logo
VSYe_OTVYeT

22. Охарактеризуйте изменения в быту и повседневной жизни: а) дворянства, б) купечества, в) духовенства, г) крестьянства во второй половине XIX –начале хх веков.

Дворянство. С отменой крепостного права исчезает главный источник благосостояния, поместья постепенно приходят в упадок. Меньшая часть дворян начинает заниматься коммерцией и сближается с купечеством. Большая же часть дворян или выбирает традиционный путь – военную службу, или же, получив образование, становится юристами и инженерами, входя постепенно в состав интеллигенции и привнося в неё утончённость дворянской бытовой культуры. Только высшее, титулованное дворянство в полной мере сохраняет прежний быт с раутами и балами, с обязательной службой в приличном полку, в министерстве или при дворе. Купечество. Происходит и изменение купеческого быта. Купцы теперь стараются подражать дворянству в своей образованности и светском лоске. Постепенно поверхностное подражание превращается в настоящую светскость и образованность. Пьяные загулы начинают уходить в прошлое, на смену им приходят фрак, отдых за границей и посещение театров, а также поддержка науки и искусства. Духовенство. Бытовые условия большинства сельских церковнослужителей ничем не отличались от условий проживания деревенской бедноты. Как правило, в семьях духовных лиц было много детей. Занятия по хозяйству были привычным явлением быта духовенства во второй половине XIX – начале XX века . Крестьянство. Результатом отмены крепостного права стал уход многих крестьян в город, на заработки, временный или постоянный. Это, в свою очередь, привело к постепенному созданию рабочего класса – пока что мало или совсем необразованного, живущего в почти нечеловеческих условиях, но постепенно старающегося воспринять, пусть и поверхностно, городскую культуру и манеры. Выбившиеся из нищеты рабочие, а также мелкие торговцы, служащие, начинают подражать интеллигенции в домашнем быту, стремятся выучить своих детей. Менее всего меняется быт крестьян в деревне. Связанные с ритмами природы, зависящие от земли больше, чем от правительства, они сохраняют почти в неприкосновенности все черты традиционного быта, только отчасти принимая новое в одежде и домашней обстановке.