logo search
Экономика / Книга

1. Экология в сельском хозяйстве

Понятие и задачи экологии. Экология (от греческого - дом, жилище, местопребывания и учение, понятие) — это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между со окружающей средой. Экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охрана живых организмов в се не двадцатого века в связи с усилившимся воздействием человека на природу.

Основными объектами изучения в современной экологии являются логические системы различных уровней. К ним относятся популяции организмов, виды, сообщества, экосистема и биосфера в целом. В условиях научно-технического прогресса особое значение приобретает изучение воздействия общества и природы, человека и биосферы. Экология пристать научной основой по использованию и охране природных ресурсе сохранению среды в благоприятном для жизнедеятельности человека состоянии. В настоящее время воздействие человека на природу достигает т размаха, что естественные регуляторные механизмы уже не в состоянии самостоятельно нейтрализовать многие нежелательные и вредные последствия этого воздействия.

Экологические аспекты являются одними из наиболее важных и бальных проблем. Они затрагивают основу существования человеческой цивилизации. Загрязнение окружающей среды имело и имеет место при формациях, однако в конце двадцатого века оно достигло угрожающих штабов. В условиях научно-технической революции значительно возросли степень и интенсивность вмешательства человека в природные процессы привело к загрязнению окружающей среды несмотря на разработку соответствующих природоохранных мероприятий.

Широкое использование разведанных и добываемых природных ресурсов во всех отраслях народного хозяйства способствует тому, что ежегодно результате сжигания топлива в атмосферу попадает около 20 млрд. тонн окиси углерода, сбрасывается в реки и другие водоемы свыше 160 куб. км промышленных стоков, вносится в почву более 500 млн. т минеральных удобрений и почти 3 млн. т ядохимикатов. При этом свыше 30% средств за­щиты растений и минеральных удобрений смывается поверхностными стока­ми в водоемы.

Экология и научно-технический прогресс. Взаимоотношения человека с природой входят в определенные противоречия. Природа реагирует на дея­тельность человека следующим образом:

- открывает неограниченные возможности для экономического роста при рациональном использовании природных ресурсов;

- создает определенные пределы для экономического и демографическо­го роста при условии усиления экологических проблем.

Вызванные деятельностью человека факторы привели к возникновению экономических границ. Другими словами, экономическое развитие уже не может базироваться только на возрастающих объемах используемого сырья и энергии, поскольку это ведет к избыточным нагрузкам на природные ресур­сы. Перед человечеством стоит задача формирования новой технологической и экологической культуры. Последняя предполагает развитие безотходных технологий, ускоренное становление биотехнологий и генной инженерии, распространение передовых технологий. Практика и передовой опыт показы­вают, что отходы производства представляют собой результат несовершенст­ва технологического процесса. Применение интенсивных севооборотов, си-деральных удобрений, биологических приемов борьбы с вредителями спо­собствует сокращению использования минеральных удобрений и ядохимика­тов при выращивании сельскохозяйственных культур.

Экологическое обоснование научно-технического прогресса, производ­ственных нововведений, усиление экологического контроля за всеми сферами хозяйственной деятельности становится неотъемлемой чертой экологическо­го воспитания. Важной задачей экологического воспитания является форми­рование экологической грамотности человека, осознание того, что он пред­ставляет только часть природы, элемент экосистемы и связан со всеми дру­гими факторами жизни на Земле и с природой. Экологическое воспитание предостерегает от неразумного вмешательства в экологическое равновесие, ведущее к нарушению природных взаимосвязей, которые необходимы для полноценной жизни человека. Конечной целью экологического воспитания является предотвращение необратимых изменений в природе, сохранение многообразия генофонда растительного и животного мира.

Причиной возникновения экологического кризиса является не только индустриализация, технический прогресс и рост народонаселения, но и те социальные условия, в которых развивается и применяется техника.

В условиях перехода к рыночным отношениям к агропромышленному комплексу предъявляются особые экологические требования. Начиная с 1993г. каждое сельскохозяйственное предприятие должно иметь свой экологиче­ский паспорт, в котором отмечаются предельно допустимые выбросы по кон­кретным видам ресурсов и дается характеристика экологической ситуации хозяйства. Паспорт составляется на 3-5 лет. В том случае, если предприятие не имеет экологического паспорта, оно наказывается штрафом в 5-кратном размере от суммы экологического ущерба окружающей среде. Сельскохозяй­ственные предприятия ежеквартально платят за загрязнение окружающей среды такими вредными веществами, как окись углерода, двуокись азота, серный ангидрид, углеводород и зола за предельно допустимые размеры вы­бросов.

Кроме того, хозяйства обязаны организовать хранение навоза, удобре­ний и горюче-смазочных материалов на должном уровне. Если в составе на­воза удельный вес аммиака превышает 3%, то предприятие платит налог за каждый процент превышения допустимого уровня. Моторное масло должно быть собрано после использования и сдано в установленном порядке. В том случае, если количество отпущенного моторного масла превышает размер• возврата после использования, то предприятие платит штраф за каждый ки­лограмм не возвращенного моторного масла.