logo
VSYe_OTVYeT

Начало промышленного переворота в Англии.

Зрелость мануфактуры сама по себе не вызывала промышленной революции.  Вызревание условий для начала промышленного переворота определялось не преобладающей формы мануфактуры, а характером её внутренней и внешней среды. На определенной стадии развития в рамках буржуазной страны становилась ощутимой узость технического базиса мануфактуры, а в феодальной стране – узость внутреннего рынка, различные ограничения капиталистического предпринимательства вследствие сохранения феодальных отношений.  В середине 18 века мануфактура в национальном масштабе только в Англии достигла уровня зрелости, при котором её технический базис вступил в противоречие с её самой созданными возможностями производства и запросами внутреннего и внешнего рынков.

Основой переворота в текстильной промышленности в 1780-х гг. были челнок-самолёт Дж. Кея  (1704 – 1764), прядильная машина Дж. Харгривмса (? – 1778), мюль-машина С. Кромптона (1753 – 1827), водяная машина  (ватермашина) Р. Аркрайта (1732 – 1792). Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперёд: никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным.  Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его и здесь, надо было безотлагательно вводить машины. Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во все важнейшие отрасли производства – добычу угля, производства железа и т.п. В 1784 г. англичанин Джеймс Уатт (1736 – 1819), учёный и конструктор, изобрёл первый универсальный двигатель – паровую машину, приводящую в движение различные рабочие механизмы. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства. В этом же году английский металлург Г. Корт (1740 – 1800) разработал способ прокатки фасонного железа, усовершенствовал процесс пудлингования. В Англии вместо древесного топлива стали применять каменный уголь.