logo search
Стратегия утвержденная с изменениями

2. Инфраструктурное развитие территории с учетом ее приграничного характера

Республика Карелия в качестве приграничного региона обязана максимально содействовать обеспечению национальных интересов России, поддерживать и усиливать ее сравнительные конкурентные преимущества. В первую очередь речь идет о транзитном потенциале и обеспечении распределения ресурсов и мобильности факторов производства в рамках единого экономического пространства. Это поможет расширить и укрепить внешнеэкономические позиции России, повысить эффективность ее участия в мировом разделении труда, расширить возможности реализации сравнительных преимуществ России на внешних рынках и использовать возможности глобализации для привлечения в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров.

Складывающаяся ситуация в республике и ее конкурентные преимущества оценены в контексте формирования геополитического региона Северо-Европейской оси, стратегий России и крупнейших российских и иностранных компаний, а также внешних факторов.

Несомненно, приграничное положение, возрастание контактной функции границы и развитие международных транспортных коридоров дают республике серьезные перспективы развития. В то же время интеграция в глобальную экономику ведет к коренной перестройке пространственного развития страны и изменению положения регионов. При этом периферийные регионы, не вовлеченные на основе уникальной позиции в глобальное разделение труда или не выполняющие особой функции, будут приходить в запустение, а их ресурсы будут, во все большей степени, добываться вахтовым методом.

Поэтому республика ставит перед собой задачу стать эффективным (в контексте пространственной политики России) регионом, обеспечивающим определенную инфраструктурную производственно-технологическую и социально-культурную связанность страны, предлагающим экономические проекты и культурные инициативы, имеющие не только региональное, но и национальное значение.

Эффективная реализация внешнеторговой и транзитной функций республики невозможна без реализации комплекса мероприятий по развитию объектов транспортной, энергетической, приграничной и таможенной инфраструктуры. Реализация данного направления ориентирована на повышение экономической значимости границы и наиболее полное использование приграничного потенциала республики и ее транзитной функции.

Развитие транспортной инфраструктуры

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации нацеливает на формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики.

Дальнейшее эффективное функционирование экономики Республики Карелия во многом зависит от устойчивой работы и дальнейшего развития транспортного комплекса и его инфраструктуры, оптимизации транспортных связей и сокращения транспортных издержек.

Удельный вес транспорта в общем объеме базовых отраслей экономики республики составляет 14 %. Число занятых на транспорте более 24 тыс. человек, в том числе 14,2 тыс.чел. - на железнодорожном, 3,9 тыс.чел. - автомобильном, 3,1 тыс.чел. – внутреннем водном и 0,2 тыс.чел.- воздушном. Протяженность автомобильных дорог республики 12463 км, в том числе: дороги общего пользования, находящиеся в собственности Республики Карелия, - 6758 км, ведомственные дороги - 4594 км, автомобильные дороги федерального значения - 1074 км. Протяженность железных дорог республики составляет 2226 км, а внутренних водных судоходных путей - 3744 км.

Сфера транспортных услуг республики представлена железнодорожным транспортом, автомобильным, воздушным и водным.

Железнодорожный транспорт является важнейшим фактором экономического развития территории, поскольку на него приходится более 90% грузовых перевозок. В то же время его развитие связано со стратегией ОАО «РЖД», в рамках которой можно разрабатывать проекты по развитию территорий в зоне железной дороги. Перспективы развития железнодорожного транспорта в республике связаны с развитием железнодорожного сообщения в субширотном направлении (участок железной дороги «Ледмозеро-Кочкома»), включением данного участка дороги в международный транспортный коридор «Баренц - Линк».

Основной целью в развитии инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта является увеличение объема перевозок грузов в соответствии с прогнозируемым увеличением объема промышленного производства в условиях преодоления последствий кризиса и сохранения объемов пассажирских пригородных перевозок с учетом организации безубыточной работы создаваемой пригородной пассажирской компании «Карел-пригород».

На дальнейшую перспективу будут решаться задачи увеличения пропускной способности железных дорог республики, соответствующей растущему объему промышленного производства предприятий Республики Карелия с учетом развития новых месторождений и предприятий.

Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 г. предусматривается направить в развитие инфраструктуры Карелии инвестиции Октябрьской железной дороги /ОЖД/ более 2,5 млрд. руб. Основными инвестиционными проектами, включенными в программу и планируемыми для реализации на территории Карелии, станет достройка и ввод в постоянную эксплуатацию линии Ледмозеро - Кочкома, развитие пропускных способностей магистрали на одном из основных грузовых направлений Волховстрой - Петрозаводск - Мурманск, реконструкция станций Беломорск и Кемь.

На сегодняшний день на линии Ледмозеро-Кочкома открыто рабочее движение с общей пропускной способностью 6 пар поездов. Освоено средств капитальных вложений на общую сумму 2,5 млрд. руб. (в текущих ценах).

Сумма минимально необходимых инвестиций для открытия постоянного движения на участке Ледмозеро-Кочкома составляет 1,2 млрд.руб.

Ввод в эксплуатацию этой линии значительно улучшит связи ОАО “Карельский окатыш” с металлургическими комбинатами России, обеспечит кратчайший путь к северным морским портам (Архангельскому и Мурманскому). Направление грузопотока через линию Ледмозеро-Кочкома на незамерзающие порты Финляндии позволит разгрузить порты Мурманска и Санкт-Петербурга.

Для Республики Карелия факторами, определяющими необходимость ускорения запуска этой линии, являются: значительное увеличение грузовой базы республики - производство окатышей 7-8 млн. тонн и перспективой роста в ближайшие 4 года до 11 млн. тонн; с началом вскрышных работ на новом месторождении Карпанга планируется производство высокопрочного щебня до 1 млн. тонн с 2010 года ежегодно.

По экспертным оценкам уже сейчас имеется готовность направить через Ледмозеро-Кочкома на запад не менее 5 млн. тонн в расчете на год, в частности, лесопродукцию из Архангельской и Вологодской областей, газетную бумагу крупнейших карельских целлюлозно-бумажных комбинатов Сегежи и Кондопоги. Кроме того, по этому коридору могут быть транспортированы металлопродукция из Урала и до 3 млн. тонн коксующего угля из Воркуты.

Дорога Ледмозеро-Кочкома, переходящая на востоке в создаваемую трассу Белкомур (Архангельск-Сыктывкар-Пермь) с последующим выходом на Транссиб, является частью торгово-экономического евроазиатского моста, рассчитанного на обслуживание товарного потока мощностью около 28 млн. тонн в год.

Кроме того, на дальнейшую перспективу необходимо реализовать ряд проектов, важных для экономического развития республики.

Реконструкция железнодорожного участка Лодейное Поле - Янисъярви, что позволит обеспечить растущий строительный рынок центральных областей России высокопрочным карельским щебнем для реализации национальных проектов.

Реконструкция железнодорожных пограничных пунктов пропуска Вяртсиля и Кивиярви.

Железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП) «Вяртсиля» и «Люття» - пограничные железнодорожные станции Вяртсиля и Кивиярви, являющиеся международными (т.е. предусмотренными для регулярного грузового и пассажирского сообщения), фактически работают в режиме грузовых пунктов пропуска, обеспечивая около 70% грузооборота на карельском участке границы. Пассажирское сообщение не осуществляется (что препятствует реализации других, кроме внешнеэкономической деятельности, направлений международного и приграничного сотрудничества, в том числе развитию туризма). При этом необходима их реконструкция, так как оба ЖДПП не отвечают по своему обустройству и оснащению требованиям органов контроля. Еще одной проблемой является нахождение обоих ЖДПП в собственности ОАО «РЖД» (должны быть в федеральной государственной собственности и на балансе соответствующего федерального государственного органа). Оба ЖДПП не включены в ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», вопросы их реконструкции продвигаются крайне медленно. К настоящему времени на федеральном уровне согласовано их включение в ФЦП со стороны ФСБ РФ, ФТС РФ, Минтранса РФ, Росжелдора и ОАО «РЖД». Решение должно быть принято Правительством Российской Федерации.

Строительство железной дороги от ст.Медгора – Коноша (Северная железная дорога) для разработки уникальных месторождений – Пудожгорского и Аганозерского.

Строительство дороги позволит начать освоение сырьевой базы Пудожского района – Пудожгорского ванадий-титаномагнетитового месторождения и Аганозерского хромитового месторождения, строительство горно-металлургического комбината и осуществление поставок в центральные районы России строительного щебня, металлоконструкций, арматурной стали, цемента общим объемом около 30 млн. тонн.

Руководством Октябрьской железной дороги и Правительством Республики Карелия рассматривается возможность организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Петрозаводск–Санкт-Петербург. Планируется разработка технико-экономического обоснования данного проекта.

Скоростные поезда при расчетной скорости 140 километров в час смогут преодолевать путь до северной столицы за 4 часа 30 минут, что позволит жителям Петрозаводска совершать поездки в Санкт-Петербург и возвращаться обратно в течение одного дня.

Таким образом, осуществление этих мероприятий позволит обеспечить перевозки в Республике Карелия, в Мурманск, в направлении Россия-Финляндия. При этом объем перевозок грузов к 2020 году увеличится в 2,5 раза по сравнению с 18,9 млн. тонн в 2007 году.

Автомобильный транспорт для Республики Карелия имеет важное значение, так как обеспечивает базовые условия жизнедеятельности территории и является важным инструментом достижения, прежде всего, социальных и экономических целей.

Грузовыми автомобилями физических и юридических лиц на территории Республики Карелия в полной мере обеспечивается предъявляемый грузоотправителями спрос на выполнение перевозок. По данным государственной статистики, в общем объеме грузовой работы, выполняемой транспортным комплексом республики, около 7% приходится на автомобильный транспорт. В сравнении с другими видами транспорта автомобильный быстрее увеличивает объемы перевозок грузов. За последние 5 лет общий объем грузооборота грузовых автомобилей возрос более чем в 7 раз и в 2008 году составил 1534,8 млн.т.км.

В настоящее время на рынке грузовых автоперевозок республики сократилось количество крупных предприятий. Грузовые автоперевозки в основном являются сферой деятельности малого и среднего бизнеса. Крупные нетранспортные компании выстраивают систему транспортной логистики на основе собственного автопарка. Основными факторами роста рынка автотранспортных услуг в настоящее время является быстрое развитие потребительского рынка и, как следствие, появление современных форматов торговли, требующих высококачественных транспортных услуг, а также возрастание объемов строительства.

Основные тенденции развития грузового автотранспорта и автоперевозок:

Основными проблемами, негативно влияющими на состояние и динамику рынка грузовых автотранспортных услуг в Республике Карелия, являются:

Вместе с тем в результате проводимой работы, грузовой автомобильный транспорт работает устойчиво, не является сдерживающим фактором экономического роста и в полной мере обеспечивает платежеспособный спрос экономики и населения республики в транспортных услугах.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом в Республике Карелия составляет около 30% от числа перевезенных пассажиров всеми видами транспорта.

На территории республики имеют лицензии на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом, пасажировместимостью более восьми мест, свыше 220 хозяйствующих субъектов, из них более 70 лицензиатов осуществляют перевозки пассажиров на регулярных маршрутах в городском, пригородном и межмуниципальном сообщении. Подвижной состав насчитывает около 1200 автобусов различной вместимости.

В целях наиболее полного и качественного удовлетворения спроса населения автомобильным транспортом в городском, пригородном и межмуниципальном сообщении, обеспечения добросовестной конкуренции, приведения спроса в соответствие с предложением услуг проводятся конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок.

Основными задачами в области пассажирского автомобильного транспорта на перспективу являются:

Водный транспорт

Основными задачами в области водного транспорта являются:

- сохранение пассажирских перевозок водным транспортом в полном объеме;

- загрузка портов путем привлечения в республику грузопотоков, тяготеющих к водному транспорту;

- продолжение строительства новых судов;

- реконструкция существующих причальных сооружений;

- продолжение реконструкции Беломорско-Балтийского канала;

- строительство Беломорского морского торгового порта.

В республике удалось сохранить перевозки пассажиров на местных водных линиях: на скоростной экскурсионной линии Петрозаводск-Кижи, транспортных скоростных линий Петрозаводск-Шала, Петрозаводск- Сенная Губа – Кижи - Великая Губа - Петрозаводск, внутригородской линии Петрозаводск-Бараний Берег. Дополнительно с 2007 года было организовано движение судна на подводных крыльях по маршруту Беломорск-Соловки.

Порты Беломорско-Онежского бассейна оказывают услуги по приемке и отправке грузов водным транспортом как генеральных, так и лесных и навалочных. Такие порты, как Петрозаводский и Медвежьегорский, связаны с железной дорогой и при необходимости выполняют перевалку грузов с одного вида транспорта на другой.

Порт Надвоицы расположен на озере Выгозеро у 10-го шлюза Беломорско-Балтийского канала. В Надвоицах производят погрузку алюминия на суда с отправкой на экспорт. Пропускная способность порта до 400 тыс. тонн в год.

Порт Беломорск расположен между 18-м и 19-м шлюзами Беломорско-Балтийского канала на выходе в Белое море. В настоящее время в основном через порт организуются пассажирские перевозки туристов на линии Беломорск–Соловецкие острова.

В целом все порты на территории Республики Карелия в настоящее время работают с загрузкой от 20 % до 40 % из-за отсутствия грузопотоков. Основной задачей в загрузке портов является привлечение через республику грузопотоков, тяготеющих к водному транспорту.

В республике продолжается работа по обновлению парка судов организаций, осуществляющих грузовые перевозки. В рамках подпрограммы "Внутренний водный транспорт" ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.) и собственной программы развития ООО «Онежский судостроительный завод» построены 10 судов типа «Карелия». В настоящее время начато строительство морских судов новой серии.

Продолжается реконструкция Беломорско-Балтийского канала.

Беломорско-Балтийскому каналу исполнилось 75 лет, гарантированный срок по эксплуатации составляет 40 лет. В течение ряда лет проводится реконструкция гидротехнических сооружений канала.

За последние годы объем финансирования из федерального бюджета на реконструкцию гидротехнических сооружения Беломорско-Балтийского канала вырос с 26 млн. рублей в 2000 году до 288 млн. рублей в 2008 году. В итоге техническое состояние гидросооружений значительно улучшилось.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом, объём финансирования на поддержание технического состояния гидросооружений увеличился с 402,6 млн. руб. до 604,9 млн.руб. или в 1,5 раза. Это позволит выполнить значительно больший объём работ.

В целях обеспечения требований безопасности прохода судов необходимо продолжить реконструкцию гидротехнических сооружений канала за счет средств федерального бюджета.

Перспективным направлением развития водной инфраструктуры республики является проект строительства нового морского торгового порта в г. Беломорск.

Ориентировочная стоимость строительства составляет около 9,5 млрд. рублей. Предполагаемый срок окончания строительства порта – май 2011 года.

Форма реализации проекта – частно-государственное партнёрство с привлечением средств Инвестиционного фонда Правительства Российской Федерации.

К реализации проекта планируется привлечь частный капитал, в том числе угольных компаний, обеспечивающих грузопоток и заинтересованных в обеспечении стабильности экспортных поставок.

Проект строительства нового глубоководного порта предусматривает доставку грузов в порт и из него не только по железной дороге, но и с загрузкой неиспользуемых в настоящее время возможностей Беломорско-Балтийского канала.

Предполагается перевалка угля и генеральных грузов в объеме 8 млн. тонн в год с последующим увеличением общего объема ежегодно обрабатываемых грузов до 15 млн. тонн.

Строительство нового морского глубоководного порта, способного принимать суда дедвейтом до 30 000 тонн (а в перспективе и до 70 000 тонн), позволит обеспечить кратчайший выход регионов Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии и Китая в Северную Европу и обратно. Перспективность строительства нового глубоководного порта связана с созданием транспортных коридоров «Север-Юг», «Северо-Запад – Урал – Китай» и потребности в увеличении объемов перевозки грузов по Северному морскому пути.

Реализация проекта строительства Беломорского морского порта даст резкий толчок экономическому развитию Республики Карелия в целом, позволит вовлечь в оборот новые природные и минеральные ресурсы. Новый порт позволит увеличить отгрузку потребителям щебня из близлежащих карьеров, как по Северному морскому пути, так и в южном направлении, включая регионы Москвы, Сочи, южного и центрального районов страны.

Строительство порта вовлечет в работу значительные трудовые ресурсы в шести районах республики, что создаст предпосылки к решению социальных вопросов, созданию новых рабочих мест, строительству новых автомобильных дорог, реконструкции и увеличению пропускной способности железных дорог, проходящих по Карелии, развитию инфраструктуры республики.

Авиационный транспорт

Автономное учреждение Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск» осуществляет производственную деятельность, используя аэродром совместного базирования, находящийся в хозяйственном ведении и оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации.

Выполнена реконструкция взлетно-посадочной полосы протяженностью 2,5 км, что позволяет осуществлять прием воздушных судов 1-4 класса. На эти цели Правительством Республики Карелия в 1996-2001 годах было выделено 30 млн. рублей с учетом деноминации. В 2004 году за счет средств Республики Карелия построен и введен в эксплуатацию аэровокзальный терминал.

В настоящее время аэропорт располагает необходимым для обеспечения полётов по численности и подготовленности персоналом. Технические средства имеются в комплекте, однако часть из них устарела и требует замены или ремонта. Аэродром годен к эксплуатации, «Свидетельство о государственной регистрации и годности к эксплуатации» продлено до 2012 года.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2007 года №1965-р реализован проект по замене светосигнального оборудования искусственной взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту «Бесовец», г.Петрозаводск, Республика Карелия с выделением средств федерального бюджета в объеме 75 млн. рублей. В 2010 году оборудование введено в эксплуатацию.

Кроме того, Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» на реконструкцию инженерных сооружений аэропортового комплекса «Бесовец» предусматривается выделение из федерального бюджета средств в объеме 784,8 млн. рублей, в том числе в 2010 году – 300,8 млн. рублей, в 2011 году – 484,0 млн. рублей.

Данные средства предназначены на проведение работ по реконструкции искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, патрульной дороги и ограждения аэродрома, что в первую очередь влияет на обеспечение антитеррористической защищенности объекта и соблюдение требований по авиационной безопасности. Выполнение данных мероприятий позволит значительно повысить уровень обслуживания воздушных судов.

В ведении государственного учреждения Республики Карелия «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» находится аэропорт «Пески» в г. Петрозаводске, аэропорты (посадочные площадки) Калевала, Сегежа, Пудож. В безвозмездное пользование сроком на 25 лет учреждению передан аэропорт в г. Сортавала. В собственности ОАО « Карельский окатыш» находится аэропорт в г. Костомукша. Получено разрешение на производство полетов от аэронавигационной службы Северо – Запада Российской Федерации на аэродроме в г. Костомукша, аэродромные службы укомплектованы соответствующими кадрами.

Сеть объектов местных воздушных линий (МВЛ) обеспечивает авиационные перевозки грузов, пассажиров, также используется при выполнении специальных видов работ, в том числе при чрезвычайных ситуациях, при проведении спасательных работ, доставке больных, срочных грузов, в мероприятиях лесоохраны и пожаротушения.

Основными задачами в области воздушного транспорта на последующие годы являются:

- проведение работ по дальнейшей реконструкции международного аэропорта «Бесовец»;

- реконструкция аэродромов и посадочных площадок на территории республики;

- расширение маршрутной сети на местных и межрегиональных линиях, увеличение объема пассажирских перевозок воздушным транспортом;

- подготовка и комплектование аэродромных служб высококвалифицированными кадрами.

Приоритетным направлением развития транспортной инфраструктуры является развитие сети автомобильных дорог, поддерживающих связность территории и систему расселения, инфраструктурных объектов субширотного направления, позволяющих сформировать на территории крупные промышленные мультимодальные узлы, связанные с сетью международных автомобильных пунктов пропуска на карельском участке российско-финляндской границы.

Автомобильные дороги в частности и состояние автотранспортной инфраструктуры в целом на территории Карелии являются проблемным вопросом. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в республике составляет 37 км на 1000 км2 площади (средний показатель по Российской Федерации – 44 км, в Финляндии в 4 раза выше). Состояние большего их числа не отвечает по техническому состоянию современным требованиям.

Развитие автодорожного маршрута, включающего в себя автодорогу Вологда-Кириллов-Пудож-Медвежъегорск, позволит сократить путь из Мурманска и северо-западной части Карелии в Вологодскую область и Зауралье на 600-700 км и обеспечить международные связи Вологодской области через МАПП «Люття» по автодороге Кочкома-Тикша-Ледмозеро-Костомукша-Госграница со странами ЕЭС по кратчайшему маршруту.

Основные инвестиционные проекты в области развития транспортной инфраструктуры и связи1:

Перспективным направлением для развития транспортной инфраструктуры республики является трубопроводный транспорт, который в настоящее время представлен магистральным газопроводом «Волхов-Петрозаводск-Кондопога». Освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, строительство газопровода, проходящего в северо-южном направлении по территории Карелии, создаст реальные перспективы для развития энергетики в республике, окажет позитивное влияние на качество жизни населения Карелии (рост инвестиций и бюджетных доходов, создание новых рабочих мест, газификация жилого фонда, в первую очередь в сельской местности, улучшение экологической обстановки и т.п.).

В систему мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры входят: участие в создании трансконтинентальных транспортных коридоров, проходящих по территории Республики Карелия и встраивание республики в международные транспортные логистические системы; продолжение работ по электрификации железных дорог; строительство газопроводов высокого и среднего давления; строительство и реконструкция автомобильных дорог и дорожных сооружений, улучшение их технического состояния для обеспечения пользователей комфортными и безопасными условиями движения.

Энергетическая инфраструктура

Электроэнергетика является базовой отраслью. От ее работы напрямую зависит жизнедеятельность и развитие экономики республики. Динамичное развитие промышленности, социально-культурных объектов (металлургии, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, горного комплекса и т.д.), естественный рост электропотребления в бытовом секторе, а также реализация национальных проектов требует ввод дополнительных электрических мощностей, развития электросетевого хозяйства, что является необходимым условием для успешного социально-экономического развития Республики Карелия.

Энергетическая система Республики Карелия является составной частью Объединенной энергетической системы Северо-Запада. Установленная мощность электростанций республики составляет 1053,3 МВт, в том числе станции, относящиеся к филиалу «Карельский» ОАО «ТГК №1», - 914,8 МВт, блок-станции – 138 МВт. Энергетический комплекс республики характеризуется как энергодефицитный. Внутреннее потребление электроэнергии на 40% выше, чем объем производства электроэнергии на ее территории. С 1 января 2006 года генерация электрической энергии филиала «Карельский» ОАО «ТГК №1» выведена на оптовый рынок электрической энергии и мощности. Весь объем потребляемой в республике электрической энергии покупается на оптовом и розничном рынках электрической энергии и мощности.

В ближайшей перспективе самообеспеченность Республики Карелия за счет собственных топливных ресурсов в принципе достигнута быть не может, так как тепловые электростанции Карелии работают исключительно на привозном топливе.

В то же время республика обладает значительными запасами местных альтернативных энергетических ресурсов, к которым относятся торф и древесные отходы.

В республике проведена оценка местных сырьевых ресурсов для производства местных видов топлива в разрезе муниципальных образований (рис. 21,22,23). Определены муниципальные образования, на территории которых возможна организация производства местных видов топлива в объемах, позволяющих значительно снизить или исключить использование привозных видов топлива (каменный уголь, нефтепродукты).

В настоящее время в республике из 429 котельных, обеспечивающих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы, биотопливо используется на 248 котельных (58 % от общего числа котельных), обеспечивающих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы.

В целях обеспечения дальнейшего снижения объемов внешних поставок топлива в Республику Карелия и развития топливной отрасли республики реализуется Региональная целевая программа «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы» и разработана Стратегия развития топливной отрасли Республики Карелия на основе местных энергетических ресурсов на 2011-2020 годы.

Рис. 21 Возможности обеспечения древесным топливом