logo search
госы / 1-136

112. Озеленение территории центра Вашингтона

Вашингтон быстро рос во второй половине XIX в. С 1850 по 1870 г. его население увеличилось почти вдвое и составило 102 тыс. жителей. Потребо­вались незамедлительные меры по бла­гоустройству и дальнейшему развитию города. Эти работы возглавлял в 1869— 1877 гг. правительственный чиновник А. Шеферд. При нем были замощены улицы, устроены бульвары, реконстру­ированы железнодорожные пути, под­ходившие к столице, модернизированы мосты; велись значительные работы по организации водоснабжения и канали­зации.

Особенно следует выделить дея­тельность по благоустройству берегов рек и каналов, проходивших в Вашинг­тоне, и прилегающих к ним террито­рий. Был заключен в подземные трубы разрезавший центр города судоходный канал, который, в соответствии с за­мыслом Л'Анфана, соединял реки По­томак и Анакосию. Конфигурация бе­регов Потомака была существенно из­менена. Русло его углублено и сужено, вдоль берегов появилась цепочка живо­писных островов. В самом центре Ва­шингтона была намыта значительная по площади территория, превращенная впоследствии в парк.

В 1900 г. в связи с празднованием столетнего юбилея столицы ее архитек­турно-планировочная концепция вновь привлекла внимание правительства США. Была создана комиссия для вы­работки нового плана города, в состав которой входили архитекторы Бернхем и Олмстед. Прежде всего, было обраще­но внимание на формирование обще­ственных пространств и важнейших зданий города. Комиссия предложила «двухосевую» концепцию центра Ва­шингтона. Центральные ансамбли сто­лицы США должны были развиваться от здания Капитолия и от Белого дома во взаимно перпендикулярных направлениях в сторону изгибающегося берега Потомака. На их пересечении было решено воздвигнуть обелиск в честь Дж.Вашингтона. Преобладание получила Молл-ось, шедшая с востока на запад от Капитолия. Она представляла собой проспект с бульварами по двум сторо­нам и вытянутым сквером в середине, обстроенный монументальными здания­ми, выдержанными в классическом сти­ле. За памятником она фиксировала на себе пространство обширного регуляр­ного парка с большим крестообразным бассейном и, наконец, на берегу Пото­мака замыкалась круглой площадью. Парк с бассейнами и скверами, менее эффективный по композиции, развивал­ся от Белого дома к югу. В то же время по решению комиссии из центра города были удалены железнодорожные стан­ции и пути. Все они были объединены в вокзальном комплексе Юнион.

Благодаря деятельности градостро­ителей второй половины XIX — начала XX в. при сохранении начертания ос­новных магистралей, проложенных по плану Л'Анфана, центру Вашингтона были приданы столичный, монумен­тальный характер и масштаб. Город был благоустроен и получил вырази­тельное архитектурно-пространствен­ное решение.