Заряд акб
Заряд свинцовых аккумуляторных батарей необходимо производить от источника постоянного (выпрямленного) тока. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения. При этом зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100% ее фактической емкости).
Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, отрицательный — с отрицательным.
В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения. Оба эти метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи. При выборе зарядного устройства следует руководствоваться информацией, приведенной ниже.
Заряд при постоянстве тока
Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 С20(0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда). Это значит, что для батареи емкостью 60 А·ч ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.
Недостаток такого способа — необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.
Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (3 Ампера для батареи емкостью 60 А·ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения. При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60 А·ч).
Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.
Заряд при постоянстве напряжения
При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В — на 85-90%, а при напряжении 16 В — на 95-97%. Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.
В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда до 20-25 А.
По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. бычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4±0,1 В. При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется более суток.
Заряд батареи на автомобиле
При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете. Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.
Проверка НРЦ и плотности электролита
Для того, чтобы замедлить старение АКБ, необходимо выполнять несколько основных требований по контролю за состоянием батареи и электрооборудования автомобиля. Проверка напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) проводится через 6-8 часов после выключения двигателя (или зарядного тока при заряде от внешнего зарядного устройства). Напряжение на клеммах батареи измеряется с помощью вольтметра. Значение НРЦ в зависимости от степени заряженности батареи приведено в табл. 1. Степень заряженности также однозначно связана и с плотностью электролита АКБ.
У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/смі. Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/смі.
Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/смі), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектном аккумуляторе будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/смі), чем в остальных ячейках.
Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денсиметрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/смі или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/смі.
Универсальный ареометр показан на рис. 5. При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки. Одновременно необходимо замерить температуру электролита. Результат измерения плотности приводят к +25°C. Для этого к показаниям денсиметра надо прибавить или отнять поправку, полученную с помощью табл. 2 (в соответствии со знаком указанного значения поправки).
Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/смі, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.
Проверка напряжения на батарее при работающем двигателе
Перед проверкой надо убедиться, что батарея заряжена до напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) не ниже 12,6 В или что плотность электролита не ниже 1,26 г/смі при нормальном его уровне. Если АКБ недозаряжена, ее следует зарядить с помощью внешнего зарядного устройства. Уровень электролита надо довести до нормы, доливая дистиллированную воду.
После того, как батарея приведена в нормальное состояние, надо запустить двигатель и установить его обороты на уровне 1500-2000 мин−1. Затем необходимо включить дальний свет и измерить с помощью вольтметра напряжение на клеммах батареи.
Если напряжение находится в пределах 13,9-14,3 В, значит система работает в оптимальном режиме, который может обеспечить максимально возможный заряд АКБ.
Отклонение в меньшую сторону может стать причиной недозаряда, а в большую сторону — перезаряда. Хотя следует учитывать, что свои поправки может внести интенсивность эксплуатации автомобиля. Последствия длительной эксплуатации с такими отклонениями описаны в предыдущих разделах.
Нередко недозаряд батареи бывает следствием ослабления натяжения ремня привода генератора.
Проверка наличия утечек в системе электрооборудования
Для такой проверки необходимо иметь амперметр с максимальной величиной измеряемого постоянного тока до 10 А.
Клемму, соединенную с массой автомобиля (и в отечественных, и в импортных автомобилях — отрицательная), отсоединяют от полюсного вывода батареи и в разрыв цепи включают амперметр. При этом все потребители автомобиля, в том числе сигнализация, должны быть выключены.
При исправном электрооборудовании и отсутствии утечек показание амперметра будет равно нулю.
В зависимости от особенностей электрооборудования конкретных автомобилей возможны схемные решения, при которых может иметь место ток в пределах 1-2 мА. Такие утечки не оказывают вредного влияния при бездействии автомобиля в течение 1-3 месяцев, поскольку за это время батарея потеряет всего 0,7-4 А·ч. При включенной сигнализации потребление тока может вырасти до 20-30 мА. Это значит, что время бездействия автомобиля не должно превышать в таком состоянии 3-х недель в летнее время и 10-и дней зимой. Иначе батарея разрядится от сигнализации настолько, что не сможет запустить холодный двигатель.
Если ток утечки больше 30 мА, необходимо найти и устранить причину этой утечки.
Для защиты батареи от утечек тока при длительном бездействии автомобиля рекомендуется отключать на это время клеммы бортовой сети от полюсных выводов аккумуляторной батареи, то есть снимать один из наконечников с полюсного вывода батареи.
Если батарея не запустила двигатель…
Запуск двигателя необходимо производить кратковременными попытками по 5-10 секунд с паузами между ними не менее одной минуты. Если после 3-х попыток подряд двигатель не проявляет «признаков жизни», хотя стартер «крутит» его как обычно, необходимо прекратить бессмысленные попытки и поискать причину, из-за которой двигатель не работает. Только найдя и устранив неисправность, следует возобновить попытки пуска, иначе батарея разрядится.
Если же стартер плохо, очень медленно, «с натугой» проворачивает двигатель, это говорит о потере работоспособности батареи. Первым делом надо проверить плотность электролита в каждом аккумуляторе, а если нет пробок — напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) батареи. Проверку НРЦ следует проводить через 15-20 минут после попытки пуска. Если НРЦ ниже 12,5 В, значит батарея разряжена и ее необходимо зарядить. Плотность электролита у разряженной батареи будет примерно одинаковой во всех аккумуляторах. Одновременно с зарядом АКБ необходимо устранить причину ее глубокого разряда. Если же в одном из аккумуляторов плотность электролита значительно (более чем на 0,1 г/смі) ниже, чем в остальных, это говорит о возможном внутреннем коротком замыкании (КЗ). В этом случае, если батарея еще не исчерпала гарантийный срок, следует обратиться в сервисный центр или к продавцу (см. гарантийный талон).
Бывает, что, при попытке зарядить батарею, ее владелец видит отсутствие тока на зарядном устройстве. При этом тареи не превышает 10 В. Вместе с тем плотность электролита близка к нормальной и практически одинакова (±0,01 г/смі) во всех аккумуляторах. Как правило, это говорит о наличии обрыва цепи между какими либо соседними аккумуляторами.
- Экзаменационный билет № 1
- 1. Классификация тракторов по назначению, конструктивным и энергетическим признакам. Примеры.
- 2. Производственные процессы, технологические процессы и технологические операции в сельскохо-зяйственном производстве. Система машин и комплексная механизация сельскохозяйственного производства.
- 3. Мастер-наладчик, его функции в проведении то тракторов.
- 4. Единичные и комплексные показатели надёжности и их связь с экономической эффективностью использования машин.
- 5. Междисциплинарное задание № 1
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 2
- 3. Понятие о планово-предупредительной системе технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин, её назначение.
- 4. Основные правила выполнения разборочных работ. Причины повреждения деталей при разборке. Правила спрессовки шарикоподшипников. Какими способами удаляются концы обломанных шпилек и болтов?
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 3
- 2. Технология поверхностной обработки почвы. Классификация почвообрабатывающих машин. Основные тенденции совершенствования конструкций машин поверхностной обработки почвы.
- 3. Цель повышения энергонасыщенности тракторов. Применение энергонасыщенных тракторов, обеспечение условий для их эффективной работы.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 4
- 1. Кривошипно-шатунный механизм: назначение, типы, материал и конструкция основных деталей, неисправности и способы их устранения.
- 3. Понятие о машинно-тракторном агрегате, их назначение, классификация. Требования, предъявляемые к мта.
- 5. Междисциплинарное задание № 4.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 5
- 1. Силы и моменты, действующие на кривошипно-шатунный механизм. Уравновешивание двигателей.
- 3. Производительность мта, расчёт производительности. Понятие об условном эталонном гектаре, его назначение.
- 4. Характеристика расчётно-конструкторских, производственно-технологических и эксплуатационных отказов техники.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 6
- 2. Гидравлические способы уборки навоза.
- 3. Виды то тракторов, их периодичность. Оборудование, применяемое при то тракторов, планирование и организация то.
- 4. Система технического обслуживания и ремонта машин, принятая в рф.
- 5. Междисциплинарное задание № 6.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 7
- 2. Устройство и работа доильного агрегата дас-2в.
- 3. Технология диагностирования дизельной топливной аппаратуры, влияние эксплуатационных регулировок на показатели работы двигателя.
- 4. Виды испытаний машин на надёжность. Общие закономерности изнашивания деталей и сопряжений. Единицы измерений изнашивания и износов.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 8
- 1. Индикаторные и эффективные показатели двс.
- 2. Оборудование для поения животных и птицы.
- 3. Мобильные агрегаты то тракторов, их назначение, технические возможности.
- 2. Механизация погрузки и транспортировки кормов.
- Техническая характеристика погрузчика силоса и сенажа псс–5,5
- 3. Машинный двор сельскохозяйственного предприятия, его назначение. Права и обязанности заведующего машинным двором.
- 4. Приведите основные причины снижения долговечности головок блока двигателя. Предложите способы восстановления изношенных резьбовых отверстий под шпильки.
- 5. Междисциплинарное задание № 9.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 10
- 1. Технологический процесс предпосевной обработки почвы. Технологические основы выбора рациональных комплексов почвообрабатывающих машин.
- 2. Устройство и работа доильного агрегата адм-8.
- Техническая характеристика
- 3. Назначение технической диагностики тракторов. Применяемое оборудование и приборы.
- 4. Технология восстановления гнезда клапана головки блока двс. Способы притирки клапанов и проверки качества притирки сопряжения "гнездо-клапан".
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 11
- 2. Механизация раздачи кормов мобильными кормораздатчиками.
- 3. Порядок расчёта и комплектования посевного мта.
- 2. Устройство и работа доильных установок удт-8 и уда-8.
- 3. Дать определение и схемы маршрутов движения транспортных средств.
- 4. Назначение и технология обкатки и испытания автотракторных двс в мастерских автосервиса.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 13
- 2. Механизация раздачи кормов стационарными кормораздатчиками.
- 3. Назначение и организация работы стационарного пункта то тракторов.
- 4. Виды и методы ремонта и технического обслуживания машин и агрегатов.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 14
- 2. Устройство и работа доильных установок уде-8, уда-16.
- 3. Хранение сельскохозяйственных машин, способы и организация хранения.
- 4. Назначение дефектации и комплектации при ремонте. Селективный подбор деталей и комплектование по размерным группам (поршни-гильзы тракторных двигателей).
- 5. Междисциплинарное задание № 14.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 15
- 1. Способы и режимы торможения. Типы тормозных механизмов и их регулировки. Понятие о тормозном и полном остановочном пути.
- 3. Технологический расчёт и выбор оборудования системы вентиляции.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 16
- 1. Способы и кинематические схемы поворота колёсных машин, их сравнительный анализ. Регулировки рулевых управлений тракторов и автомобилей.
- 2. Технологии и способы посадки рассады. Технологическая схема полуавтоматической рассадопосадочной машины. Основы расчёта конструктивных и технологических параметров.
- 3. Устройство и работа доильных установок удс-3а, удс-3б.
- 4. Методика статической и динамической балансировки деталей машин.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 17
- 1. Стабилизация управляемых колёс (углы установки колёс).
- 3. Устройство и работа с-12, азк-3.
- 4. Специализация и кооперирование ремонтных предприятий. Виды специализации.
- 5. Междисциплинарное задание № 19.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 18
- 1. Механизмы поворота гусеничных тракторов, их сравнительный анализ, регулировки.
- 3. Технология и механизация заготовки силоса.
- 4. Назовите основные механизированные способы сварки и наплавки при ремонте машин.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 19
- 1. Внешние силы, реакции и моменты, действующие на колёсный трактор. Касательная сила тяги по двигателю и по сцеплению.
- 3. Подбор коров для машинного доения и его физиологические основы.
- 4. Технологии и особенности сварки и наплавки автотракторных деталей из чугуна и алюминиевых сплавов.
- 5. Междисциплинарное задание № 21.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 20
- 1. Уравнение тягового баланса колёсного трактора. Анализ его составляющих.
- 2. Технологии уборки зерновых культур. Комплексы применяемых машин. Обзор конструкций зерноуборочных комбайнов современных моделей. Основы расчёта уборочно-транспортной системы.
- 3. Устройство и работа азм-0,8.
- 4. Марки моторных масел. Неисправности и правила эксплуатации смазочных систем. Периодичность и порядок замены моторных масел.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 21
- 1. Энергетический баланс колёсной машины, его анализ. Общий и тяговый кпд трактора.
- 3. Технология и механизация заготовки сенажа.
- 4. Главный инженер, его права и обязанности.
- 5. Междисциплинарное задание № 23.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 22
- 1. Внешние силы и моменты, действующие на гусеничный трактор. Уравнение тягового баланса гусеничного трактора. Регулировки ходовой части.
- 3. Механизация процесса гранулирования и брикетирования кормов.
- 4. Основные технико-экономические показатели работы тракторного парка.
- 5. Междисциплинарное задание № 24.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 23
- 3. Физиологические процессы молокообразования и отдачи молока при доении.
- 1. Образование молока и его регуляция.
- 2. Физиология выведения молока в процессе доения.
- 4. Диагностирование агрегатов гидросистемы тракторов, применяемые приборы и инструменты.
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 24
- 1. Тяговая характеристика трактора. Её назначение и анализ.
- 2. Современные технологии и комплексы машин для заготовки кормов. Классификация и обзор конструкций современных моделей кормодобывающих машин.
- 3. Технология и механизация производства травяной муки.
- 4. Правила зарядки, эксплуатация и хранение автотракторных аккумуляторных батарей.
- Заряд акб
- Как правильно хранить
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Экзаменационный билет № 25
- 1. Междисциплинарное задание № 16.
- 2. Современные технологии и комплексы машин для послеуборочной обработки зерновых, семян льна, овощей. Обзор технологических схем пунктов и комплексов послеуборочной обработки урожая.
- 1 Корпус; 2 сосковая резина.
- 4. Учёба механизаторских кадров, назначение, организация учёбы.
- 5. Расчёт полной себестоимости ремонтируемых объектов. Определение прибыли, рентабельности и срока окупаемости ремонтно-обслуживающего предприятия.