logo search
Экономика / Книга

1. Понятие, роль и предпосылки формирования рынка

Понятие рынка. Развитие товарного производства в сельском хозяйстве предопределяет объективную необходимость установления рынка с соответ­ствующими ему категориями и методами регулирования.

В практике существует два вида связей между производителем и потре­бителем продукции. Первый - при помощи рынка как обмена, осуществляе­мого в соответствии с законами товарного производства и обращения. Второй - плановое распределение произведенного продукта на основе изучения потребности и составление баланса.

В первом случае рынок выступает как система отношений между произ­водителем и потребителем. Во втором - связь выражается через посредника в лице государственных планирующих и распределительных органов. Здесь ведущая роль принадлежит производителю продукции. Обе формы связи ис­ходят из одной задачи сбалансированности между спросом и предложением. Балансовый метод находит широкое применение и реальное воплощение при рыночных связях ибо он по своей природе предполагает необходимость об­ратной связи. Сбалансированность на рынке достигается на основе обратной связи и фактического спроса.

Первоначально рынок рассматривался как конкретное место в пространстве для осуществления торговых операций. По мере углубления разделения труда и развития товарного производства понятие рынка приобретает все более сложное толкование. Возникает понимание рынка как сферы обращения. В данной трактовке реализуются две основные стороны рынка: удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и возме­щение в денежной форме стоимости произведенной и доставленной на рынок

Если рассматривать рынок как субъект рыночных отношений, то возникает определение, что это совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит к возможности обмена товаром. В данной трактовке рынок представлен как сфера экономических отношений. Однако здесь не прослеживаются отношения между производителями и торговыми посредниками, а главное между производителями и покупателями. Рынок как сфера обмена начинается лишь тогда, когда продукт приобретает форму товара.Рынок представляет собой совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме. В узком смысле слова рынок - это сфера непосредственно-товарного обращения, обмена денег на товары и наоборот.

Определяя рынок как совокупность экономических отношений необходимо установить место и роль связей в системе товарно-денежных отноше­нииИ широком понимании рынок и товарно-денежные отношения представляют одну и ту же систему общественно-экономических связей, которые опираются на производство продуктов, подлежащих реализации путем купли-продажи. В то же время эти две экономические категории нельзя, отождествлять. Товарно-денежные отношения охватывают и сферу производства и сферу обращения. Рынок представляет только одну из сторон товарно-денежных отношений. Он отображает отношение товарного и денежного обращения и сочетается с товарным производством, дополняет его. Кроме того, рынок является конкретной формой проявления товарно-денежных отношений. В этом отражается экономическая сущность рынка.

Таким образом, рынок представляет собой систему экономических отношений, обеспечивающую эффективное функционирование экономики на основе заинтересованности товаропроизводителей, предпринимателей в конечных результатах деятельности. Рассматривая рынок с социально-экономических позиций, следует отметить, что это механизм, который дает возможность повернуть производство лицом к потребителю. Вся работа рынка

направлена на развитие и удовлетворение потребностей потребителя. Рынок

выступает связующим звеном между производством и распределением с одной стороны и между производством и потреблением с другой.

Разнообразие существующих определений свидетельствует о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, его сложности и многогранности.

Законы рыночной экономики. Основными экономическими законами функционирования рынка являются законы стоимости, закон экономии ресурсов и закон рыночного равновесия. Закон стоимости проявляется в рыночныхотношениях как тенденция эквивалентности - то есть равной взаимовыгодности для всех субъектов процесса товарооборота. Каждый товар имеет две стороны: с одной стороны - это полезная потребительская стоимость и с другой – стоимость издержек производства. В этой связи эквивалентность обмена предполагает, что средняя цена товара должна отражать, как среднюю степень качества, так и выровненный для данного товара уровень издержек. Рыночная цена фактически колеблется относительно своей объективной основы – выровненного уровня качества и издержек.

Закон экономии ресурсов воздействует на товаропроизводителей через движение цен как фактор, стимулирующий эффективность производства. Он предполагает постоянное улучшение качественных характеристик произво­димых товаров и услуг и снижение издержек на единицу потребительской стоимости.

Закон рыночного равновесия представляет сбалансированность спроса и предложения. В соответствии с данным законом денежный объем товаров и услуг, предложенных к реализации на рынке должен уравниваться соответст­вующим размером платежеспособного спроса.

Наряду с данными общими законами рынку присущи и другие специфические законы.

Предпосылки функционирования рынков. Теория и практика проде­монстрировали, что для денежного функционирования рынков требуется не одна, а целая группа предпосылок. Основными из них являются.

экономическая свобода:

Члены общества обладают значительной свободой выбора, как рас­ходования денежных средств, так и их сбережения. Предприятие в свою оче­редь располагают определенной свободой, что и как производить и где реали­зовать произведенную продукцию.

право собственности:

Физические и юридические лица обладают четко определенными права­ми на свою собственность, включая право владеть, пользоваться и распоря­жаться ею. Значительная часть имущества в стране должна находиться в ча­стной собственности, а государству может принадлежать лишь незначитель­ная доля средств производства.

конкуренция:

В сфере производства и обслуживания должны действовать множество конкурирующих поставщиков. Новые фирмы и предприятия могут выйти на уже функционирующие рынки.

правовые рыночные институты:

Свобода товарообмена подкрепляется правовой системой, которая включает контрольное право, акционерное право, законодательство об эко­номических ассоциациях и обеспечивает свободное учреждение новых об­ществ. Правовая система определяет не только основные принципы заключе­ния контрактов, но и способы обеспечения исполнения экономических со­глашений.

жесткие бюджетные ограничения:

Доходы отдельных лиц и организаций во многом зависят от конкретною вклада в экономику, а не от объема государственных дотаций.

предсказуемая государственная политика:

Предприятия и население имеют возможность прогнозировать свое фи­нансово-экономическое состояние, не опасаясь непредвиденных решений в правительственной политике. Инфляция должна держаться на низком уровне, Налогообложение характеризуется стабильностью, а прямое государственное

вмешательство в работу предприятий и рынков ограничено и предсказуемо.

Рыночная инфраструктура и ее элементы. Функционирование рынка осуществляется благодаря наличию основных элементов, которые в действительности определяют рыночный механизм. Основными из них являются:

спрос, предложение, конкуренция и система цен. Логика взаимодействия данных элементов заключается в том, что стремление получить максимум прибыли заставляет производителей направлять ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается, а члены общества готовы платить деньги. Спрос и предложение определяют количество покупаемых и продаваемых товаров и образуют систему цен на них. Цены, в

свою очередь, выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для производителей. Другими словами,

цены косвенно дают представление о наличии и массе необходимых товаров,

издержках и уровне технологий их производства.

Через цены, посредством механизма конкуренции, суммируются и балансируются многие индивидуальные экономические решения. Конкуренция ориетируется производство на лучшее удовлетворение потребностей. Она

стимулируют снижение цен, повышение качества продукции, расширение ее ассортимента. С другой стороны конкуренция способствует внедрению достижений научно-технического прогресса и более эффективному использова­нию ограниченных ресурсов общества.

Развитие рыночных отношений в определенной мере определяется инфраструктурой рынка. Инфраструктура рынка представляет собой составные части общего устройства рыночной системы, которые носят вспомогательный характер и обеспечивают нормальную деятельность всего рыночного организма. Она состоит из совокупности учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, предназначенных для обслуживания рыночного хозяйства.

Инфраструктура товарного рынка представлена оптовой и розничной торговлей, в которую включены сеть магазинов и других предприятий, предназначенных для хранения и реализации товаров. Главное их предназначение

состоит в обеспечении нормальных условий купли-продажи товаров. В состав инфраструктуры товарного рынка включаются аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические центры и товарные биржи и др.

Функции рынка. Рынок выполняет ряд важных экономических функ­ций (схема 7).

Схема 7