травосмеси, расчет.
- 57.Регуляторы роста и их применение на декоративных растениях.
- 58.Обрезка красивоцветущих кустарников. Связь сроков обрезки и сроков закладки цветочных почек у различных пород.
- 63. План озеленения (посадочного чертежа). Метод квадратов. Элементы привязки растений.
- 71. План благоустройства объекта (разбивочный чертеж, методика составления и выноса элементов в натуру)
- 72. Конструкции дождеприемных колодцев. Дать схему сечения с указанием размеров по элементам.
- 73; 74. Объекты ландшафтной архитектуры центра Парижа.
- 75. Функциональное зонирование парка. Примеры.
- 76. Типы пространственной структуры парка (тпс) и типы насаждений.
- 77. Типология и классификация городских парков. Назначение.
- 78. Водоемы. Основные типы и их роль в парке.
- 90.Водоемы, назначение. Классификация. Примеры
- 79. Структура озелененных территорий жилого комплекса. Перечислить.
- 80. Многофункциональные парки. Классификация. Примеры (Москва, Санкт-Петербург).
- 81. Рельеф. Значение. Формы. Примеры.
- 91. Рельеф. Типология. Роль. Формы рельефа
- 82. Композиции открытых пространств. Партеры их классификация и роль.
- 6. Водные партеры.
- 83. Озелененные территории Санкт-Петербурга. Левобережный ансамбль. Перечислить объекты.
- 84. Бульвары. Типы. Баланс территории.
- 85. Инсоляция территории микрорайона и сё значение. Метод расчёта.
- 86. Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Чертёж
- 87. Древесно-кустарииковые массивы -определение, классификация, композиционное использование
- 88. Группы древесных растений, классификация.
- 89; 94; 95 Категории и типы озеленённых территорий крупнейшего города
- 92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании.
- 93. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры.
- 91. Рельеф. Типология. Роль. Формы рельефа (дать изображение в горизонталях и профиль.)
- 92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании. Примеры.
- 93. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры. Размеры.
- 94. 95. Категории и типы объектов озеленённых территорий крупнейшего города.
- 96. (83 )Сады и парки левого берега в Санкт-Петербурге. Перечислить. Летний сад. Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Царское село (Александровский и Екатерининский парки), Павловский парк.
- 97. Лесопарки Москвы.
- 98. Парки Москвы. Перечислить.
- 99 – См. 73, 74, у меня плохая шпора!
- 99. Озеленение территории центра Парижа.
- 100. Типы площадок на территории микрорайона. Габариты. Принципы расчёта. Радиус обслуживания (основные требования).
- 111. Общественные парки в сша XIX века (Чикаго, Нью-Йорк)
- 112. Озеленение территории центра Вашингтона
- 113. Многофункциональные парки. Классификация. Примеры
- 114. Бульвары. Классификация и типы. Баланс территории
- 115. Детские площадки в микрорайоне. Расчёт и требования к размещению
- 116. Придомовые полосы, их благоустройство и озеленение. Требования к ассортименту и размещению древесных растений
- 117. Плотность размещения деревьев и кустарников для городских объектов ландшафтной архитектуры
- 119. Детские площадки на территории жилой застройки. Классификация и принципы расчёта
- 120. Требования к благоустройству и озеленению территории школ и детских садов-яслей
- 118. Классификация и назначение садово-парковых дорог. Уклоны. Радиусы закруглений на перекрёстках. Схема
- Организация дорожной сети в парках
- 121 Типы пространственной структуры парка. Назначение, роль в композиции, балансовые соотношения.
- 122 Левобережный ансамбль Санкт-Петербурга.
- 123 Бульвары. Типы. Баланс территории.
- 124. Стадии проектирования объекта. Перечислить.
- 125 Типы пространственной структуры парка (тпс).
- 126 Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Чертёж
- 127. Типы укрепления деревьев после посадки. Конструкции и материалы. Чертеж-схема.
- 128 Типология и классификация городских парков. Назначение.
- 129 Водоемы. Основные типы и их роль. Примеры
- 130. Типы садово-парковых насаждений. Примеры (сквер, бульвар)
- 131.Озелененные территории жилого комплекса. Перечислить. Типы. % озеленения.
- 132.Рельеф. Значение. Формы. Примеры.
- 133.Схемы размещения растений у оград и подпорных стенок.Дать чертеж.
- 134. План благоустройства территории. Метод квадратов. Дать чертеж привязки по элементам планировки.
- 135.Дерево с комом в жесткой упаковке. Типы упаковок. Дать чертеж (схема с размерами).
- 136. Конструкция одерновки откосов. Чертеж.