logo
Экономика / Книга

2. Спрос, предложение и ценовая эластичность на рынке

Понятие и факторы спроса. Рынок всегда представлен парным отношением «продавец-покупатель», которое выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Эти связи характеризуются Iпросом и предложением.

Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Другими словами, спрос - это платежеспособная потребность. Но если человек видит в магазине модную вещь и хочет приобрести ее, но не располагает для этого необходимыми средствами, то его потребность нельзя рассматривать как спрос. Закон спроса представляет собой обратную связь между ценой и величиной спроса. Следовательно, снижение цены на продукцию ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, наоборот, повышение цены на товар способствует снижению спроса.

На спрос оказывает влияние много факторов. Основные из них следующие:

Изменение цены на сопряженные товары. Например, увеличение цены на крупу гречневую приводит к повышению спроса на крупу ячневую, пшеницу, горох.

Изменение денежных доходов населения. Например, увеличение доходов повышает спрос населения на такие виды продукции, как сливочное масло, сервелат, красная рыба, икра и, наоборот, снижение доходов ведет к увеличениюспроса на овощи, картофель, рыбу минтай, маргарин.

Изменение вкусов покупателей. Более высокое содержание холестерина в мясе свинины ведет к росту потребления мяса птицы.

Изменение числа покупателей. Снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на детскую одежду, детские дошкольные учреждения.

Изменение в ожиданиях потребностей. Неблагоприятная погода в южных регионах страны повышает спрос на зерно хлебопекарных и макаронных изделий.

График

Понятие и факторы предложения. Предложение - это объем предло­женного товара на рынке. Другими словами - это количество продукции, ко­торое производители готовы выпускать при определенном уровне рыночной цены на эту продукцию.

Закон предложения гласит, что если цена на продукцию снижается, то количество этого продукта, поступающее на рынок, - сокращается. Таким образом между ценой на товар и предложением существует прямая связь.

График

Факторы, которые оказывают влияние на предложение:

Изменение ресурсных цен. Снижение цены на минеральные удобрения увеличивает предложение на зерновые продукты и наоборот.

Изменение технологии. Внедрение новой технологии биологической защиты растений в тепличных комбинатах от вредителей способствовало росту предложения на огурцы и томаты.

Изменение налогов и дотаций. Уменьшение дотаций на продукцию жи­вотноводства приводит к сокращению производства и, как следствие, пред­ложений на молоко и мясо. Увеличение налога на добавленную стоимость ведет к снижению предложения.

Изменение цен на другие товары. Снижение закупочных цен на говядину ведет к росту предложения мяса свинины и птицы.

Изменение числа поставщиков. Увеличение количества садовых и дач­ных участков способствует росту предложения картофеля, овощей и плодов.

Изменение ожиданий. Например, ожидание снижения курса рубля на валютном рынке, заставляет больше увеличить текущее предложение.

Особо мощным регулятором, воздействующим одновременно на спрос и предложение, является цена.

Эластичность спроса и предложения на рынке. В основе спроса на любые виды товаров лежит решение потребителя о приобретении того или иного продукта. При этом увеличение количества покупок одного вида продукта может вызвать спрос на другие товары и ресурсы в различных отраслях экономики.

Так, рост потребления мяса населением формирует спрос на корма для животных, на технику, топливо, другие материальные ресурсы. Это в свою очередь обеспечивает развитие отраслей, поставляющих сельскому хозяйству ресурсы и технику. В конечном итоге первоначальный спрос на один товар создает предпосылки для развития всей экономической системы общества.

В практике функционирования рынка существует определенная зависимость между изменением цены и количеством товара, которое население может приобрести. Данная зависимость в экономической литературе получила название ценовая эластичность спроса. Она означает интенсивность реакции покупателей на изменение цены на товары и услуги.

Ценовая эластичность спроса ( Эс) определяется формулой:

где Цт- изменение цены на единицу товара, %.

Эластичность спроса по цене представляет собой степень изменения количества спроса в ответ на изменение цены. Количество спроса – это количество продукта, спрашиваемого на рынке по определенной цене.

Варианты эластичности спроса. Абсолютно неэластичный спрос. Онозначает, что потребителям требуется одно и тоже количество товара независимо от изменения цены на товар. Этот вид эластичности может быть представленформулой:

Эс=

Неэластичный спрос имеет место тогда, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1% на каждый процент снижения цены данного товара. Это так называемая слабая реакция покупателей на изменения цены.

Неэластичный спрос свидетельствует о том, что количество спроса всегда меньше соответствующих изменений в цене товара. Она выражается формулой:

О <ЭС< 1

Единичная эластичность спроса имеет место тогда, когда приобретаемое количество товара возрастает на 1% при снижении цены на 1%. Она может быть представлена формулой:

Эс=1

При единичной эластичности количество спроса определяется исключительноколебаниями цены товара.

Однако спрос на товары и услуги зависит не только от цены на конкрет­ный товар, но и от цен на другие товары. Такая зависимость характеризуется перекрестной эластичностью спроса по цене. Она выражается формулой:

П3=

где Рп прирост покупок товара, %;

Рц- прирост цены товара, %.

Эластичный спрос наблюдается тогда, когда спрос возрастает больше, чем на 1% на каждый процент снижения цены. Это сильная реакция покупа­телей.

При эластичном спросе небольшое изменение цены вызывает значитель­ную реакцию в количестве спроса.

Эс>1

Абсолютно эластичный спрос. Он свидетельствует о том, что спрос на данный товар абсолютно не зависит от цены, а его количество формируется под влиянием каких-то других факторов.

Эс

Это означает, что спрос на данный товар при увеличении цены на другой товар может и возрастать и снижаться. Например, повышение цены на хозяй­ственное мыло увеличивает спрос на стиральный порошок.

Эластичность спроса является очень важным показателем для продав­цов, которые желают выявить последствия влияния изменения цен на конеч­ные результаты, на размер выручки от реализации товаров.

Наряду с ценовой эластичностью имеет место и эластичность спроса по доходам населения. Она может быть представлена следующей формулой:

Эд=

где Пк - прирост продукции товара, %; Пд- прирост дохода, %.

Рост дохода увеличивает возможность совершать покупки. Спрос па большинство товаров с увеличением доходов населения возрастает. При этом эластичность спроса на товары первой необходимости весьма мала, а на пред­меты роскоши очень велика. Кроме того, существуют товары, которые при достаточно высоком уровне доходов вытесняются лучшими товарами и заменителями.

Понятие и виды эластичности предложения. Эластичность предложе­ния характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара. Аналогично эластичности спроса вводится понятие эластичности предложения. Оно характеризует чувствительность или реакцию предложения на изменение цены товара. Эластичность предложения можно выразитьформулой:

Эп=

где Кп- изменение количества предложенного товара, %;

ЦП- изменение цены предложенного товара, %. В ценовой эластичности предложения выделяют следующие виды.Абсолютно неэластичное предложение. Оно имеет место, когда това­ропроизводитель готов производить определенное количество товара независимо от изменения цены на товар. Следовательно, абсолютная неэластич­ность предложения имеет формулу:

Эп= 0

Неэластичное предложение. Оно представляет слабую эластичность предложения на изменение цены товара. Это значит, что количество предложенного товара всегда меньше изменений в цене товара.

Единичная эластичность предложения. Она свидетельствует о том, что количество предложения характеризуется только колебаниями цены товара и может быть представлена формулой:

Эп=1

Эластичное предложение. Это такое явление, когда незначительное изменение цены товара вызывает существенную реакцию в количестве предложения. Оно выражается формулой:

Э> 1

Абсолютно эластичное предложение. Оно показывает, что предложение конкретного товара абсолютно не зависит от цены, а количество предложения зависит от воздействия других факторов. Эластичное предложение выражается формулой:

Э

Эластичность предложения зависит от ряда факторов. Основными из них являются следующие:

Способность товара к длительному хранению и стоимость хранения. Это значит, что товар, который не может храниться длительное время, имеет низкую эластичность предложения.

Особенности производственного процесса. В том случае, если производитель может расширить производство конкретного товара при повышении

цены или переключиться на выпуск новой продукции при снижении цены на данный товар, то предложение этого товара является эластичным.

Временный фактор. Товаропроизводитель, как правило, не может мгновенно реагировать на изменения цены на конкретный товар. Для этого требуется определенное время, в течение которого производитель должен закупить оборудование, приобрести необходимое сырье, нанять дополнительную рабочую силу, взять кредит в банке.

В практике имеет место ситуация, когда предложение на товар не эла­стично. В этом случае увеличение спроса ведет не к росту предложения, а к инфляционному росту цен.