Общие характеристики свердловской железной дороги по состоянию на 2008 г.
Эксплуатационная длина | 7132,2 км |
Численность сотрудников | 65567 человек |
Перевезено грузов | 104,7 млн тонн |
Перевезено пассажиров | более 15 млн 600 тыс. человек |
Отделения дороги | Свердловское, Пермское, Тюменское, Нижнетагильское, Сургутское |
источник: http://gorod-moskva.ru/transport/zd/sverdlovskaya.php
В настоящее время технико-экономический потенциал магистрали может обеспечить отправление более 600 тыс. тонн грузов и освоение грузооборота до 700-750 млн. тонно-км в сутки. Дорога обслуживает 1,4 тыс. подъездных путей, ее услугами пользуются более 15 тыс. промышленных предприятий. На дороге сосредоточен третий (по размерам) на сети парк пассажирских вагонов, ежесуточно курсируют около 130 пассажирских и более 600 пригородных поездов. Протяжение бесстыкового пути (Бархатный) – 4,6 тыс. км (48%), протяжение главного пути на железобетонных шпалах – 5,2 тыс. км (55%).
Объем инвестиций ОАО «РЖД» в развитие Свердловской магистрали в 2012 г. составил 27,7 млрд руб. (+25% к предыдущем году). Основными направлениями инвестиционной программы являются усиление мощности инфраструктуры, строительство вторых и удлинение станционных путей, реконструкция сортировочных горок, обновление тягового подвижного состава. В 2012 г. с вокзалов и станций Свердловской железной дороги отправлено 36,75 млн пассажиров, что на 1,7% больше, чем в 2011 г. Пассажирооборот на СвЖД в 2012 году вырос на 1,6% к уровню 2011 г. и составил 11,9 млрд пасс/км.
Дорога занимает 2 место по погрузке, обеспечивая 10% объемов погрузки российских железных дорог. Ежесуточно на СвЖД грузится более 347,7 тыс. т таких важнейших грузов, как нефть, металлы, руда, удобрения, строительные грузы. Грузооборот на Свердловской железной дороге в 2012 г. увеличился на 6,8% по сравнению с предыдущим годом и составил 179,58 млрд тарифных тонно-км. Дорога погрузила 127,3 млн т различных грузов (+2,5% к предыдущему году), а по среднесуточной погрузке нефтеналивных грузов установлен абсолютный рекорд. Погрузка нефти и нефтепродуктов составила 83,8 тысяч тонн в сутки, что превышает уровень 2007 г. на 29%, а 1988 г. – в 2 раза [Экономическая география России, 2000, с. 229].
Активно внедряется технология пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов, что особенно важно для сложных горных участков. Запланированное развитие мощности инфраструктуры позволит организовать регулярное движение поездов весом 9000 т и длиной 100 вагонов.
В границах дороги осуществляют свою деятельность 22 филиала ОАО «РЖД» и их структурных подразделений, 29 дочерних и зависимых обществ и их филиалов. Численность персонала подразделений, осуществляющих деятельность на территории Свердловской железной дороги – 92 тысячи человек. Управление СвЖД размещается в г. Екатеринбурге . Ежесуточно по Свердловской магистрали курсирует более 1000 грузовых, 125 пассажирских, более 330 электропоездов. И на всем протяжении их следования железнодорожники обеспечивают надежную работу инфраструктуры и безопасный пропуск подвижного состава.
Для обеспечения пассажирских перевозок на Свердловской дороге работают 47 вокзалов, 418 станций, 3 пассажирских вагонных депо, 550 билетных касс. Создаются все условия для комфортного путешествия: повышается качество обслуживания, вводятся новые вагоны повышенной комфортности с кондиционерами, телевизорами, доступом в Интернет, душевыми комнатами [Официальный сайт ОАО «РЖД», URL].
С 20 мая 2003 г. введен в обращение фирменный поезд «Демидовский экспресс» сообщением Екатеринбург-Санкт-Петербург. Это единственный в России фирменный поезд, который удостоен Диплома созданного по инициативе ЮНЕСКО Международного Демидовского фонда за возрождение и сохранение индустриального, духовного и культурного наследия России.
Сейчас на дороге курсируют 11 фирменных поездов: «Ямал» (Новый Уренгой-Москва), «Кама» (Пермь-Москва), «Екатеринбург» (Екатеринбург-Брест), «Малахит» (Нижний Тагил-Москва), «Тюмень» (Тюмень-Москва), «Демидовский экспресс» (Екатеринбург-Санкт-Петербург), «Югра» (Нижневартовск-Москва), «Северный Урал» (Серов-Москва), «Полярный Урал» (Екатеринбург-Новый Уренгой), «Рифей» (Екатеринбург-Москва), а также поезд класса премиум (Екатеринбург-Москва) «Урал».
С начала 2012 г. на обеспечение безопасности вокзальных комплексов Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов направлено более 90 млн руб. В том числе на охрану объектов – более 61 млн руб., на внедрение интеллектуально-интегрированных комплексных систем безопасности (ИИКСБ) – более 22 млн руб. [Экономическая география и регионалистика, 2010, с. 192-194].
В 2014 г. с вокзалов и станций Свердловской железной дороги отправлено 31,82 млн пассажиров. Через Интернет оформлено более 1,38 млн билетов на поезда дальнего следования. Заметно выросла популярность транзакционных терминалов самообслуживания (ТТС) и регистрации (ТТР). Доля продаж проездных документов через Интернет в поезда дальнего следования постоянно растет и в границах СвЖД в 2014 г. составила 18,5% от общего количества реализованных мест.
Активно внедряются на СвЖД передовые технологии организации перевозочного процесса с использованием современных автоматизированных комплексов, систем обеспечения безопасности движения поездов, современных средств технической диагностики, передачи данных, информатизации, связи и других инноваций. Для обеспечения пассажирских перевозок на дороге работают 47 вокзалов, 418 станций.
Численность персонала Свердловской железной дороги составляет 65 тыс. человек. Кроме того, в границах дороги осуществляют свою деятельность 19структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД", 6 структурных подразделений ОАО "РЖД", 30 дочерних и зависимых обществ и их подразделений. Ежесуточно по Свердловской магистрали курсирует более 1250 грузовых, 100 пассажирских, 320 пригородных поездов. И на всем протяжении их следования железнодорожники обеспечивают надежную работу инфраструктуры и безопасный пропуск подвижного состава [Официальный сайт ОАО «РЖД», URL].
Итак, с открытием движения поездов в конце 1885 г. Тюмень стал крупным перевалочным центром и быстро наращивал экономическую мощь. Поступающие грузы из промышленных городов Пермь, Екатеринбург, Уральских заводов перегружались на баржи, пароходы для следования водным путем в Западную и Восточную Сибирь. Грузы из Сибири, поступающие в Тюмень, летом по воде, зимой санным путем, шли поездами в промышленные районы Урала, а с открытием движения по железной дороге Екатеринбург-Челябинск в 1896 г., грузы из Тюмени имели выход в центральные районы России, Петербург и Москву.
С постройкой железной дороги товарооборот возрос в несколько раз. В этот период наблюдается интенсивный подъем экономики, вводятся новые промышленные предприятия, ведется строительство каменных зданий, открываются учебные заведения, повышается благосостояние средних и низших слоев населения. Проведенная денежная реформа 1896-1897 гг. сделала конвертируемым бумажный рубль, стабилизировала цены. Период с 1886 по 1901 гг. был пиком экономического подъема города Тюмень.
Сооружение Тюмень-Омской железнодорожной линии вызвано было государственными и стратегическими требованиями. Новая дорога должна была разгрузить большие расстояния Сибирской железнодорожной магистрали, не справлявшейся с возрастающим количествам грузов. Рельсовый путь Тюмень-Омск был необходим для развития экономики, промышленности и сельского хозяйства Тюменского края, он внес заметное оживление в торгово-промышленную и сферу Ялуторовского, Ишимского и Курганского уездов.
Тюменское отделение дороги в нынешних границах образовано в 1960 г. при ликвидации Омской железной дороги. В настоящее время Свердловская железная дорога – мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом. Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тыс. км и в северном направлении пересекает Полярный круг. Являясь основой транспортной системы Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, СвЖД по основным показателям входит в первую тройку дорог России и имеет регион обслуживания площадью 1,8 млн кв. км с населением более 10 млн человек – [Официальный сайт ОАО «РЖД», URL].
- Агаева Гульфира Наркисовна История строительства и развития железной дороги Зауралья на материалах Музея истории Тюменского региона обслуживания
- История строительства и развития железной дороги Зауралья на материалах Музея истории Тюменского региона обслуживания Выпускная квалификационная работа
- Транспортная система России
- Глава I. История российских железных дорог в зауралье
- 1.1. История строительства железной дороги на участке Екатеринбург-Тюмень
- 1.2. История строительства железной дороги на участке Тюмень-Омск
- 1.3. Развитие Свердловской железной дороги в хх в., её современное состояние
- Общие характеристики свердловской железной дороги по состоянию на 2008 г.
- Глава 2. Музей истории тюменского региона обслуживания свердловской железной дороги
- 2.1. Основные этапы истории и культурно-образовательной деятельности Музея
- 2.2. Характеристика экспозиции. Проект модернизации
- Железнодорожные музеи бывшего ссср