logo
VSYe_OTVYeT

47. Перечислите как минимум три значительных изменений системы международных отношений после распада ссср.

Концом Потсдамской эпохи принято считать 1991 г., а именно распад СССР, после которого произошли значительные изменения в системе международных отношений.

Во-первых, распад мирового социалистического лагеря привел к упразднению биполярной системы международных отношений. Это означало конец «холодной войны», то есть конец системному, комплексному противостоянию в экономической, политической, военной идеологической и других сферах, противостоянию, которое время от времени приобретало характер острого конфликтного, кризисного взаимодействия США И СССР. И образование многополярного мира с лидерством США.

Во-вторых, начало Беловежской эпохи характеризуется большим количеством военных конфликтов во всем мире. Впервые с окончания Второй мировой войны вспыхнули вооружённые конфликты в Европе. Например, Осетино-Ингушский и Грузино-Абхазский конфликты, Первая и Вторая Чеченские кампании, цветные революции и др. Резко обострилась борьба за энергетические и прочие ресурсы.

В-третьих, произошла широкомасштабная, можно сказать абсолютная, глобализация мира. Подтверждений этому бесконечное множество, например, действие влиятельных международных организаций, таких как Европейский союз, ООН (хоть и действовала до распада СССР, имела функцию сглаживания конфликта только между враждующими державами), НАТО, МВФ и другие. Глобализацию отражает как повсеместное распространение Интернета и международного туризма, так и возникший в США во второй половине 2008 г. финансовый кризис, переросший впоследствии в системный кризис мирового масштаба.

С распадом СССР мир пережил глубочайшие изменения, начиная с мышления отдельного человека и заканчивая системой международных отношений.

48. В 1992 г. Ф. Фукуяма выпустил книгу «Конец истории и последний человек» ставшей манифестом либеральной демократии. Почему на взгляд Ф. Фукуямы в 1990-х наступил конец истории, какие аргументы он приводит в пользу своей точки зрения. Какие критические позиции по отношению к теории Ф. Фукуямы существуют.

В книге «Конец истории и последний человек» Френсис Фукуяма утверждает, что в 1990-х годах наступил конец истории, а именно эволюция человеческих обществ, прежде всего - их политических систем, не бесконечна, она "остановилась", когда человеческое общество достигло той формы общественного устройства, которая полностью удовлетворяет его потребности, то есть либеральной демократии. Основные доводы автора в пользу этой точки зрения - один относящийся к экономике и науке, второй он назвал "борьбой за признание". Френсис Фукуяма прослеживает глубокой кризис авторитаризма, характерный для последних десятилетий, и всё более уверенное шествие либеральной демократии: «С приближением конца тысячелетия на ринге остался единственный соперник, претендующий на потенциальную универсальность идеологии — либеральная демократия». Например, крах СССР и всего советского лагеря, демократизация стран Центральной и Восточной Европы. Он подчеркивает распространение тенденций глобализации и модернизации, всеобщий характер современных естественных и технических наук, автор сосредоточивается на общности экономического развития. Всё это ведет к либеральной демократии. Чтобы объяснить экономические успехи в рыночно-ориентированных авторитарных странах (Южная Корея, Тайвань, Испания при Франко и Чили при Пиночете), Фукуяма использует второй основной довод, что главная движущая сила истории есть то, что Гегель — Кожев называют борьбой за признание. Важность этого фактора увеличивается с ходом прогресса и модернизации: «По мере того, как люди становятся богаче, образованнее, космополитичнее, они требуют признания своего статуса». В этом Фукуяма видит объяснение стремления к политической свободе, даже в условиях экономически успешных авторитарных режимов.  Сам автор пятую часть книги непосредственно посвящает вопросу, действительно ли либеральная демократия полностью удовлетворяет стремление человека к признанию и представляет ли она собой конечный пункт человеческой истории. Хотя, как считает Фукуяма, «либеральная демократия есть наилучшее решение человеческой проблемы», он также приходит к выводу, что ей присущ ряд внутренних «противоречий», из-за которых она может подвергнуться разрушению. Это и трения между свободой и равенством; отсутствие равного признания меньшинствам и бедным; разрушение религиозных и других долиберальных воззрений. Книга «Конец истории и последний человек» получила обильную критику. Большинство рецензентов указывали на крайнюю приверженность идеям либеральной демократии, избирательность в оценке событий и выборе фактов, а также недооценку значимости таких набирающих силу движений, открыто противостоящих распространению либеральной демократии.  Жак Деррида, французский философ, считает, что либеральная демократия в своей идеальной предельной форме нигде в мире не существует и «ни США, ни Европейское сообщество отнюдь не достигли стадии совершенного, универсального государства». Френсис Фукуяма не предполагал предстоящий всплеск религиозного фундаментализма, движения антиглобалистов и другие факты, противоречащие постулатам о грядущем глобальном торжестве либеральной демократии. Автор предполагает, что успех либеральной демократии в глобальном масштабе - дело времени, и что это закономерный результат политического развития. Возможно так, но слово предоставляется Истории, которая, даже в определенном автором смысле, еще не закончилась, и вряд ли этот вопрос будет актуален в ближайшее время.