logo
Ответы по земледелию экзамен 3 курс направление подготовки агрохимия и агропочвоведение

21. Методы повышения плодородия и окультуренности почвы

Основные приемы повышения эффективного плодородия почв связаны с рациональной системой обработки почв, применением органических, минеральных удобрений и различных видов мелиораций, введением правильных севооборотов, проведением меро­приятий по предупреждению и борьбе с эрозией почв и др.

В разработке приемов повышения плодородия почв важное значение имеют материалы почвенно-агрохимических исследований: почвенные карты, картограммы содержания подвижных форм фосфора и калия, картограммы кислотности, эродированности, заболоченности, засоленности почв.

В каждой почвенно-климатической зоне с учетом конкретных условий и особенностей хозяйств разрабатывается определенный комплекс приемов, направленный на повышение урожайности возделываемых культур и улучшение плодородия почв.

Длительное использование почвы как средства сельскохозяйственного производства приводит к изменениям природных процессов почвообразования и ее свойств, к формированию новых культурных почв.

Процесс изменения природных свойств почвы с целью создания и постоянного поддержания высокого уровня плодородия под воздействием производственной деятельности человека называется окультуриванием почвы. Окультуривание почвы достигается применением комплекса мероприятий, конечной целью которых является создание в почвах свойств, обеспечивающих высокие и устойчивые урожаи сельскохозяйственных культур.

Для окультуривания почвы используют биологические, химические и физические методы.

Биологический метод включает приемы, направленные на обогащение почвы гумусом и биологическим азотом. Это — посев многолетних трав (бобовых и травосмесей со злаковыми и бобо­выми), сидератов, правильный подбор и соотношение сельскохо­зяйственных культур в севообороте.

Химический метод направлен на увеличение содержания в почве элементов питания, доступных для растений, путем внесения минеральных удобрений, а также на улучшение химических свойств почвы, связанных с неблагоприятной реакцией (известкование, гипсование почв).

Физические методы включают физико-механические приемы — обработку почвы, создание агрономически ценной структуры в пахотном слое, регулирование водного, воздушного и теплового режимов, в том числе и мелиорацию (осушение, орошение).

На разных почвах в зависимости от их свойств и природных условий почвенно-климатической зоны применяют отдельные методы окультуривания или их системы. Наилучшие результаты по окультуриванию (например, дерново-подзолистых почв) можно получить, применяя одновременно все три метода со следующими приемами: 1) посев многолетних трав, 2) применение органических и минеральных удобрений, 3) известкование, 4) система правильной обработки почв и создание мощного пахотного слоя, 5) мелиорация избыточно увлажненных почв.

Обычно выделяют три степени окультуренности почв: слабая, средняя и сильная. Степень окультуренности почвы устанавливается по определенным показателям. Степень окультуренности может быть различной и зависит от плодородия почвы.

В разработанных классификациях при определении степени окультуренности почвы учитывают показатели морфологических и агрохимических свойств почвы. Например, для дерново-подзолистых почв основными показателями являются следующие: мощность, окраска и структура пахотного слоя, содержание гумуса и его качественный состав, состав обменных катионов, степень насыщенности основаниями, рН солевой вытяжки, содержание подвижных форм фосфора и калия, мощность и степень выраженности подзолистого горизонта.

Кроме установленных показателей, для каждого типа почвы учитываются засоренность посевов, выраженность эрозионных процессов и другие.