logo search
Стратегия утвержденная с изменениями

IV. Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия

В соответствии с Концепцией «Возрождение Карелии» на период до 2012 года основная концептуальная идея социально-экономического развития республики сформулирована следующим образом:

Республика Карелия – приграничный российский регион, развивающийся на принципах открытой социально-ориентированной рыночной экономики, использующий свое геоэкономическое положение, человеческий капитал и природные ресурсы в целях создания условий для развития эффективной экономики и роста качества жизни населения.

Актуальность данного подхода сохраняется и на более долгосрочную перспективу.

Вместе с тем, в соответствии с Доктриной развития Северо-Запада России Карелия классифицируется как сырьевая провинция Северо-Запада. Сохранение за республикой в долгосрочной перспективе такого статуса становится препятствием для концентрации на территории ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, культурных ценностей и т.д. Нерешенность этой проблемы не позволит республике стать эффективным элементом каркаса пространственной организации России.

На период до 2020 года необходимо определить экономическую стратегию ответов на вызовы в условиях усиления процессов глобализации, возрастающей конкуренции за ресурсы и факторы производства, в преддверии вступления России в ВТО. Последнее обстоятельство имеет существенное значение для интенсивного сбалансированного развития республики как приграничного региона и закрепления его на глобальном рынке в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых и других обменов.

Е сли Республика Карелия не находит адекватного ответа на вызовы, то ее развитие происходит в соответствии с планами внешних субъектов. Республика, являясь приграничным регионом и располагая определенными природными ресурсами, представляет собой объект заинтересованности со стороны субъектов международного и российского уровня. При встраивании республики в чужую идеологию и подчинении сторонним интересам можно ожидать постепенный перенос центров управления развитием территории за ее пределы. Этот процесс будет сопровождаться мотивом встраивания в систему международного разделения труда под надзором и опекой со стороны более развитых соседей. При отсутствии активных действий со стороны Российской Федерации и Республики Карелия экономические, социальные и внешнеполитические интересы фактически будут навязываться внешними субъектами. Данное обстоятельство предопределяет дальнейшую последовательность действий и событий, в результате которых республика сохраняет статус сырьевой провинции, территориальный каркас формируется как ресурсно-ориентированный (рис. 19):

  1. Приграничное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Республики Карелия будут ориентироваться, преимущественно, на добычу и поставки сырья.

  2. Инфраструктурный комплекс будет ориентироваться на развитие инфраструктуры сырьевых территорий и развитие транзита ресурсов.

  3. Развитие получат лишь территории, связанные с добычей ресурсов и их первичной переработкой (или предпродажной подготовкой). На аутсорсинг местным предприятиям будут передаваться только технологические операции, создающие незначительную добавленную стоимость.

  4. Размещение производительных сил будет происходить в направлении сворачивания перерабатывающих производств. Инвестиции будут вкладываться в развитие сырьевых производств и приобретение мобильных ресурсодобывающих комплексов (лесозаготовительной, карьерной техники). В долгосрочной перспективе освоение территории примет вахтовый характер.

  5. Для обеспечения модели экономики (не ориентированной на комплексное и рациональное ресурсопользование) будут сформированы кадастры ресурсного потенциала территории. При этом капитализация добываемых ресурсов будет осуществляться за пределами республики – добавленная стоимость будет оставаться в центрах их переработки, доходы от торговли продукцией – в торговых центрах.

  6. В конечном итоге на территории остается минимум трудовых ресурсов и населения, необходимого для выполнения технологических операций по добыче и первичной переработке, предпродажной подготовке ресурсов, по обслуживанию добывающих производств и содержанию необходимых инфраструктурных объектов. В перспективе следует ожидать значительного увеличения оттока населения и, прежде всего, молодежи.

Обеспечить повышение качества жизни населения республики возможно только за счет максимального использования потенциала территории и сбалансированного развития экономики республики как эффективного и перспективного региона России (в контексте ее стратегической цели – достижения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан).

Стратегической целью социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года является повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов.

Для обеспечения достижения российской и региональной стратегических целей и целевых ориентиров ставятся следующие задачи:

  1. Усиление роли Республики Карелия как приграничного региона на Северо-Западе России в экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии России со странами Севера Европы и Европейского Союза.

  2. Модернизация социальной сферы и развитие человеческого капитала, обеспечение высоких стандартов благосостояния человека.

  3. Развитие гражданского общества и частно-государственного партнерства, обеспечение конституционных прав граждан, социального благополучия и согласия в обществе.

  4. Технологическая модернизация и диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности республики на основе развития традиционных и инновационных секторов с учетом тенденций мировой экономики и роста внутреннего потребления.

  5. Формирование эффективных рынков земли и собственности, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности республики и развития предпринимательской деятельности.

  6. Модернизация инфраструктуры и совершенствование пространственной организации республики, концентрация и распределение по территории ресурсов будущего.

  7. Совершенствование системы государственного управления развитием республиканской экономики и социальной сферы.

  8. Укрепление имиджа Республики Карелия как российского региона с развитым информационным пространством и гражданским обществом, привлекательного для проживания, сотрудничества и инвестирования.

Чтобы обеспечить заявленную цель – достижение высокого качества жизни населения – необходимо существенно повысить производительность труда и капитала. Это невозможно сделать без концентрации ресурсов в тех областях, где улучшение принесет наиболее значимые результаты по ключевым позициям бизнеса или отношениям с другими субъектами. Это невозможно сделать без соответствующих структурных изменений в экономике республики, без концентрации усилий на поиске постиндустриальных источников развития. Это невозможно сделать без встраивания республики в новую пространственную структуру России в качестве приграничного экономически развитого региона, в пределах своих функций и полномочий, надежно обеспечивающего национальные интересы и безопасность России в условиях глобальной экономической конкуренции.

Базовым условием реализации стратегии является переход к новой промышленной политике на основе взаимодействия науки, бизнеса и государства и развитие информационного общества. При этом обеспечение конкурентоспособности региона и реализация его экономического потенциала рассматривается в разрезе рынков и осуществляются за счет:

Для обеспечения заявленных преобразований формируется новое видение будущего территории и новый пространственный каркас Карелии на основе определения точек роста и экономического зонирования. В этом случае инициируемые проекты становятся источником для экономического развития территории, связывают (объединяют) районы и города республики.

Е сли Карелия выступает на российских и международных рынках как стратегический субъект управления, то это дает ей возможность попасть в зону макропространственных изменений, привлекать внешние инвестиции в экономику республики. В этом случае становится возможным изменение роли и функций в системе международного и межрегионального труда, модернизация экономики региона и создание условий для значительного повышения производительности труда и капитала. Алгоритм развития Республики Карелия в этом случае представлен на рисунке 20:

  1. В основе - региональная и национально-культурная идентичность. Важное значение имеет подготовка высококвалифицированных кадров, способных выступать в качестве посредников между иностранным и национальным бизнесом.

  2. Для модернизации экономики и перехода на инновационный этап развития необходимо сформировать условия для капитализации территории, создания эффективного рынка недвижимости, создание и развитие экономики знаний и широкое применение современных ИКТ.

  3. Для повышения совокупной стоимости (ценности) и инвестиционной привлекательности территории необходимо решить вопросы ее обустройства (застройка, создание имущественных комплексов, совершенствование системы расселения).

  4. На основе вышеотмеченных факторов формируется территориальный каркас развития, определяются точки роста и коридоры развития. Каркас развития территории в дальнейшем будет выступать основой для наиболее эффективного размещения производительных сил. При участии государства формируется инфраструктура под точки роста: энергетические сети, связь, транспорт, дороги, пограничная и таможенная инфраструктура, инженерная инфраструктура, инвестиционная и инновационная инфраструктура, социальная инфраструктура.

  5. Для эффективной интеграции в систему международного разделения труда и транслирования интересов Республики Карелия на внешних рынках необходимо обеспечить стандарты качества, обустроить приграничную инфраструктуру и освоить процедуры международного торгового права. В основу позиционирования республики положено представление Карелии как европейской территории.

  6. На основе нового образа Карелии развиваются проекты в области международного партнерства и торговли на взаимовыгодных условиях с внешнеэкономическими агентами. Республике удается модернизировать экономику и сделать территорию привлекательной для бизнеса и проживания. Она становится территорией взаимодействия культур для развития эффективного партнерства России и стран Северной Европы.

В соответствии с данным подходом Карелия становится сильным рубежом сильной России, территорией взаимодействия культур для развития эффективного партнерства России и Северной Европы.

Возможность реализации данного алгоритма развития Республики Карелия достигается путем вовлечения широкой общественности и бизнес-сообщества в процесс стратегического планирования региона, формирования постоянного диалога и согласования стратегий со сложившимися бизнес-группами на основе идей, объединяющих территорию и связывающих капиталы, через общее видение будущего, через формулирование общих смыслов и целей.

На основе долгосрочных прогнозов социально-экономического развития разработаны сценарии развития республики в контексте реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г.: инерционный, инвестиционный, инновационный и оптимальный (инвестиционно-инновационный).

Инерционный сценарий

Источником роста ВРП явится рост цен или экстенсивное увеличение объемов производства основных экспортируемых товаров на базе существующего портфеля ресурсов (железорудные окатыши, лес и пиломатериалы, целлюлоза, бумага и картон). Республика решает исключительно задачи управления производством и достижения валовых показателей ресурсных отраслей. В качестве объекта управления выступают небазисные сектора и развитие внутреннего рынка (точнее его части, свободной от импорта). Предприятия лесного и горного секторов придерживаются стратегий встраивания в готовые производственные цепочки, управляемые из-за пределов республики. Будет происходить инвестирование в добывающую и обрабатывающую промышленность со стороны транснациональных и российских компаний и размещение на территории производств нижних технологических звеньев. При реализации данного сценария наблюдается неравномерное развитие и освоение территории. При этом северные территории осваиваются вахтовым методом. В целом сохраняется монопрофильность и низкая конкурентоспособность карельской экономики. Существенных структурных преобразований, направленных на углубленную переработку ресурсов, не происходит. Вместо стратегии развития региона появляется производственная стратегия корпораций.

Для данного варианта характерны следующие черты и тенденции развития:

Значительного оживления инвестиционной деятельности не ожидается. Направления инвестиций – традиционные (лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность, техническое перевооружение целлюлозно-бумажных предприятий, освоение карьеров нерудных полезных ископаемых). Транзитные направления сосредотачиваются за пределами республики, лишь незначительная часть транспортных потоков проходит через юг Карелии. Постепенно ослабляется контроль над инфраструктурой и затем над приграничной территорией.

Инвестиционный сценарий

Данный сценарий предполагает технологическую модернизацию существующих промышленных предприятий и реализацию новых инвестиционных проектов. Республика Карелия значительно увеличит объем инвестиций (в первую очередь прямых), в том числе и иностранных, и обеспечит потенциал развития за счет полного использования ресурсного портфеля. При этом иностранная компонента организационной инфраструктуры республики должна стать составной частью общей инфраструктуры, в то же время ее дополняющей и развивающей. Она должна быть понятной иностранному инвестору, способной комплексно обслужить инвестора, его инвестиционный проект, а также региональных соискателей инвестиций при эффективном консультировании со стороны Правительства Республики Карелия.

Основными факторами повышения инвестиционной активности являются природные ресурсы и дешевая местная рабочая сила (в том числе квалифицированная). Для реализации проектов в случае недостатка трудовых ресурсов на отдельных территориях республики будет применяться вахтовый метод работы и будет привлекаться рабочая сила извне, на условиях срочных трудовых договоров.

Реализация сценария подразумевает увеличение нераспределенного фонда природных ресурсов, совершенствование инфраструктуры инвестиционной деятельности. Потребуется расширение ресурсов во всех секторах экономики. Во многом это должно произойти за счет налаживания учета и контроля используемых ресурсов со стороны государства, включая органы местного самоуправления. Для данного варианта характерны следующие основные черты и тенденции развития:

Увеличение и качественное улучшение трудовых ресурсов республики может произойти вследствие реализации целевых государственных программ по повышению качества непрерывного профессионального образования и специальных миграционных программ.

Представленный сценарий затрудняет возможность кардинального повышения конкурентоспособности территории. Приобретение современных технологий и оборудования лишь в определенной степени позволит сократить темпы отставания от высокоразвитых центров, однако не обеспечит качественного роста производительности труда и капитала.

Инновационный сценарий

Сценарий рассчитан на формирование в Республике Карелия экономики, основанной на знании и использовании постиндустриальных источников развития (квалифицированная мобильная рабочая сила, конкурентоспособные технологии и т.д.). Данный сценарий предполагает инвестирование в человеческий капитал, увеличение доли потребления в бюджете, территориальный маркетинг, формирование брендов, приоритетное развитие сферы науки, образования и здравоохранения, формирование нового портфеля ресурсов и в целом преимущественное развитие сферы услуг.

Сценарий предполагает приток инвестиций в новые виды деятельности и качественный рост производительности труда и капитала. Именно данный сценарий приведет к существенному повышению конкурентоспособности региона и сокращению отставания от высокоразвитых центров. Исходя из сложившейся структуры экономики в качестве приоритетных направлений целесообразно рассматривать создание конкурентоспособных территориальных кластеров как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, встраивающихся в единую воспроизводственную цепочку (от сырья до потребителя конечной продукции) в целях капитализации всей собственности.

В этом случае при наличии эффективной государственной политики регулирования рынка труда и оптимизации численности населения возможна стабилизация системы расселения в основном за счет проживающего в регионе населения и квалифицированных мигрантов из других регионов.

Для данного сценария характерны следующие основные черты и тенденции развития:

Данный сценарий характеризуется значительным увеличением инвестиционной активности. На первых этапах основную роль играют крупные инвесторы, вкладывающие инвестиционные ресурсы в традиционные и связанные с ними отрасли. В последующие годы значительно возрастет роль некрупных инвесторов (например, инвестиции физических лиц в жилищный комплекс) и международных инвестиционных посредников. С приходом последних связаны возможности реализации крупных комплексных проектов, являющихся локомотивными для развития территорий.

Вероятные результаты рассмотренных выше сценариев по основным показателям развития экономики республики и качества жизни населения следующие:

Таблица 5. Результаты инерционного, инвестиционного и инновационного сценариев

Показатели

Сценарии

2007 г.

2012 г.

2016 г.

2020 г.

Динамика ВРП в % к 2007 г.,

инерционный

100

92

103,7

126

инвестиционный

95,3

107,7

142

инновационный

102

137,3

195,6

Индекс промышленного производства в % к 2007г.,

инерционный

100

89,7

98,6

113,6

инвестиционный

97,6

115,3

136,8

инновационный

99

125

174

Инвестиции в % к 2007г.

в сопоставимых ценах

инерционный

100

64,6

107,1

134

инвестиционный

76,5

112

148,2

инновационный

94

154,8

212

Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к 2007г.

инерционный

100

94,6

102,4

120,9

инвестиционный

104,1

123,5

160,4

инновационный

105,2

129,5

198,2

Уровень зарегистрированной безработицы (к экономически активному населению) %

инерционный

2,7

3,3

3

2,8

инвестиционный

3,2

2,9

2,3

инновационный

3

2,5

1,8

Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня %

инерционный

17

16,7

16,5

15,5

инвестиционный

16,5

16

14

инновационный

16,5

15

11

Оптимальный сценарий (инвестиционно-инновационное развитие с учетом рисков)

Этот вариант рассматривается как сценарий проектируемого развития Республики Карелия. Он основан на сочетании принципов, подходов, механизмов и результатов двух из трех вышеописанных сценариев – инвестиционного и инновационного, - а также учете рисков (кризисов, конъюнктурных волн и т.д.) - и построен на базе проектных технологий (форсайт).

Оптимальный сценарий предполагает, с одной стороны, обеспечение технологической модернизации уже существующих и действующих промышленных предприятий республики, реализацию новых инвестиционных проектов, с другой стороны, – одновременную реализацию структурной и инновационной политики, направленной на формирование и использование постиндустриальных источников развития, включая имеющийся ИКТ-потенциал и ведущие позиции республики в формировании информационного общества. Данный сценарий реализуется по трем направлениям:

  1. Поддержка и развитие традиционных видов производств и сфер специализации экономики Республики Карелия (лесной комплекс, горный комплекс, металлургия, рыбное хозяйство, туризм) с одновременным повышением их эффективности. Их развитие будет обеспечиваться за счет технологической модернизации, применения ИКТ, повышения производительности труда, за счет формирования и продвижения на внешние рынки карельских товарных брендов и брендов услуг, усиления маркетинговой составляющей.

  2. Одновременно в рамках вышеназванных традиционных секторов экономики республики будут формироваться предпосылки для перехода на этап инновационного развития. Повышение конкурентоспособности будет обеспечиваться за счет встраивания карельских предприятий, работающих в традиционных секторах экономики, в существующие внешние цепочки создания стоимости с использованием методов договорной специализации, а также за счет генерации собственных цепочек создания стоимости.

  3. Результатом технологической модернизации существующих традиционных производств (направление 1), их встраивания во внешние цепочки создания стоимости и генерации собственных цепочек (направление 2) явится интенсивное развитие вспомогательных и поддерживающих производств и инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности. Это приведет к формированию «точек роста» в Республике Карелия, которые рассматриваются как центры формирования территориально-производственных кластеров. В рамках формирующихся кластеров будет формироваться современный инфраструктурный комплекс, значительную составляющую которого займут информационные услуги, научно-технологическое и образовательное обеспечение, инновационная инфраструктура (в виде технопарков, сети инновационных фирм, инновационно-технологических площадок, научно-производственных объединений, консультационных фирм и др.).

Данный сценарий позволяет наиболее мягко изменить ориентацию региональной социально-экономической политики от технократического направления на гуманистическое направление с приоритетом развития человеческого капитала и повышения социальной привлекательности республики. При этом в рамках данного сценария описан наиболее вероятный путь социально-экономического развития республики с учетом ее встраивания в систему международного разделения труда, вступления России в ВТО и необходимости повышения конкурентоспособности хозяйственного комплекса. Международная специализация Республики Карелия изменяется за счет расширения сектора услуг и увеличения ассортимента производимой продукции (товаров, услуг) и консолидации цепочек создания стоимости в традиционных секторах экономики с их внедрением в инновационные сектора.

Оптимальный сценарий развития республики позволит достичь следующих показателей, характеризующих выполнение основных задач, приоритетов Стратегии:

Таблица 6. Результаты оптимального сценария

Показатели

2007 г.

2012 г.

2016 г.

2020 г.

Динамика ВРП, в % к 2007г.

100

96

120,6

162,8

Индекс промышленного производства, в % к 2007г.

100

97,4

119,5

159

Инвестиции в % к 2007 г.

в сопоставимых ценах

100

93,8

128,8

178,5

Общие затраты на технологические инновации в % к 2007 г.

100

150

500

700

Число инновационно-активных предприятий в % к 2007 г.

100

210

300

530

Реальные располагаемые доходы населения в % к 2007г.

100

104,6

127,7

169

Уровень зарегистрированной безработицы (уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению) %

2,7

3,1

2,9

2

Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня %

17

16,5

15,8

12,0