IX. Повышение эффективности государственного управления в условиях административной реформы
Решение таких масштабных задач, как обеспечение экономического роста, конкурентоспособности, создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, преодоление бедности, повышение уровня и качества жизни граждан невозможно без значительного повышения результативности деятельности органов исполнительной власти, эффективности использования ресурсов, которыми управляет государство, в том числе – финансовых.
Реформирование системы государственного управления в Республике Карелия является одним из важных условий социально-экономического развития региона и одним из основных направлений реализации стратегии.
В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основным препятствием на пути экономических реформ называется недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти, отсутствие увязки бюджетных расходов с приоритетами социально-экономической политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
По существу, сфера государственного управления превращается в ограничивающий фактор для социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности регионов. Только эффективное государственное управление, активное государственно-управленческое стимулирование экономического роста способны обеспечить поступательное экономическое развитие и успешное решение поставленных задач.
Повышение эффективности государственного управления достигается путем реализации мероприятий по проведению административной реформы в Республике Карелия. Административная реформа направлена на повышение эффективности использования бюджетных ресурсов органами исполнительной власти и местного самоуправления, обеспечение доступности и качества государственных услуг населению, создание механизмов ответственности власти перед людьми.
Повышение эффективности функционирования органов власти Республики Карелия, обеспечение ориентации их деятельности на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития будет осуществляться в первую очередь путем внедрения методов управления по результатам.
В республике заметны успехи корпоративного сектора экономики в рациональной организации производства, росте доходности, особенно в связи с применением систем «планирование – программирование– бюджетирование». Высокая эффективность этих методов в корпоративном секторе привела к необходимости использования их в сфере управления общественными финансами.
Результаты деятельности государственного сектора на данном этапе реформирования менее эффективны: существуют отдельные вопросы оценки эффективности бюджетных расходов, определения результатов финансирования, их измерения и сопоставления с суммой затрат. Вследствие этого внедрение системы планирования и проектного управления в равной мере важно и для успешного реформирования государственного управления, и для решения других задач, связанных с реализацией полномочий органами власти.
Разработка такой системы должна осуществляться одновременно с внедрением новых комплексных механизмов целеполагания и бюджетирования, ориентированных на результат, и к окончанию инновационного этапа развития экономики должна стать действенным и самодостаточным механизмом развития.
В перспективе в рамках внедрения механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти Республики Карелия планируется:
1) продолжить внедрение результативных принципов управления, разработать систему измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия и подведомственных учреждений по основным направлениям деятельности в соответствии со стратегическими целями и задачами;
2) законодательно встроить механизм управления по результатам в бюджетный процесс Республики Карелия;
3) обеспечить массовое внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат (БОР), на уровне подведомственных учреждений;
4) начать внедрение принципов БОРа на уровне местного самоуправления Республики Карелия;
5) создать и внедрить методики мониторинга и контроля достижения результатов деятельности главных распорядителей средств бюджета Республики Карелия и подведомственных учреждений;
6) разработать и внедрить систему стимулирования государственных гражданских служащих, базирующуюся на показателях результативности, должностных регламентах, а также срочных служебных контактах.
Мероприятия по внедрению системы управления, ориентированного на результат, интегрируясь с мероприятиями Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и федеральной целевой программы «Электронная Россия», позволят достичь значительных результатов в сфере реформирования государственного управления:
повышение общественного эффекта от реализации среднесрочных программ;
формирование единой системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и бюджетных программ;
внедрение системы внутреннего аудита эффективности расходов бюджета;
создание системы планирования и оценки результативности служебной деятельности, базирующейся на должностных регламентах. С результатами служебной деятельности предполагается увязывать оплату труда государственных служащих.
Таким образом, создание механизмов конкурентного распределения ресурсов в органах власти (подведомственных им государственных учреждениях) позволит значительно повысить эффективность работы органов власти, послужит стимулом для придания им инновационного проектного характера управления имеющимися ресурсами. А это, в свою очередь, послужит дополнительным стимулом социально-экономического развития региона.
Стандартизация и регламентация. В Республике Карелия, как и в Российской Федерации в целом, назрела острая необходимость пересмотра отношений государства и общества. Важнейшая цель административной реформы – оказание доступных качественных услуг населению (не обществу - в абстрактном его понимании, а конкретным гражданам, организациям). Это требует пересмотра и создания новых эффективных механизмов оказания государственных услуг, ориентированных на интересы граждан и учитывающих их потребности.
Результатом работы в данном направлении станет внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и внедрение новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов власти и их должностных лиц.
В 2010 году будут сформированы исчерпывающие реестры государственных и муниципальных услуг, оказываемых органами исполнительной власти и местного самоуправления в связи с исполнением ими своих полномочий, реализацией прав, законных интересов и обязанностей граждан и организаций. Изданы акты, регулирующие порядок формирования и ведения указанных реестров.
К 2020 году должна быть сформирована единая модель предоставления государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, жестко контролируемая со стороны общественных организаций. Около 50% государственных услуг должны быть оказаны непосредственно с использованием дистанционных технологий.
Стандартизация государственных и муниципальных услуг позволит упорядочить и конкретизировать обязательства органов власти перед обществом, сократить сроки предоставления государственных услуг и количество истребуемых у заявителей документов, внедрить объективные процедуры контроля и оценки их деятельности, в связи с этим, общественный эффект от реализации мероприятий по данному направлению будет отражаться в усилении доверия граждан к органам власти, увеличении уровня удовлетворенности от работы органов власти, развитии гражданского общества.
Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции предполагает ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекратить избыточное государственное регулирование и сформировать эффективные механизмы противодействия коррупции. Поэтому оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции могут стать важными факторами социально-экономического развития Республики Карелия.
Для их реализации в Республике Карелия необходимо упразднить функции органов исполнительной власти, не имеющие под собой достаточных правовых оснований и препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав либо возлагающие дополнительные обязанности на предпринимателей. Это позволит сократить неэффективное вмешательство государства в экономику, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу органов исполнительной власти Республики Карелия на решении необходимых обществу и государству задач.
В рамках противодействия коррупции необходимо:
создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции;
внедрить экспертизы (в том числе и независимые) нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов;
разработать ведомственные и региональные антикоррупционные программы и планы.
Кроме этого, наиболее целесообразно применение дополнительных механизмов, ограничивающих возможности коррупции: максимально деперсонализировать взаимодействие государственных гражданских служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы «одного окна» и системы электронного обмена информацией; детально регламентировать процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг).
Применение системы «одного окна» позволит повысить качество и оперативность оказания государственных услуг, в том числе сократить количество документов, представляемых заявителями для получения государственной услуги, снизить количество взаимодействий заявителей с должностными лицами.
Основной формой предоставления любых публичных услуг на территории Республики Карелия должен стать многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества.
В рамках реализации административной реформы, направленной, в том числе, на формирование атмосферы доверия общества к институтам власти, развитие позитивных форм межсекторной консолидации, предусматривается развитие правовых, экономических и организационных механизмов по укреплению взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.
В Республике Карелия общественный ресурс рассматривается как фактор, позитивно влияющий на процессы социально-экономического развития республики, а становление гражданского общества – как важный элемент стабилизации и безопасности в Республике Карелия.
Меры по развитию гражданского общества рассматриваются в качестве одного из основных механизмов реализации Стратегии развития Республики Карелия на период до 2020 года.
В настоящее время в республике созданы основы для полноценного системного взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.
В целях дальнейшего развития диалога власти и общества в Карелии разработана Концепция партнерства органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, неправительственных организаций.
Приоритетами Концепции выступают расширение форм общественного участия (НПО, бизнеса, населения) в осуществлении государственной социальной политики и укрепление взаимодействия органов власти, институтов гражданского общества, бизнеса.
В целях развития демократических институтов и усиления процесса демократизации общества на основе партнерства предусматривается:
создание условий для дальнейшего развития гражданской активности и ответственности населения Республики Карелия на основе его широкого участия в социально-экономическом и общественно-политическом развитии республики;
выработка эффективного алгоритма взаимодействия государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества;
содействие созданию единого, открытого и прозрачного информационного пространства, обеспечивающего этот диалог;
достижение максимально возможной прозрачности деятельности государственных институтов;
ресурсное обеспечение внедрения, продвижения и развития гражданских инициатив, направленных на укрепление диалога власти и общества, гармонизацию социальной и экономической среды в Республике Карелия;
развитие социальной ответственности бизнеса;
создание и развитие гибкой системы гражданского образования и образования взрослых, направленной на повышение общей культуры населения, воспитание патриотизма, на самореализацию личности и улучшение качества жизни населения;
создание условий для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Для решения обозначенных задач органами государственной власти Республики Карелия и институтами гражданского общества предполагается проведение совместной работы по совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы, формирующей условия для развития и поддержки гражданских инициатив, заключение соглашений, договоров о межсекторном сотрудничестве.
Одним из приоритетных направлений работы по укреплению взаимодействия между органами исполнительной власти и общественными институтами является создание и развитие общественно-государственных органов, общественных экспертных советов, общественных советов при органах исполнительной власти, комиссий, постоянно действующих «переговорных площадок» и гражданских форумов.
Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти осуществляется путем создания в Республике Карелия «Электронного правительства» с целью поэтапного обеспечения интеграции создаваемых и существующих государственных информационных ресурсов с учетом целей и задач, стоящих перед органами власти Республики Карелия.
Объединение государственных информационных ресурсов станет основой формирования «Электронного правительства» и позволит органам власти совместно использовать их в рамках работ по созданию электронных административных регламентов. Для решения задачи объединения государственных информационных ресурсов планируется создание единого методологического стандарта, единой региональной модели информационного взаимодействия между государственными органами власти и органами местного самоуправления, построенной на принципах полного взаимодействия и включающей в себя межведомственные, межотраслевые и ведомственные системы.
Таким образом, формирование «Электронного правительства» в Республике Карелия предполагает создание единого комплекса технологически сопряженных между собой информационных систем и элементов информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающих новый уровень результативности и эффективности деятельности органов власти Республике Карелия, в том числе – в сфере экономической политики.
- СтратегИя социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года
- Петрозаводск, 2010 Оглавление
- II. Социально-экономическая ситуация Карелии и оценка конкурентоспособности республики
- III. Определение потенциально возможного уровня развития экономики республики
- IV. Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия
- V. Приоритеты развития республики, обеспечивающие ее конкурентоспособность
- 1. Развитие человеческого потенциала
- 2. Инфраструктурное развитие территории с учетом ее приграничного характера
- Возможности обеспечения объектов коммунальной энергетики муниципальных районов топливным торфом от годовой потребности
- 3. Инновации и модернизация общества, инвестиционная политика
- Развитие предпринимательства
- VI. Реализация приоритетов и важнейшие проекты
- Повышение конкурентоспособности социальной сферы Республики Карелия
- 23 Система национальных и сопряженных с ними проектов, направленных на развитие человеческого капитала и гражданского общества в Карелии Развитие здравоохранения
- Развитие образования
- Развитие культуры и государственно–конфессиональных отношений
- Развитие физической культуры и спорта
- Развитие рынка труда
- Повышение доступности жилья
- Развитие социальных институтов и социальная политика
- Молодежная политика
- Экологическая безопасность экономики и экология человека
- Повышение конкурентоспособности экономики Республики Карелия
- Лесопромышленный комплекс (лпк)
- Горнопромышленный комплекс (гпк)
- Машиностроение
- Судостроение
- Черная и цветная металлургия
- Химическая промышленность
- Производство строительных материалов
- Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса
- Развитие туристской индустрии
- VII. Долгосрочные приоритеты бюджетной политики Правительства республики Карелия
- VIII. Пространственная проекция стратегии (пространственное развитие)
- IX. Повышение эффективности государственного управления в условиях административной реформы
- X. Этапы реализации стратегии и ожидаемые результаты
- XI. Механизмы реализации стратегии
- XII. Мониторинг Стратегии развития Республики Карелия
- Глоссарий