logo search
Стратегия утвержденная с изменениями

Развитие образования

Главное конкурентное преимущество устойчиво развивающейся республики связано с возможностью развития его человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения экономического роста республики в средне- и долгосрочной перспективе.

Цель политики инновационного развития образования, определенная с учетом реализации национального проекта в области образования, в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России и Карелии на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы республика сможет обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. При этом необходимо рассматривать задачу развития образования как межотраслевую, а результаты развития как комплекс социальных услуг, обеспечивающих ресурсы устойчивого развития территорий республики.

Проект развития образования нацелен на обеспечение государственных гарантий доступности качественного бесплатного образования всех уровней, реализацию принципа непрерывности профессионального образования, повышение эффективности реализуемых образовательных программ и образовательных услуг.

При достижении поставленной цели к 2012 году, будет создан комплекс условий для достижения нового качества образования, отвечающего требованиям инновационной экономики, гражданского общества и конкурентоспособной личности.

С этой целью необходимо в краткосрочной перспективе:

1) реализовать новую экономическую политику в образовании, построенную на эффективном внедрении главных механизмов:

- нормативного подушевого финансирования отдельных образовательных учреждений всех уровней с обеспечением их финансовой самостоятельности в расходовании средств;

- эффективного управления использования субвенций на формирование фондов оплаты труда и учебные расходы и стимулирующих фондов развития на региональном и муниципальном уровнях;

- введение новой стимулирующей системы оплаты труда, основанной на структурировании профессиональной педагогической, деятельности, дифференциации стоимости этой деятельности («оплата за качество»), увеличение доли стимулирующего фонда в общем базовом объеме оплаты труда, прозрачность установления и роста зарплаты за счет экономии средств и оптимизации видов и качества деятельности;

- создание фондов развития систем образования всех уровней – региональных, муниципальных, межшкольных и т.п., аккумулирующих ресурсы многоканального финансирования и стимулирующих проектно-программную деятельность образовательных учреждений и организаций, муниципальных систем образования;

- обеспечение общественного участия в оценке качества образовательных систем, включая задачи распределения премиальных начислений и стимулирующих надбавок, утверждение и аккредитации образовательных программ, экспертной оценки программ развития, решения экономических вопросов повышения качества и безопасности условий организации условий образовательного процесса;

- построение моделей управления качеством образовательных результатов и условий организации образовательного процесса на основе открытых (публичных) докладов учебных заведений, муниципальных и региональной систем образования и их оценки;

- формирование регионального госзаказа на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования взрослых (повышения квалификации) на конкурсной основе;

- перевод управления бюджетными ресурсами на индикативный принцип управления – бюджет, ориентированный на результат, как на региональном уровне, так и на муниципальных уровнях управления;

- формирование рынка образовательных услуг на реализацию программ дополнительного образования детей и взрослого населения на основе государственно-общественного заказа;

2) осуществить структурные и инфраструктурные инновационные изменения в подсистемах образовательной сферы:

- завершение реструктуризации сетей общего образования на основе перехода к сетевым моделям организации образовательного процесса: формирование сетей «магнитных» и центральных школ школьных округов и муниципальных образований, как базовых школ, отвечающих требованиям качественного общего образования; социально-культурных комплексов и ресурсных центров дополнительного и профессионального образования детей и взрослых;

- обеспечение общественного участия в управлении образованием: развитие различных моделей управляющих советов всех образовательных учреждений и государственно-общественных советов по развитию образования на всех уровнях;

- формирование межмуниципальных сервисных центров и служб, агентских соглашений, обеспечивающих функционирование субрегиональных систем образования;

- формирование межведомственной инфраструктуры защиты детства: центров комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и девиантного поведения;

- реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования на основе их кооперации и интеграции, непрерывности образовательных программ довузовского профессионального образования, перехода на европейские стандарты и квалификационные требования по подготовке специалистов: ресурсные центры профессионального образования, учебно-производственные комплексы и учебные фирмы; исследовательский университетский комплекс со структурными подразделениями довузовского и вузовского образования первой ступени, педагогический университетский комплекс республики;

- построение республиканской образовательной информационной сети, обеспечивающей доступность дистанционных программ общего и профессионального образования, информационных и образовательных ресурсов нового поколения (республиканский образовательный портал, подключение к глобальным информационным сетям образовательных учреждений и организаций).

Результаты этого этапа позволят:

- повысить качество образовательных программ, строящихся на индивидуальном подходе к ученику, с учетом его потребностей и способностей и формирующих современные ключевые компетентности для его выпускников; на этой основе заложить равные стартовые условия через повышение охвата детей дошкольным образованием, всеобщее бесплатное среднее образование как обязательную ступень непрерывного профессионального образования;

- повысить качества условий и организации образовательного процесса, гарантирующих обеспечение безопасности жизни обучающихся, применение здоровьесберегающих технологий обучения, соблюдение прав всех участников процесса обучения;

- повысить качество образовательных результатов, отвечающих современным требованиям рынка труда и инновационной экономики.

На втором и на третьем этапах реализации стратегии предполагается:

- закрепить «точки роста» результатов реструктуризации сетей общего и профессионального образования, сетевые модели организации образовательных программ, включая программы дистанционного обучения;

- осуществить переход от отраслевого и территориального размещения образовательных и социально-культурных программ и услуг и управления к межмуниципальному (межтерриториальному) и межведомственному управлению: создание межмуниципальных социально-образовательных округов и ресурсных центров, обеспечивающих сетевое размещение образовательных программ и социально-культурных услуг всему населению территорий;

- завершить переход от пешей доступности к транспортной и дистанционной доступности образовательных услуг всех видов типов и уровней: создать стабильную транспортную и информационно-коммуникационную инфраструктуру.

В ходе этих этапов будут выполняться работы по следующим направлениям:

- независимый республиканский центр оценки и мониторинга качества образования осуществляет непрерывный мониторинг потребностей и качества образовательных услуг всех видов, типов и уровней с привлечением независимых экспертов из общественных организаций потребителей и работодателей;

- республиканский сетевой институт развития образования, осуществляет научно-методическую и технологическую поддержку проектно-программной деятельности образовательных учреждений и организаций, внедрение и распространение инновационных образовательных программ и образовательных технологий;

- республиканский комплексный центр специального образования осуществляет реализацию образовательных программ и полный спектр психолого-медико-педагогических услуг по поддержке всех детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, интегрируясь со всеми образовательными учреждениями и организациями территорий республики.

- активно развиваются программы приграничного и международного сотрудничества по совместной инновационной и образовательной деятельности, создаются сетевые модели организации обучения по совместным образовательным программам и международным стандартам;

- созданы исследовательский университетский комплекс и республиканский университетский педагогический комплекс, реализующие программы непрерывного профессионального образования, отвечающие международным стандартам, обеспечивающие внедрение высоких технологий (через технопарки и инкубаторы, учебно-производственные фирмы), подготовку научных и высококвалифицированных кадров для экономики знаний и образовательной системы республики.

Выполнение поставленных задач позволит:

- сформировать стабильно функционирующую систему доступного качественного общего образования нового поколения для всех жителей республики, реализующую программы индивидуального и группового образования, включая образовательные программы дошкольного обучения, специального и дополнительного образования, профильного обучения в старшей школе, программы непрерывного профессионального образования;

- создать систему непрерывного педагогического образования всех уровней, соответствующую потребностям кадрового обеспечения отрасли и отвечающую современным требованиям к подготовке и переподготовке педагогических кадров;

- на основе межведомственной интеграции создать сеть социально-культурных образовательных комплексов, интегративных социальных образовательных учреждений, обеспечивающих выполнение всего спектра социальных, культурных и образовательных услуг, с учетом потребностей всего населения;

- создать межмуниципальные сети сервисного сопровождения по обеспечению качества условий организации образовательного процесса;

- республиканской информационно-образовательной сети - обеспечивать реализацию программ дистанционного обучения и доступ к информационным и образовательным ресурсам для всего населения республики;

- общественности и работодателям - активно участвовать в формировании общественного заказа и бизнес-заказа на весь спектр образовательных услуг и программ, в контроле и оценке качества образовательных результатов и условий организации образовательного процесса на основе международных норм и стандартов;

- внедрить новые организационно-правовые формы размещения образовательных программ и услуг на принципах межотраслевой и межтерриториальной (межмуниципальной), и международной кооперации.

Образование республики к 2020 году должно выйти на новый, современный уровень состояния, отвечающий всем отечественным и международным требованиям.

Средствами достижения поставленных стратегических задач являются приоритетные проекты в области образования:

- развитие сети дошкольных учреждений:

- комплекс мероприятий по поддержке развития сети общеобразовательных учреждений, реализующих стандарты нового поколения:

- комплексный проект модернизации профессионального образования в Республике Карелия:

Целевые показатели достижения стратегических результатов:

- доля детей, охваченных услугами дошкольного образования в учреждениях различной организационно-правовой формы, достигает к 2020 году 90%;

- доля детей, прошедших предшкольную подготовку в различной форме, достигает к 2020 году 100%;

- доля государственных и муниципальных учреждений, образовательные программы которых финансируются на основе нормативно-подушевого принципа, увеличивается до 98 %;

- доля муниципальных образований, в которых муниципальное задание на услуги дошкольного образования размещается на конкурсной основе среди организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, включая негосударственные организации, увеличивается до 85 %;

- доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, увеличивается до 95%;

- средняя численность учащихся общеобразовательных учреждений на одного учителя увеличивается до13 человек;

- доля педагогических работников, заработная плата которых определяется в зависимости от качества и востребованности предоставляемых образовательных услуг, увеличивается до 98 %;

- доля образовательных учреждений, в которых созданы управляющие советы, увеличивается до 100 процентов;

- количество ресурсных центров в системе начального и среднего профессионального образования, увеличивается до 6;

- удельный вес числа выпускников очной формы обучения учреждений профессионального образования, трудоустроившихся в течение первого года, увеличивается до 90 %;

- доля государственных и муниципальных образовательных учреждений, перешедших в автономные образовательные учреждения, увеличивается до 65 %;

- доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающих в неспециализированных образовательных учреждениях, увеличивается до 50%;

- доля инновационных программ прикладного бакалавриата и прикладных квалификаций в общем числе образовательных программ в учреждениях профессионального образования, до 25%.