Сортировка, штабелёвка и погрузка древесины на лесовозный транспорт. Способы погрузки леса на верхнем складе, применяемое оборудование.
Сортировкой называется процесс разделения сортиментов по назначению, размерам и другим признакам и перемещение их от места заготовки к месту укладки в штабеля.
Штабелевка - процесс укладки сортиментов в штабеля.
В условиях лесосеки заготовленные сортименты детально не сортируют, а производят их подсортировку по назначению и длинам, а иногда и по породам. Детальная сортировка лесоматериалов производится на нижних лесных складах. При этом дробность сортировки может включать 10 и более сортировочных категорий.
На лесосеках лесоматериалы сортируют обычно упрощенными способами. Первоначальная подсортировка может осуществляться уже при валке деревьев. Несколько деревьев одной породы или размерно-качественной группы валят вершинами в одном направлении таким образом, чтобы после раскряжевки образовывались небольшие пачки одной сортогруппы.
Если сортименты заготовлены непосредственно на лесосеке и окучены у волока, подсортировка сортиментов по длине и наименованиям осуществляется форвардером и совмещается с их трелевкой (подвозкой). Оператор, перемещая погрузочно-транспортную машину по пасеке, загружает ее сортиментами одного наименования, доставляет их на верхний склад и укладывает в штабель. Следующим рейсом доставляются на верхний склад сортименты другого наименования и укладываются в другой штабель и т. д.
При заготовке сортиментов на лесосеке многооперационными машинами подсортировку по длинам и наименованиям выполняет сама машина, укладывая сортименты в микропачки в 3-5-метровой зоне, расположенной вдоль волока с обеих его сторон. Раздельную доставку сортиментов определенного вида на верхний вклад с укладкой в соответствующий штабель выполняет форвардср.
При раскряжевке хлыстов на верхних складах сортименты при необходимости также сортируют и укладывают в штабеля. Если лесоматериалы отгружаются потребителям, то сортировка обязательна. В случае, если древесина вывозится на нижний склад, производится только подсортировка на деловые и низкокачественные лесоматериалы, а деловые - частично еще по длине. Окончательно сортируют лесоматериалы на нижнем складе.
Штабелевка сортиментов производится непосредственно у лесовозного уса (ветки). Подготовка площадок при рубках ухода заключается в расчистке придорожной полосы от кустарника и мелколесья на ширину около 10 м и укладке двух линий подкладок из дровяных бревен под каждый штабель. Целесообразно в качестве места под штабеля использовать естественные «окна» -поляны, прогалины и т. п.
На рубках главного пользования штабеля сортиментов располагают параллельно лесовозному усу, укладывая сортименты так, чтобы их ось была перпендикулярна оси уса. Под каждый штабель сортиментов устраивают подштабельные места из двух линий подкладок из дровяных бревен. Число подштабельных мест устанавливается в зависимости от дробности сортировки и объема лесоматериалов, подлежащих хранению на лесопогрузочном пункте (верхнем складе). Тип штабеля, его высота и удаленность от лесовозного уса зависят от типа механизма, применяемого на штабелевке и погрузке сортиментов.
За счет создания запасов древесины у трасс лесовозных дорог можно обеспечить ритмичную круглогодовую работу предприятия на транспорте и нижних складах, более полно осваивать лесосечный фонд. Запасы древесины путем укладки ее в штабеля создаются при вахтовом методе работ, перевалке древесины с одного вида лесовозного транспорта на другой, при вывозке по дорогам сезонного действия.
По своему назначению запасы древесины могут быть операционными и сезонными. Операционные запасы древесины создаются для обеспечения равномерной и производительной работы смежных машин (например, сучкорезных и погрузочных, лесовозного транспорта), задействованных в технологическом процессе. Операционный запас обычно равен 3-5-сменному объему производства лесозаготовительной бригады и создается лесозаготовительной техникой в процессе ее работы.
Сезонные запасы создаются на период распутицы, атакже при вывозке древесины по дорогам сезонного действия (снежным и снежно-ледяным), и могут составлять в зависимости от типа лесовозной дороги 3-40 % годового объема производства.
Заготовленная древесина укладывается в плотные штабеля на подготовленных соответствующим образом подштабельных местах (грубая планировка, срезание пней заподлицо с землей, укладка подкладок из дровяной древесины).
Возможны несколько способов штабелевки хлыстов в запас у трасс лесовозных дорог. Наибольшее применение на лесосеках получили следующие способы:
- окучивание трелевочным трактором;
- штабелевка двумя трелевочными тракторами;
- штабелевка челюстным лесопогрузчиком.
Штабелевку хлыстов окучиванием производят бульдозером трелевочного трактора. Для этого вдоль лесовозного уса устраивают площадки. Подготовка площадки заключается в спиливании пней на уровне земли, грубой планировке и укладке 3-4-х нитей подштабельных лаг из лиственных дровяных хлыстов. На площадке у лесовозного уса оставляют два высоких пня (около 1,5 м), которые выполняют роль ограничителя штабеля. Подтрелевав пачку хлыстов, трактор бульдозером перемещает их по подштабельным лагам вштабель и т. д. В один штабель укладывают до 200 м3 хлыстов. Если трелевка и окучивание хлыстов в штабель производится одним и тем же трактором, то единые нормы выработки на трелевку уменьшают примерно на 8-10 %.
При штабелевке древесины двумя тракторами работу выполняют теми же тракторами, что и трелевку, с использованием специальных формировочных канатов и съемных канатных обвязок. Формировочные канаты одним концом закрепляют за пни улесовозного уса, а второй конец оставляют свободным. Их укладывают вдоль лаг и на них трелюют до 6-8 пачек хлыстов. Затем свободные концы формировочных канатов перебрасывают через пачки и прицепляют к трелевочным тракторам, которые и затаскивают пачки в штабель. Чтобы образовавшаяся пачка не расползалась после ослабления формировочных канатов, ее прикрепляют к ограничительным пням (высотой около 2 м) съемными канатными обвязками. Такая технология позволяет довести объем одного штабеля до 600-800 м3 и тем самым в 4-5 раз сократить фронт штабелевки. Поскольку штабелюют хлысты теми же тракторами, что и трелюют, нормы выработки на трелевку уменьшают в среднем на 5-7 %.
При штабелевке хлыстов челюстным лесопогрузчиком вдоль лесовозных путей устраиваются площадки аналогично как для первых двух способов штабелевки. Штабеля хлыстов для удобства работы челюстных лесопогрузчиков следует располагать перпендикулярно лесовозной дороге, и их длина не должна превышать 60 м, а расстояние между смежными штабелями должно быть не менее 10 м. Хлысты в штабеле укладывают комлями в направлении вывозки. Для прохода лесопогрузчика между лесовозной дорогой и началом штабеля должна быть составлена полоса шириной 7-9 м.
Трелевочные тракторы трелюют хлысты на площадку и укладывают их на лаги. Лесопогрузчик поочередно захватывает подтрелеванные хлысты и перемещает их в штабель,который со стороны лесовозного уса (ветки) ограничен двумя пнями высотой 2-2.5 м. При высоте штабеля 2,5 м объем древесины в нем составляет 1000-1200 м3. С целью концентрации запасов хлыстов и сокращения числа порожних перегонов лесопогрузчика штабеля могут укладываться по обеим сторонам уса лесовозной дороги.
Б) Погрузочный пункт или верхний склад - это площадка определенных размеров, расположенная у лесовозной дороги (уса, ветки или магистрали) и оборудованная соответствующим образом для выполнения работ.
Верхний склад отличается от погрузочного пункта тем, что на нем может производиться раскряжевка хлыстов, сортировка, штабелевка сортиментов и погрузка их на лесовозный транспорт, что зависит от технологического процесса лесосечных работ.
При вывозке древесины по автомобильной дороге погрузочный пункт размещается в начале делянки, если трелевка леса производится за комли, и в конце делянки, когда трелевка производится за вершины.
Под погрузочный пункт (верхний склад) выбирается ровная сухая площадка, горизонтальная или с небольшим уклоном в сторону лесовозной дороги. Размеры площадки должны быть достаточными для размещения на ней оборудования, штабелей древесины, производственных и бытовых помещений.
Технологические схемы погрузочных пунктов при трелевке деревьев и хлыстов и погрузке хлыстов на лесовозный транспорт челюстным лесопогрузчиком даны на рис. 11.5. Устройство таких погрузочных пунктов несложно, и в целях сокращения расстояния трелевки их на делянке может быть несколько. Однако размеры площадок под них будут разные. При трелевке хлыстов требуется площадка размером 30х40 м, при трелевке деревьев и очистке деревьев от сучьев сучкорезными машинами - 60х40 м , а при трелевке деревьев с подсортировкой на две сортогруппы и очистке товарных деревьев от сучьев сучкорезными машинами - 80х40 м
При погрузке хлыстов и сортиментов на лесовозный транспорт самозагружающимися лесовозными автопоездами технологические схемы погрузочных пунктов и верхних складов несколько отличны от рассмотренных выше по планировке и размерам При трелевке хлыстов и погрузке их на самозагружающийся лесоавтопоезд методом подъема вершины хлыста требуется площадка размером 30х30 м, при погрузке методом «вершина-комель» - 60х10 м, при погрузке сортиментов - 60х10) м
Площадь под погрузочный пункт или верхний склад зависит от принятой технологии лесосечных работ.
Технология и организация погрузки древесины на лесовозный транспорт зависит от вида погружаемой древесины (хлысты, сортименты, щепа) и применяемого оборудования для погрузки.
Погрузка хлыстов челюстными лесопогрузчиками на лесовозный транспорт состоит из следующих операций: подача подвижного состава (лесовозного автопоезда) под погрузку и подготовка к погрузке; погрузка и выравнивание комлей хлыстов на подвижном составе; обрезка вершин и сучьев, выступающих за габарит автопоезда; осмотр и увязка воза посредине; уборка груженого лесовозного автопоезда. Лесовозный автопоезд устанавливают так, чтобы комли хлыстов были примерно на удалении 1 м от задней стенки кабины водителя, а челюстной лесопогрузчик находился между штабелем хлыстов и автопоездом-лесовозом. Подготовка подвижного состава к погрузке заключается в установке коников перпендикулярно продольной оси автопоезда-лесовоза и проверке надежности крепления стоек коников.
Процесс погрузки древесины заключается в следующем. Передвигая лесопогрузчик с опущенным и раскрытым челюстным захватом в сторону штабеля, оператор производит набор пачки и закрывает затем захват. Далее пачка поднимается вверх и лесопогрузчиком перемещается по направлению к подвижному составу. После подхода к подвижному составу пачка переносится через лесопогрузчик так, чтобы она оказалась над подвижным составом, челюстной захват раскрывается, и хлысты плавно укладываются на коники транспортного средства. После этого оператор возвращает лесопогрузчик к штабелю для набора следующей пачки, опускает и раскрывает челюстной захват, и весь цикл повторяется до полной загрузки лесовозного автопоезда.
После загрузки автопоезда-лесовоза оператор погрузчика с водителем лесовоза производят бензопилой обрезку вершин и сучьев, выступающих за габарит, и обвязку воза посредине стропом из стального каната, чтобы при движении комли коротких хлыстов не выпали под лесовозный автопоезд. Затем груженый лесовозный автопоезд отправляется в рейс.
Погрузка древесины самозагружающимисяавтопоездами, оборудованными стреловыми гидрокранамис челюстными захватами.Процесс погрузки древесины самозагружающимися автопоездами состоит из таких же операций, что и при погрузке челюстными лесопогрузчиками. Но при погрузке сортиментов отпадает необходимость в отрезке вершин. Однако собственно процесс погрузки древесины отличается от описанного выше и может выполняться несколькими методами: подъемом вершины хлыста, методом «вер шина-комель», переносом сортиментов (коротких хлыстов или полухлыстов). Схемы установки лесовозного автопоезда под погрузку относительно штабеля древесины при различных методах погрузки приведены на рис. 11.6.
Подготовка автопоезда к погрузке заключается в установке выносных опор и гидроманипулятора из транспортного в рабочее положение, а коников - перпендикулярно продольной оси автомобиля и проверке надежности крепления стоек коников.
Процесс погрузки древесины на автопоезд зависит от применяемого метода погрузки. Погрузку древесины производит водитель автопоезда.
- Оглавление
- Состав древостоя. Понятие о преобладающей и главной породе. Инструментальное и глазомерное определение состава.
- Основные понятия таксации, объекты, предмет, методы и способы таксации леса.
- Понятие о насаждении и его компонентах. Разделение древостоя на элементы леса и их таксация.
- Средний диаметр, средняя и верхняя высота древостоя. Их определение и практическое использование.
- Формы насаждений. Условия выделения ярусов и подроста. Таксационные показатели, характеризующие ярус.
- 8. Запас древостоев и его определение различными способами.
- Понятие о приросте. Факторы, на него влияющие. Прирост отдельного дерева. Средний и текущий прирост. Соотношения между ними.
- Понятие о лесном фитоценозе (лесном насаждении). Вертикальная и горизонтальная структура лесного фитоценоза. Лесная фитомасса и ее распределение.
- 2.Понятие о лесном биоценозе. Обеспечение равновесия и стабильности лесной экосистемы Лес как природная система на разных уровнях (ландшафта, бассейна и др.).
- 3. Климатические факторы и лес. Оценка влияния климата на состав и продуктивность леса. Понятие о дендрохронологии и ее роли в определении климата прошлого.
- 4,Роль света в жизни леса. Отношение древесных пород к свету и методы светопотребности и оценки теневыносливости древесных пород.
- 7,Физическое и физиологическое влияние ветра на лес. Осадки, влага в почве, влага в воздухе. Отношение древесных пород к влаге. Влияние влаги на лес.
- Лес и почва. Влияние почвы и горной породы на лес. Значение рельефа в формировании почвы и леса. Влияние различных форм рельефа (мегарельефа, макрорельефа и др.) на лес.
- Потребность лесных растений в зольных веществах и требовательность к ним. Микроэлементы. Отношение лесных растений к засолению и солонцеватости почвы, к мерзлотным почвам.
- Классификация п.С. Погребняка - д.В. Воробьева. Учение акад. В.Н. Сукачева о типах леса (типах лесных биогеоценозов).
- 1. Технологии рубок спелых и перестойных лесных насаждений и возобновление леса.
- Состав лесосечных работ. Подготовительные, основные и вспомогательные лесосечные работы.
- Трелёвка лесоматериалов. Виды и способы трелевки, трелевочные машины.
- Организация и технологии рубок ухода.
- Валка деревьев. Виды валки деревьев. Технологии и оборудование, используемое для валки деревьев.
- Технологии и оборудование, используемые при проведении основных лесосечных работ.
- Оборудование, используемое на погрузочно-транспортных операциях с хлыстами и сортиментами.
- Очистка лесосек. Оборудование, применяемое при очистке лесосек.Технологии и оборудование, используемое для переработки порубочных остатков в условиях лесосеки.
- Сортировка, штабелёвка и погрузка древесины на лесовозный транспорт. Способы погрузки леса на верхнем складе, применяемое оборудование.
- Способы и схемы разработки лесосек, применяемые при лесозаготовках.
- Opганизационно-технические элементы рубок спелых и перестойных лесных насаждений.
- Классификация лесотранспортных средств
- 14 Лесоводственно-экологические требования к технологии рубок спелых и перестойных лесных насаждений
- Техническая приемка, инвентаризация, оценка качества лесных культур
- Посевные качества семян лесных культур
- Лесорастительное районирование и лесная типология, применяемые при лесокультурном производстве
- Принципы планирования, проектирования и выращивания лесных культур
- 5. Заготовка плодов и семян
- 6. Хранение семян и шишек хвойных пород
- 7. Виды питомников, основные хозяйственные отделения и выращиваемый в них посадочный материал
- 8. Комбинированный метод создания лесных культур
- 9. Селекционная оценка деревьев и насаждений
- 10. Выращивание посадочного материала с закрытой корневой системой
- 11. Обследование лесосеменных объектов перед заготовкой семян и оценка их качества
- 12. Создание лесных культур на вырубках
- 13. Применение удобрений и активаторов роста при выращивании лесных культур
- 14. Организация лесных питомников
- 15. Мероприятия по усилению семеношения объектов постоянной лесосеменной базы (плсб)
- Инвентаризация лесного фонда и документы
- Хозяйственные части и хозсекции как организационно-хозяйственные и расчетные единицы лесоустройства
- Понятие о расчетной лесосеке и ее использование при сплошнолесосечной форме хозяйства
- Методы расчета лесосек при выборочной форме хозяйства
- Возраст рубки, оборот рубки, оборот хозяйства, их установление
- Порядок ведения государственного учета лесного фонда. Использование материалов учета в практике ведения и планирования лесного хозяйства.
- Спелости леса
- Техническая спелость леса, ее применение
- Количественная спелость, ее расчет
- Деление лесов на категории, режим хозяйства в них
- Объект лесоустройства, организация территории, разряды лесоустроительных работ
- Технология лесоустроительных работ, лесоустроительные и технические совещания, вопросы решаемые на них
- Классификация рубок леса.
- Организационно-технические элементы сплошных рубок
- Факторы успешности естественного возобновления при сплошных рубках.
- Виды выборочных рубок спелых и перестойных насаждений
- 5. Организационно-технологические показатели выборочных рубок
- Лесоводственные требования к организации и проведению работ по заготовке древесины
- Методы определения запаса на лесосеке
- Порядок пересчета мелкого и среднего подроста в крупный и оценка успешности естественного озобновления
- Способы оценки численности подроста
- Виды ухода за лесами.
- 11. Цели и задачи рубок ухода.
- 12. Классификация деревьев и правила отбора их в рубку
- 13. Биологические и экологические предпосылки проведения рубок ухода
- 14. Экономические результаты рубок ухода
- 15. Очередность назначения рубок ухода.
- 16. Режимы и технологии рубок ухода.
- 17. Рубки ухода в лесах разного хозяйственного пользования
- 18. Химический уход за лесом
- 19. Комплексные рубки
- 20. Сплошные и выборочные санитарные рубки
- 21. Мероприятия по повышению продуктивности лесов.
- 22. Ландшафтные рубки
- 23. Потенциальная продуктивность древостоев
- 24. Оценка качества проведения рубок ухода
- 25. Рубки обновления и переформирования, цели, задачи, технологии