2. Спрос, предложение и ценовая эластичность на рынке
Понятие и факторы спроса. Рынок всегда представлен парным отношением «продавец-покупатель», которое выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Эти связи характеризуются Iпросом и предложением.
Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Другими словами, спрос - это платежеспособная потребность. Но если человек видит в магазине модную вещь и хочет приобрести ее, но не располагает для этого необходимыми средствами, то его потребность нельзя рассматривать как спрос. Закон спроса представляет собой обратную связь между ценой и величиной спроса. Следовательно, снижение цены на продукцию ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, наоборот, повышение цены на товар способствует снижению спроса.
На спрос оказывает влияние много факторов. Основные из них следующие:
Изменение цены на сопряженные товары. Например, увеличение цены на крупу гречневую приводит к повышению спроса на крупу ячневую, пшеницу, горох.
Изменение денежных доходов населения. Например, увеличение доходов повышает спрос населения на такие виды продукции, как сливочное масло, сервелат, красная рыба, икра и, наоборот, снижение доходов ведет к увеличениюспроса на овощи, картофель, рыбу минтай, маргарин.
Изменение вкусов покупателей. Более высокое содержание холестерина в мясе свинины ведет к росту потребления мяса птицы.
Изменение числа покупателей. Снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на детскую одежду, детские дошкольные учреждения.
Изменение в ожиданиях потребностей. Неблагоприятная погода в южных регионах страны повышает спрос на зерно хлебопекарных и макаронных изделий.
График
Понятие и факторы предложения. Предложение - это объем предложенного товара на рынке. Другими словами - это количество продукции, которое производители готовы выпускать при определенном уровне рыночной цены на эту продукцию.
Закон предложения гласит, что если цена на продукцию снижается, то количество этого продукта, поступающее на рынок, - сокращается. Таким образом между ценой на товар и предложением существует прямая связь.
График
Факторы, которые оказывают влияние на предложение:
Изменение ресурсных цен. Снижение цены на минеральные удобрения увеличивает предложение на зерновые продукты и наоборот.
Изменение технологии. Внедрение новой технологии биологической защиты растений в тепличных комбинатах от вредителей способствовало росту предложения на огурцы и томаты.
Изменение налогов и дотаций. Уменьшение дотаций на продукцию животноводства приводит к сокращению производства и, как следствие, предложений на молоко и мясо. Увеличение налога на добавленную стоимость ведет к снижению предложения.
Изменение цен на другие товары. Снижение закупочных цен на говядину ведет к росту предложения мяса свинины и птицы.
Изменение числа поставщиков. Увеличение количества садовых и дачных участков способствует росту предложения картофеля, овощей и плодов.
Изменение ожиданий. Например, ожидание снижения курса рубля на валютном рынке, заставляет больше увеличить текущее предложение.
Особо мощным регулятором, воздействующим одновременно на спрос и предложение, является цена.
Эластичность спроса и предложения на рынке. В основе спроса на любые виды товаров лежит решение потребителя о приобретении того или иного продукта. При этом увеличение количества покупок одного вида продукта может вызвать спрос на другие товары и ресурсы в различных отраслях экономики.
Так, рост потребления мяса населением формирует спрос на корма для животных, на технику, топливо, другие материальные ресурсы. Это в свою очередь обеспечивает развитие отраслей, поставляющих сельскому хозяйству ресурсы и технику. В конечном итоге первоначальный спрос на один товар создает предпосылки для развития всей экономической системы общества.
В практике функционирования рынка существует определенная зависимость между изменением цены и количеством товара, которое население может приобрести. Данная зависимость в экономической литературе получила название ценовая эластичность спроса. Она означает интенсивность реакции покупателей на изменение цены на товары и услуги.
Ценовая эластичность спроса ( Эс) определяется формулой:
где Цт- изменение цены на единицу товара, %.
Эластичность спроса по цене представляет собой степень изменения количества спроса в ответ на изменение цены. Количество спроса – это количество продукта, спрашиваемого на рынке по определенной цене.
Варианты эластичности спроса. Абсолютно неэластичный спрос. Онозначает, что потребителям требуется одно и тоже количество товара независимо от изменения цены на товар. Этот вид эластичности может быть представленформулой:
Эс=
Неэластичный спрос имеет место тогда, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1% на каждый процент снижения цены данного товара. Это так называемая слабая реакция покупателей на изменения цены.
Неэластичный спрос свидетельствует о том, что количество спроса всегда меньше соответствующих изменений в цене товара. Она выражается формулой:
О <ЭС< 1
Единичная эластичность спроса имеет место тогда, когда приобретаемое количество товара возрастает на 1% при снижении цены на 1%. Она может быть представлена формулой:
Эс=1
При единичной эластичности количество спроса определяется исключительноколебаниями цены товара.
Однако спрос на товары и услуги зависит не только от цены на конкретный товар, но и от цен на другие товары. Такая зависимость характеризуется перекрестной эластичностью спроса по цене. Она выражается формулой:
П3=
где Рп прирост покупок товара, %;
Рц- прирост цены товара, %.
Эластичный спрос наблюдается тогда, когда спрос возрастает больше, чем на 1% на каждый процент снижения цены. Это сильная реакция покупателей.
При эластичном спросе небольшое изменение цены вызывает значительную реакцию в количестве спроса.
Эс>1
Абсолютно эластичный спрос. Он свидетельствует о том, что спрос на данный товар абсолютно не зависит от цены, а его количество формируется под влиянием каких-то других факторов.
Эс
Это означает, что спрос на данный товар при увеличении цены на другой товар может и возрастать и снижаться. Например, повышение цены на хозяйственное мыло увеличивает спрос на стиральный порошок.
Эластичность спроса является очень важным показателем для продавцов, которые желают выявить последствия влияния изменения цен на конечные результаты, на размер выручки от реализации товаров.
Наряду с ценовой эластичностью имеет место и эластичность спроса по доходам населения. Она может быть представлена следующей формулой:
Эд=
где Пк - прирост продукции товара, %; Пд- прирост дохода, %.
Рост дохода увеличивает возможность совершать покупки. Спрос па большинство товаров с увеличением доходов населения возрастает. При этом эластичность спроса на товары первой необходимости весьма мала, а на предметы роскоши очень велика. Кроме того, существуют товары, которые при достаточно высоком уровне доходов вытесняются лучшими товарами и заменителями.
Понятие и виды эластичности предложения. Эластичность предложения характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара. Аналогично эластичности спроса вводится понятие эластичности предложения. Оно характеризует чувствительность или реакцию предложения на изменение цены товара. Эластичность предложения можно выразитьформулой:
Эп=
где Кп- изменение количества предложенного товара, %;
ЦП- изменение цены предложенного товара, %. В ценовой эластичности предложения выделяют следующие виды.Абсолютно неэластичное предложение. Оно имеет место, когда товаропроизводитель готов производить определенное количество товара независимо от изменения цены на товар. Следовательно, абсолютная неэластичность предложения имеет формулу:
Эп= 0
Неэластичное предложение. Оно представляет слабую эластичность предложения на изменение цены товара. Это значит, что количество предложенного товара всегда меньше изменений в цене товара.
Единичная эластичность предложения. Она свидетельствует о том, что количество предложения характеризуется только колебаниями цены товара и может быть представлена формулой:
Эп=1
Эластичное предложение. Это такое явление, когда незначительное изменение цены товара вызывает существенную реакцию в количестве предложения. Оно выражается формулой:
Э> 1
Абсолютно эластичное предложение. Оно показывает, что предложение конкретного товара абсолютно не зависит от цены, а количество предложения зависит от воздействия других факторов. Эластичное предложение выражается формулой:
Э
Эластичность предложения зависит от ряда факторов. Основными из них являются следующие:
Способность товара к длительному хранению и стоимость хранения. Это значит, что товар, который не может храниться длительное время, имеет низкую эластичность предложения.
Особенности производственного процесса. В том случае, если производитель может расширить производство конкретного товара при повышении
цены или переключиться на выпуск новой продукции при снижении цены на данный товар, то предложение этого товара является эластичным.
Временный фактор. Товаропроизводитель, как правило, не может мгновенно реагировать на изменения цены на конкретный товар. Для этого требуется определенное время, в течение которого производитель должен закупить оборудование, приобрести необходимое сырье, нанять дополнительную рабочую силу, взять кредит в банке.
В практике имеет место ситуация, когда предложение на товар не эластично. В этом случае увеличение спроса ведет не к росту предложения, а к инфляционному росту цен.
- Введение
- Глава I. Предмет и метод науки: «Экономика сельского хозяйства»
- 1. Предмет и задачи пауки. Методы исследования в экономике сельского хозяйства
- 2. Значение сельского хозяйства в экономике страны
- 3. Особенности сельского хозяйства
- 4. Основные показатели экономической эффективности сельского хозяйства
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава II. Агропромышленный комплекс и его развитие
- 1. Понятие, состав и структура агропромышленного комплекса
- Валовое производство основных видов продукции в сельском хозяйстве России, млн. Т
- Производство важнейших видов продовольствия перерабатывающей промышленностью, млн. Т
- 2. Производственные и экономические связи между отраслями агропромышленного комплекса
- 3. Экономическая и социальная эффективность агропромышленного комплекса
- 4. Продовольственный комплекс и продуктовые подкомплексы
- 5. Продовольственная безопасность страны
- России, тыс. Т
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава III. Инфраструктура сельского хозяйства
- Сущность и значение инфраструктуры в сельском хозяйстве
- Экономическое значение производственной инфраструктуры
- Ввод в действие объектов производственной инфраструктуры в сельском хозяйстве России
- Социальная инфраструктура и ее роль в развитии сельского хозяйства
- Глава IV. Размещение, специализация, кооперация и интеграция в сельском хозяйстве
- 2. Специализация и концентрация сельскохозяйственного производства
- 3. Межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава V. Экономическая сущность рынка и рыночных отношений в сельском хозяйстве
- 1. Понятие, роль и предпосылки формирования рынка
- 2. Спрос, предложение и ценовая эластичность на рынке
- 3. Конкуренция на рынке: понятие, виды и экономическое значение
- Классификация рынков
- Рынки факторов производства для сельского хозяйства
- 6. Экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве
- Глава VI. Земельные ресурсы и эффективность их использования в условиях рынка
- 1. Земля - главное средство производства в сельском хозяйстве.
- Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве
- 2. Государственный земельный кадастр мониторинг земли
- 3. Экономическая оценка земли в сельском хозяйстве
- 4. Земельная реформа в условиях рыночных отношений
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава VII. Материально-технические ресурсы сельского хозяйства
- 1. Понятие и классификация материально-технических ресурсов
- 2. Обеспеченность сельского хозяйства материально-техническими ресурсами
- 3. Энергетические ресурсы и средства механизации сельского хозяйства
- 4. Основные пути ресурсосбережения в агропромышленном комплексе
- 5. Особенности формирования материально-технических ресурсов в рыночных условиях
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава VIII. Трудовые ресурсы и их использование в рыночных условиях
- 2. Рынок труда в сельском хозяйстве
- 3. Занятость и безработица в сельском хозяйстве
- Глава IX. Производительность труда в сельском хозяйстве
- 1. Понятие и сущность производительности труда
- 2. Методика определения производительности труда и ее показатели
- 3. Факторы и пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве
- Глава X. Основные производственные средства в сельском хозяйстве
- 1. Экономическая сущность и классификация средств производства
- 3. Обеспеченность и эффективность использования основных производственных средств
- Глава XI. Оборотные средства сельского хозяйства и эффективность их использования в рыночных условиях
- 1. Понятие, экономическая сущность и состав оборотных средств
- 2. Экономическая эффективность использования оборотных средств
- 3. Основные пути повышения эффективности использования оборотных средств
- Глава XII. Интенсификация сельского хозяйства
- 1. Понятие и экономическая сущность интенсификации сельского хозяйства
- 2. Уровень интенсивности сельского хозяйства
- 3. Экономическая эффективность интенсификации сельского хозяйства
- 4. Пути повышения эффективности интенсификации сельского хозяйства
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава XIII. Инвестиции и капитальные вложения в сельское хозяйство
- 1. Инвестиции и пути повышения их эффективности
- Классификация долгосрочных инвестиций в сельское хозяйство
- 2. Сущность капитальных вложений
- 3. Источники инвестиций и капитальных вложений
- 4. Методика определения экономической эффективности капитальных вложений
- 5. Пути повышения экономической эффективности капитальных вложений
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава XIV. Инновации и научно-технический прогресс в сельском хозяйстве
- 1. Инновации в сельском хозяйстве
- 2. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве
- 3. Основные направления научно-технического прогресса в сельском хозяйстве
- 4. Экономическая эффективность научно-технического прогресса и методические основы ее определения
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава XV. Эколого-экономическая эффективно использования природных ресурсов в сельском хозяйстве
- 1. Экология в сельском хозяйстве
- 2. Природопользование и охрана окружающей среды
- 3. Экономическая эффективность затрат на природоохранные и экологические мероприятия
- 4. Пути улучшения природопользования и охраны окружающей среды
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава XVI. Издержки производства и себестоимость продукции сельского хозяйства
- 1. Издержки производства в сельском хозяйстве
- 2. Стоимость и себестоимость сельскохозяйственной продукции
- Динамика производственной себестоимости сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях России, руб. За 1 ц
- 3. Состав затрат и методические основы исчисления себестоимости продукции
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава XVII. Ценообразование и цены на продукцию сельского хозяйства
- Экономическая сущность и функции цен
- 2. Система цен па продукцию сельского хозяйства
- Сопоставимые цены на продукцию сельского хозяйства, руб. За 1 ц
- 3. Совершенствование ценообразования в рыночных условиях
- Соотношение цен на отдельные виды сельскохозяйственной и промышленной продукции
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава XVIII. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства
- 1. Сущность экономической эффективности сельскохозяйственного производства
- 2. Оценка экономической эффективности
- Прибыль и уровень рентабельности от реализации основных видов сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях Российской Федерации
- 3. Пути повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- 1.Что понимают под «эффектом» и «экономической эффективностью» в сельском хозяйстве?
- Глава XIX. Рынок сельскохозяйственной продукции
- 1. Валовая и товарная продукции сельского хозяйства
- Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйства Российской Федерации, млн.Т.
- 2. Понятия и условия реализации сельскохозяйственной продукции
- 3. Каналы и пути реализации продукции в рыночных условиях
- 4. Формирование рыночной системы реализации сельскохозяйственной продукции
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава XX. Расширенное воспроизводство и накопление в сельском хозяйстве
- Экономическая сущность расширенного
- Воспроизводства
- 2. Расширенное воспроизводство и распределение валового продукта сельского хозяйства
- 3. Условия и источники расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава XXI. Экономика производства зерна
- 1. Народнохозяйственное значение и развитие производства зерна
- Динамика посевных площадей и валового сбора зерновых культур во всех категориях хозяйств Российской Федерации
- 2. Размещение и эффективность производства зерна
- Площадь, валовой сбор и урожайность зерновых культур по экономическим районам России, 2002 г. (во всех категориях хозяйств)
- Эффективность производства зерна в сельскохозяйственных предприятиях Российской Федерации
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава XXII. Экономика производства картофеля и овощей
- 1. Народнохозяйственное значение и размещение производства картофеля
- 2. Эффективность производства картофеля
- Площадь, валовой сбор и урожайность картофеля в Российской Федерации, 2002 г.
- Показатели эффективности производства картофеля в сельскохозяйственных предприятиях Российской Федерации
- 3. Уровень, структура и размещение овощных культур
- Площадь, валовой сбор и урожайность овощных культур во всех категориях хозяйств Российской Федерации
- Размещение посевов овощных культур и валового сбора овощей по экономическим районам Российской Федерации (во всех категориях хозяйств)
- 4. Пути повышения экономической эффективности производства овощей
- Эффективность производства овощей открытого грунта в Российской Федерации
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава XXIII. Экономика производства и использования кормов
- 1. Кормовая база и ее роль в развитии животноводства
- 2. Источники кормовых ресурсов и их экономическая характеристика
- 3. Пути увеличения производства, улучшения качества и снижения себестоимости кормов
- 4. Производство и использование комбикормов
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава XXIV. Экономика отраслей животноводства
- 1. Значение, специализация и размещение отраслей животноводства
- 2. Эффективность производства продукции животноводства
- Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских и практических занятиях
- Глава I. Предмет и метод науки: «Экономика сельского хозяйства»5