logo search
Ответы на билеты к госам

4. Основные технико-экономические показатели работы тракторного парка.

К технико-экономическим показателям тракторов относятся прежде всего производительность и экономичность. Производительность МТА характеризуется объемом работы (например, обработанной площади поля), выполненной за единицу времени при соблюдении агротехнических требований на качество этой работы. Экономичность тракторов характеризуется себестоимостью выполненных работ, которая во многом зависит от топливной экономичности тягово-энергетических средств. Так, при оценке производительности тракторов в агрегате с сельскохозяйственными машинами, выполняющими полевые работы, используют единицу измерения га/ч, а при оценке экономичности — кг/га.

Основные тягово-скоростные и топливно-экономические показатели трактора:

тяговое усилие (или усилие на крюке) Р (кН)

скорость движения V (км/ч или м/с)

тяговая (или крюковая) мощность Nкp (кВт)

часовой расходы топлива Gm (кг/ч)

удельный gкp (г/(кВт-ч)) расходы топлива

Тяговую мощность трактора по аналогии с эффективной мощностью двигателя определяют в месте соединения трактора с сельскохозяйственной машиной, т. е. на крюке. Эта мощность затрачивается на передвижение сельскохозяйственных машин в процессе работы. Тяговая мощность, кВт:

Nкр = Pкр*V / 3,6

В этой формуле единицей измерения Ркр принят кН, V — км/ч.

Удельный расход топлива, г/(кВт-ч):

gкр = 1000 * Gт / Nкр

Тягово-скоростные и тягово-экономические характеристики тракторов зависят от тяговой нагрузки трактора, включенной передачи в трансмиссии и почвенного фона. Зависимость действительной скорости движения V, буксования ведущих колес 6, тяговой мощности Nкp., часового Gт и удельного gкp расходов топлива от тягового усилия Ркр., полученная на разных передачах и почвенных фонах, называется тяговой характеристикой. Для получения тяговой характеристики проводят тяговые испытания трактора.

Пример тяговой характеристики на одной из передач (в общем виде без значений показателей) показан на рисунке.

Для трактора характерны три режима работы: холостой ход, максимальная тяговая мощность и максимальное тяговое усилие.

Рис. Тяговая характеристика трактора на одной передаче

На холостом ходу Ркр = 0, а величины Nкp, V, б, Gт и gкp определяются начальными точками этих кривых, лежащими на оси О-N.

В режиме максимальной тяговой мощности Nкp mах значения всех величин определяются точками А’, В, С и Е лежащими на пересечении кривых с вертикальной линией ON которая проходит через точку В’ вершины кривой тяговой мощности. Усилие, соответствующее Nкp max, называют номинальным. По нему оценивают возможность агрегатирования трактора с той или иной машиной, сопоставляя ее тяговое сопротивление с номинальным значением Ркр.

В режиме максимального тягового усилия Ркр max значения всех величин определяются точками А», В», С», В» и Е», лежащими на пересечении кривых с вертикалью 0″N» которая проведена через точку Ркртах. Данный участок характеризует возможность трактора работать с кратковременной перегрузкой без перехода на пониженную передачу.

Удельный расход топлива с увеличением Ркр (начиная от Ркр = 0) уменьшается, принимая минимальное значение приблизительно в точке Nкр max , а при перегрузке, как правило, увеличивается. Значит, наиболее экономичный режим соответствует работе трактора при максимальной тяговой мощности.

Тяговые характеристики используют для решения задач рационального агрегатирования тракторов с сельскохозяйственными машинами, установления норм выработки и расхода топлива тракторными агрегатами.

При проведении технико-экономических расчетов зачастую используются не физические, а условные (эталонные) тракторы. Для этого используются коэффициенты перевода физических тракторов в условные.