logo search
Экономика / Книга

3. Каналы и пути реализации продукции в рыночных условиях

Основные каналы реализации сельскохозяйственной продукции.В условиях перехода к рыночным отношениям в сельском хозяйстве сложился ряд каналов реализации продукции и создаются необходимые условия для их функционирования. Под каналами реализации продукции подразумевают совокупность организаций и лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или получают передать другому лицу право собственности на тот или иной товар. Это система экономических, тех­нологических, организационных, социальных и других процессов, взаимодействующих с целью доведения продукции от производителей до потреби­телей.

Каналы реализации подразделяют на прямые и косвенные. Прямые ка­налы товародвижения предполагают перемещение товаров непосредственно от производителя до потребителя, минуя независимых посредников.

По прямым каналам может реализоваться, например, картофель и овощ­ная продукция непосредственно на колхозном рынке, через собственные ма­газины, палатки или ларьки. Таким способом реализуется также продукция сельского хозяйства местному населению за наличный расчет через кассу предприятия.

Косвенные каналы реализации связаны с использованием независимых посредников, которые приобретают продукцию у товаропроизводителей и поставляют ее потребителям. В качестве посредников могут выступать госу­дарственные организации, потребительская кооперация, торговля и промыш­ленные предприятия.

Реализация продукции по различным каналам для конкретного сельско­хозяйственного предприятия является сложной проблемой как в организаци­онном, так и в экономическом аспектах. Конечные результаты деятельности предприятия в определенной мере зависят от соответствующего развития служб и производств по заготовке, кратковременному хранению и транспор­тировке продукции. В этой связи в сельскохозяйственных предприятиях на­зрела необходимость комплексно решать все вопросы по организации загото­вок и реализации продукции.

Основными каналами реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях являются: продажа государству в федеральный и регио­нальный фонды и свободная реализация по усмотрению предприятия (схема 50).

Каналы закупок сырья и реализации готовой продукции претерпевают значительные изменения и в перерабатывающей промышленности. Так, хле­бопекарные предприятия все больше используют прямые закупки необходи­мого сырья непосредственно у сельскохозяйственных товаропроизводителей, минуя перерабатывающие предприятия. В последствии они реализуют конеч­ную продукцию магазинам, предприятиям общепита и другим коммерческим покупателям.

Наряду с этим адаптация товаропроизводителей к условиям рынка про­является путем расширения собственной базы хранения продукции для ее продажи вне сезона массового производства по повышенным ценам. При пе­реходе к рыночным отношениям наблюдается резкое сокращение объемов продажи сельскохозяйственной продукции государству и увеличение реали­зации ее по рыночным каналам.

Схема 50

Пути реализации сельскохозяйственной продукции. Выбор пути реа­лизации сельскохозяйственной продукции связан с определенными затрата­ми, которые получили название трансакционных затрат в сфере сбыта. Трансакциопные затраты представляют собой расходы по поиску информации о ценах, подбору партнеров, заключению контрактов, а также защите прав соб­ственности. Уровень трансакционных затрат не всегда может быть определен заранее. Он зависит от особенностей продукта, технологий его производства, рыночной конъюнктуры, поведения партнеров по обмену и др. (схема 51).

На снижение трансакционных затрат существенное влияние оказывают:

- наличие системы информационных рынков. Быстрое получение необ­ходимой информации о рынках сбыта является основанием для успешной адаптации производства данного вида продукции в рыночную систему;

- обеспеченность товаропроизводителей законодательными актами и другой юридической и нормативной документацией. При любом развитии правовой системы повышается риск активности обмена, а следовательно, возрастают затраты, связанные с реализацией продукции;

- возможность перемещения продукции в экономическом пространстве. В процессе торговли между странами и регионами трансакционные затраты зависят от длительности поездок для заключения договоров по реализации продукции и налаживания контактов с партнерами;

Схема51