logo search
Стратегия утвержденная с изменениями

Развитие рынка труда

Основной целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда, правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность населения.

Основными направлениями государственной политики в сфере труда являются:

Основными задачами развития регионального рынка труда и методами их реализации являются:

1) повышение гибкости рынка труда и баланса между спросом и предложением рабочей силы будет решаться посредством совершенствования инфраструктуры ведения бизнеса в трудоизбыточных районах и городах республики; повышения эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере; предоставления более широких возможностей для трудоустройства молодежи, использования потенциала людей старше трудоспособного возраста, стимулирования занятости женщин, интеграции в трудовую деятельность инвалидов и т.д.;

2) развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости и эффективности использования труда, будет решаться через такие методы реализации, как: повышение эффективности работы органов служб занятости; создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и работодателям по подбору кадров (развитие системы агентств, бюро по подбору персонала); развитие информационных ресурсов в сфере занятости; повышение трудовой мобильности рабочей силы и т.д. Достижение этого целевого приоритета может быть обеспечено в рамках реализации кадровой политики. Это направление деятельности в соответствии с региональной целевой Программой «Развитие кадрового потенциала Республики Карелия» на период 2008-2012 годов в последующие периоды должно стать важнейшей компонентой при формировании системы обеспечения кадровой потребности планируемых к реализации инвестиционных проектов;

3) создание условий труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры, может решаться благодаря разработке и реализации мер по улучшению условий труда, снижению рисков смертности на производстве и профессиональных заболеваний; развитию системы оценки условий труда;

4) формирование прозрачных правил функционирования рынка труда, регулирование трудовых отношений и эффективности контроля их исполнения решаются в результате развития правовой базы регулирования трудовых отношений, институтов гражданского общества в социально-трудовой сфере (профсоюзных организаций, территориальных объединений работодателей) и многоуровневой системы социального партнерства; обеспечения соблюдения установленных норм и правил в сфере трудовых прав работников; координации политики на рынке труда (зарплата, соцзащита и т.д.);

5) постепенная ликвидация неэффективных рабочих мест, в том числе с низким уровнем заработной платы, не обеспечивающим прожиточный минимум работника, за счет поэтапного приближения минимальной заработной платы в Республике Карелия, устанавливаемой соглашением между Правительством Республики Карелия, Объединением организаций профсоюзов в Республике Карелия и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия, к величине прожиточного минимума трудоспособного населения. В перспективе – установление уровня минимальной заработной платы в Республике Карелия, опережающего величину прожиточного минимума трудоспособного населения на предполагаемый уровень инфляции. Эта мера позволит снизить уровень бедности работающего населения и текучесть кадров, что окажет стабилизирующее воздействие на рынок труда республики;

6) создание условий для привлечения иностранной рабочей силы может решаться через обеспечение дифференцированного подхода к привлечению рабочей силы; формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам.

Все эти задачи с учетом изменений и дополнений следует рассматривать с точки зрения трех этапов реализации настоящей стратегии:

В рамках первого этапа (до 2012 года) в развитии рынка труда решение задач должно осуществляться в увязке с общими целями экономического развития, связанными с созданием необходимых условий для эффективного использования уже имеющихся конкурентных преимуществ республики.

На втором (до 2016 года) и третьем (до 2020 года) этапах решение задач рынка труда должно увязываться со стратегическими целями Правительства Республики Карелия по обеспечению «инновационного прорыва», структурной диверсификации экономики, завершению модернизации инфраструктурных секторов, системы образования и здравоохранения. Базой для такого развития могут выступать столица республики и крупные города, благодаря высокой концентрации здесь высококвалифицированного человеческого капитала, а также развитию в них научно-образовательных центров, конкурентоспособных на международном уровне. На этом этапе должна быть сформирована эффективная система институтов, обеспечивающих поддержку социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Целевые показатели: