logo
Практикум ГП 2 часть

Тема 32. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей Вопросы

1. На какие средства индивидуализации устанавливаются исключи- тельные права?

2. Кто и в каком порядке осуществляет регистрацию фирменного наименования ? Каково содержание фирменного наименования ? Можно ли использовать в фирменных наименованиях слова «Россия» и «Российская . Федерация» ? Какие права имеет юридическое лицо, зарегистрировавшее на свое имя фирменное наименование?

  1. Что понимается под товарным знаком (знаком обслуживания), каковы его функции и виды?В каком порядке оформляются права на то­варный знак? Какие права и в течение какого срока имеет владелец то­варного знака ? Как осуществляется регистрация товарного знака за рубежом? Каковы основания прекращения правовой охраны товарного знака?

  2. Что понимается под наименованием места происхождения това­ра? Каковы условия правовой охраны наименования места происхож­дения товара ? В каком порядке производится регистрация и предостав­ление права пользования наименования географического объекта? Как осуществляется регистрация наименования места происхождения това­ра за рубежом ? В каком порядке осуществляется использование наиме­нования места происхождения товара ?

  3. Каковы формы и условия ответственности за незаконное использо­вание товарного знака и наименование места происхождения товара?

Задачи

Задача 1. В решении учредителей и в уставе вновь учреждаемого от­крытого акционерного общества «Сибирский кедр» учредители обо­значили его фирменное наименование следующими словами: «Сибир­ский кедр. Акционерное общество». Регистрирующий орган предложил учредителям привести данное наименование в соответствие требова­ниям действующего законодательства.

Задача 2. Иванов обратился в Министерство юстиции с просьбой зарегистрировать в качестве товарного знака продукции, которую он намерен производить в будущем, трехцветный государственный флаг Российской Федерации. В заявлении он указал, что имеет на дачном участке небольшую пасеку и хотел бы иногда продавать собранный мед на местном рынке. Помещение на банках с медом товарного знака с российским флагом, по мнению Иванова, повысит спрос на мед и увеличит его прибыль. Министерство юстиции ответило Иванову, что на охрану своих товарных знаков вправе претендовать только коммер­ческие организации — юридические лица.

Задача 3. С согласия вдовы Баранова общество с ограниченной ответственностью «Косметика», производящее средства для ухода за кожей, зарегистрировало товарный знак «Лосьон Баранова». При раз­работке лосьона были использованы рецептуры известного космето­лога Баранова.

Спустя год в продажу с тем же товарным знаком поступили лось­оны, производимые, открытым акционерным обществом «Биопре­параты». Эти лосьоны по своим свойствам существенно отличались от «Лосьона Баранова». Отклонив просьбу ООО «Косметика» о прекра­щении выпуска й продажи данных лосьонов, ОАО «Биопрепараты» обратилось в апелляционную палату патентного ведомства с возраже­нием против регистрации товарного знака, требуя признать регистра­цию недействительной. Возражение обосновывалось тем, что до реги­страции знака ОАО «Биопрепараты» по договору с ООО «Косметика» получало от последнего компоненты лосьона, изготовленного по рецептурам Баранова, и производило на их базе лосьоны с теми же свойствами, что и «Лосьон Баранова».

Задача 4. Патентное ведомство России выдало закрытому акционер­ному обществу (ЗАО) свидетельство о регистрации товарного знака «Иван Чернов и потомки» по классу Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) «безалкогольные напитки». Спустя четыре года иностранная фирма «Реда» направила в апелляционную палату патентного ведомства возражение против ре­гистрации, требуя признать ее недействительной. В качестве оснований возражения фирма привела следующие обстоятельства: 1) сходство до степени их смешения зарегистрированного товарного знака «Иван Чернов и сыновья» и знака фирмы «Реда», право использования ко­торого фирма получила по договору от самого Ивана Чернова; 2) ис­пользование обоих знаков применительно к одному и тому же классу товаров МКТУ; 3) наличие факта недобросовестной конкуренции со стороны российского ЗАО в форме нарушения исключительных прав фирмы на ранее зарегистрированные фирмой за рубежом и в России другие товарные знаки с использованием имени Ивана Чернова, та­кие как: «Сыновья Ивана Чернова», «Торговая компания «Чернов», «Компания Иван Чернов Лимитед».

Задача 5. Государственное унитарное предприятие, производящее фруктовые соки, выпустило в продажу партию бутылок с минераль­ной водой с указанием на бутылках наименования «Минеральная вода типа "Ессентуки"». В ответ на заявление закрытого акционерного об­щества «Минеральные воды», имеющего свидетельство на право ис­пользования наименования «Ессентуки», о незаконности использова­ния подобного наименования места происхождения товара предприятие пояснило, что оно, во-первых, указало подлинное место происхож­дения товара, поскольку получает воду для разлива из скважины, расположенной в черте города Ессентуки, а во-вторых, приобрело лицензию от производственного кооператива, впервые зарегистриро­вавшего указанное наименование сроком на 20 лет в администрации города Ессентуки.