2.1. Основные этапы истории и культурно-образовательной деятельности Музея
История становления музея начинается в юбилейный год решением руководства отделения дороги, райпрофсожа, которыми руководили Глотов Николай Георгиевич, председатель райпрофсожа Хлыстунов Михаил Павлович. На заседании райпрофсожа было принято постановление об организации на узле Тюмени «Музея боевой и трудовой славы» в честь 50-летия Октябрьской революции. Из ветеранов была создана инициативная группа, возглавляемая первым руководителем музея А.И. Кареловым (1967-1976 гг.), которая развернула среди работников железнодорожного узла большую работу по разъяснению цели и задач музея по сбору материалов и экспонатов. Членами Совета музея были: С.И. Андреев, А.И. Орлов, А.Д. Паутов, А.М. Глушкова, К.И. Шабурова, Т.И. Болдина и др.
3 ноября 1967 г. в торжественной обстановке Музей истории железнодорожного транспорта Тюменского региона был открыт для посещения. Его экспозиция состояла из 4 разделов, раскрывающих следующие темы: «История строительства железной дороги в нашем крае», «В пламени боев 1905-1919 гг.», «Тюменские железнодорожники в годы войны 1941-1945 гг.», «Культура и быт тюменцев». После постройки в 1976 г. нового Дворца культуры, музей был переведен в большое, светлое помещение площадью 160 кв. м. Были смонтированы новые стенды, обновлены темы прежней экспозиции, музей был укомплектован современным инвентарем и оборудованием. Работу музея возглавил ранее работавший на узле председателем райпрофсожа М.П. Хлыстунов (1976-1982 гг.) – старейший из ветеранов, бывший политработник. В музее были созданы хорошие условия для встреч молодежи с ветеранами войны и труда, проведения лекций, чествования передовиков производства, праздничных мероприятий.
В 1982-1984 гг. работу музея возглавляла опытный педагог Валентина Васильевна Ярмольчик. Продолжая традиции, в музее проводилась большая воспитательная работа с молодежью: здесь принимали детей в пионеры, торжественно вручали паспорта. Ветеранами активно проводилась поисковая работа по сбору материалов на дому. Так были собраны воспоминания ветеранов-железнодорожников, готовился новый выставочный материал к юбилейным датам, обновлялась экспозиция. По техническим причинам музей не работал с 1984 по 1988 гг.
В сентябре 1988 г. музей возглавил Владислав Тимофеевич Коптелов (1988-2006 гг.), проработавший 44 года в путевом хозяйстве Ишимского и Тюменского отделений. Он хорошо знал структуру железнодорожного транспорта, обладал необходимыми техническими знаниями, владел информацией об эксплуатации и работе предприятий железнодорожного транспорта от ст. Называевской до Богдановича, от Тюмени до Тобольска Приложение 24).
Организованный совет музея из старых опытных кадров принял решение: дополнить воспитательно-политическую работу музея производственно-исторической. Работа была направлена по двум направлениям: сбор экспонатов через коллективы работников предприятий и поиск материалов в фондах областного краеведческого музея и в архиве. Были обнаружены и при помощи начальника милиции Н.И. Ионова вытребованы два станционных колокола. Работники финансового отдела сдали в музей старые печати: Омской и дороги им. Кагановича. Работники дистанции сигнализации и связи передали в музей книгу «Телеграфия и телефония» 1915 г. издания и др. предметы. В фондах краеведческого музея были обнаружены скопированы уникальные фотографии 1898 г. всех станций от ст. Тура до Ощепково. В областном архиве были найдены материалы постройки железной дороги на г. Омск.
В состав музея входили Анисовец К.В., Кичин Г.А., Кошель А.А., Чемагин В.К., Хакимова Т.С., Бурков В.А. Для активизации работы музея и увеличения количества посетителей Советом музея было принято решение об организации коллективных посещений музея школьниками старших классов, учащимися профессионально-технических училищ (ПТУ), участниками клуба «Юный железнодорожник». В вагон-клубе, предприятиях железной дороги узла постоянно организовывались выставки музея. Совет ветеранов отделения дороги подготовил лекторов и участников бесед с молодежью. Музей Тюменских железнодорожников стал участником объявленного в апреле 1994 г. руководством дороги и дорпрофсожа конкурса на звание лучшего в сохранении исторических и культурных ценностей. Конкурс проводился с целью пропаганды исторических знаний и материалов, в рамках проведения мероприятий в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. По итогам конкурса Музей признан одним из лучших на дороге с присуждением II места и ценного подарка. Приказами начальника отделения железной дороги за плодотворную работу в деле сохранения истории и воспитания подрастающего поколения члены Совета музея неоднократно награждались.
С 1990 г. руководителем музея установлен контакт с центральным музеем ж.д. транспорта. Так были получены уникальные фотографии 1913 г. по приемке железной дороги Тюмень – Омск. Были обновлены и пополнены материалы экспозиции и наглядные пособия. Работа музея была направлена на поиск материалов, пополнения экспозиций, отражающих юбилейную дату 120 лет Свердловской железной дороги С.В. Сакунов обнаружил на территории складов винтовую вагонную упряжь и передал ее в музей. Начальник отдела кадров Конюхов В.Г. привез с квартального объезда семафорный фонарь, использовавшийся на железной дороге 100 лет назад. Руководством отделения дороги оказывалась помощь в финансировании печати фотографий, копирование ценных документов.
Музей Тюменских железнодорожников был участником объявленного в апреле 1994 г. руководством дороги и дорпрофсожа конкурса лучшего в сохранении исторических и культурных ценностей, пропаганды исторических знаний и материалов проведения мероприятий в честь 50-летия Победы в войне 1941-45 гг.
В год 30-летнего юбилея (1997) от руководства дороги и Дорпрофсожа в адрес музея поступила телеграмма следующего содержания: «Руководство дороги и Дорпрофсож поздравляют общественный совет и руководителя В.Т. Коптелова с 30-летием со дня основания музея Тюменского отделения. Отрадно, что ветераны проводят большую воспитательную работу, прививают молодежи любовь и уважение к профессиям железнодорожного транспорта, проявляют инициативу и сохранение исторических традиций Свердловской магистрали». В июне 1999 г. музей посетил зам. Министра путей сообщения В.Н. Морозов (Приложение 25).
В 2005 г. в музее была проведена реконструкция. Фотографии и документы прошли оцифровку. Выставочные стенды оформлены в современном едином стиле, все экспонаты отреставрированы. Произошли изменения и в руководстве музея. В связи с возрастом директор музея В.Т. Коптелов в окт. 2006 г. передал свои полномочия Леониду Дмитриевичу Лапшину. Однако, в этот период музей не получил дополнительного развития, фонды не пополнялись.
В 2009 г. Совет ветеранов Тюменского отделения дороги предложил на должность смотрителя музейных фондов кандидатуру Якова Егоровича Чепик – ветерана труда железнодорожного транспорта, проработавшего на руководящих должностях Тюменского отделения более 52 лет. Я.Е. Чепик удалось оживить работу музея, который стали посещать журналисты, студенты, школьники, ветераны.
«Из одного металла льют медаль за доблесть и за труд» НАЙДИ ЭТУ ГАЗЕТНУЮ СТАТЬЮ И СДЕЛАЙ НА НЕЕ ССЫЛКУ + ДОБАВЬ В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Он родился в 1928 г. в д. Коптевичи Витебской области. Отец – кочегар на бумажной фабрике, мать-колхозница. Когда деревню захватили немцы, старшая сестра ушла в партизаны и погибла в 18 лет, брат служил в морской пехоте. Внезапная болезнь – тиф – на целый год приковала мальчика к постели. После войны он с отличием окончил Оршанский техникум железнодорожного транспорта, получил направление в Тюменское отделение Свердловской железной дороги дежурным по станции «Балаир», что недалеко от Талицы. Оценив его деловые качества, руководство вскоре предложило молодому специалисту должность начальника этой станции. Заочно окончил Уральский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1970 г. его назначили начальником отдела движения, затем заместителем начальника отделения по движению (Приложение 27).
Трудное время настало для тюменских железнодорожников, когда геологи открыли месторождения нефти и газа на строительство ж/д. на север. Поток грузов рос, Я.Е. Чепик и его команда работали по 10-12 часов, не зная выходных и праздников. Для увеличения пропускной способности построили два пути, железнодорожный мост через реку Тобол у ст. Ялуторовск. Ввели электрическую централизацию стрелок и сигналов, автоблокировку. Летом предоставляли шестичасовые «окна» по капитальному ремонту пути на главном ходу. В 1967 г. на ст. Тобольск прибыл первый рабочий поезд, а в 1969-м – первый пассажирский.
Твердо и уверенно держал руку на пульте управления перевозочным процессом Яков Егорович. А обстановка требовала неординарных решений, и он предложил пропускать грузовые поезда сдвоенными. От локомотивных бригад для синхронного ведения состава требуется большое мастерство. Ни в коем случае нельзя допускать растяжений и сжатий, чтобы не выдавить вагоны. Это был риск. Зато два поезда занимают одну нитку графика, что увеличивает пропускную способность участка. В те времена на север уходило много грузов. Поэтому случались коллапсы на путях. Тогда по предложению Чепика на станции Усть-Тавда создали пункт для смены локомотивных бригад. При систематическом неприеме грузовых поездов Сургутским отделением это было абсолютно правильное решение.
В 1983 г. шаровая молния ударила в здание поста электрической централизации на ст. Войновка. В одночасье была парализована работа одной из крупнейших сортировочных станций СССР. Сгорела вся техническая документация. Перестали управляться с пульта входные, выходные, маневровые сигналы, работать сотни стрелочных переводов. Войновка встала. Начальник дороги В.М. Скворцов, оценив ситуацию, сказал: «Десяток таких ЧП на сети одновременно равносильно атомной бомбежке». Для стабилизации обстановки направили Я.Е. Чепика. По его команде в Войновку были вызваны начальники других станций, ревизоры по безопасности движения поездов, опытные дежурные по станции со всего отделения. А маршруты приема и отправления поездов, все маневровые передвижения проводились тогда вручную, по телефонной связи. На это требовалось много времени. Используя длинный, световой день, Чепик дал команду отправлять поезда на видимость. Снова нестандартное решение, ни в какой инструкции не записанное! За неделю станция справилась с поездопотоком, а через месяц уже работала в нормальном режиме.
Был и черный день в жизни Якова Егоровича. Июнь 1972 г. Станция Ламенская. Крушение пассажирского поезда, гибель людей. Причина – погодные условия и человеческий фактор. Прибывший на место ЧП Чепик проявил большое мужество и характер при ликвидации последствий аварии. Ограничились «строгачем», так как все нормативные документы с его стороны выполнены. Яков Егорович удостоен награды МПС – знака «Почетный железнодорожник». Он также награжден орденами «Знак почета», Трудового Красного Знамени, многими медалями, в том числе « За освоение нефтегазового комплекса Западной Сибири». Ветеран труда. Избирался депутатом городского Совета. Отдав железной дороге 52 года безупречной службы, Яков Егорович в 2002 г. вышел на пенсию ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ.
В дальнейшем, в рамках реализации мероприятий по формированию системы корпоративного управления холдинга «Российские железные дороги», во исполнение приказа ОАО «РЖД» от 29.04.2010 № 70 «Об упразднении отделений Свердловской железной дороги», Тюменское отделение дороги, как структурное подразделение было сокращено. Музей был переведен в подчинение Свердловскому дорожному центру научно-технической информации и библиотек Свердловской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги». Заведующей Тюменским музеем истории железнодорожного транспорта была назначена инженер отдела пути Тюменского региона Оношкина Галина Сергеевна, работающая в этой должности до настоящего времени (Приложение 28).
Используя опыт предыдущих коллег, музей продолжает пополнять свои фонды. Самый ценный экспонат был получен 27 нояб. 2013 г. – колокол, который оповещал о прибытии поездов на станции Тюмень с 1885 г. Колокол сохранил ветеран труда железнодорожного транспорта Ефимович Михаил Федорович. Колокол имеет интересное звук – «набат». Металл, из которого отлит колокол, имеет в своем составе бронзу, олово, серебро. Два других станционных колокола имеют другой звук, изготовлены из чугуна и были приобретены службой движения в более поздний период после 1900 г. Во время экскурсий под сводами Дворца культуры «Железнодорожник» звучат голоса станционных колоколов, как звучали они в былые времена на первом Тюменском железнодорожном вокзале (Приложение 29).
Коллекции, собранные в музее за годы его существования, поражают обилием исторических фотографий и документов, уникальных предметов. На подиумах можно увидеть демидовские рельсы, изготовленные на Нижне-Салдинском заводе и современные японские рельсы, винтовую вагонную упряжь, буксы, вагонный буфер, макет грузового вагона, жезловые аппараты Трегера, башмак для закрепления вагонов и пр. В коллекции музея имеется старинный путевой шаблон XIX в., который использовался для промера параметров пути, а также ручной рельсорезный станок, сверлильный станок, переводной механизм стрелочного перевода, рельсовые скрепления. Особую гордость музея представляет уникальная коллекция 16 видов фонарей (паровозных, вагонных, стрелочных, свечных, карбитовых, керосиновых, электрических), а также коллекция старинных станционных часов, переданных диспетчером локомотивного депо, из кабинета отделения дороги, от дежурной по ст. Утяшево (Приложение 30).
Одним из самых интересных экспонатов музея является двухтумбовый стол с кувшинообразными ножками, обрамленными резными деталями в виде львиных голов и столешницей, оформленной по периметру резьбой. По данным экспертизы, проведенной сотрудником Государственного Эрмитажа, искусствоведом Н. Гусевой такая мебель изготовлялась в 1880-1910 гг. в мастерских Санкт-Петербурга и Москвы (Приложении …).
Возможно, именно этим предметом мебели пользовался сам Николай II, когда вместе с семьей, с авг. 1917 по апр. 1918 гг., находился в ссылке в Тобольске. Впрочем, стопроцентного подтверждения тому нет. Но есть несколько очень убедительных фактов. Сопоставил их бывший руководитель железнодорожного музея Владислав Коптелов. Первый раз он обратил внимание на письменный стол в 1965 г., когда в составе комиссии ревизоров по безопасности проверял путевое хозяйство станции Камышлов. Стоял атрибут мебели в кабинете начальника станции, правда, никому о нем ничего известно не было. Позже, в 1972 г., отдыхая в Пицунде, В. Коптелов посетил бывший царский дом, где увидел похожий письменный стол. Вот что писал Коптелов в одной из статей: «Выглядел стол не важно: вместо сукна была фанера, залитая чернилами, лак потускнел, вместо положенных восьми львиных голов было пять. Дистанция гражданских сооружений по нашей просьбе прислала столяра-красногвардейщика В. Бирылева». Когда стол был под охраной музея, вопрос «Как царская мебель оказалось на небольшой станции Транссиба?» стал еще более актуален. Владислав Тимофеевич вплотную занялся расследованием. В результате сложилась логическая цепь событий, с которым связана судьба царского имущества.
В 1917 г. Николай II после отречения находился в Царском Селе. На совещании четырех министров было решено отправить царскую семью в Тобольск в ссылку. Для перевозки царя и его близких было сформировано два состава, один из которых состоял из пяти грузов, спального и вагона- ресторана. Утром 1 авг. 1917 г. с бокового пути станции отправился особый литерный поезд, который увозил семью последнего императора из рода Романовых в далекую Сибирь. Как известно, в Тобольске царя встретили не слишком гостеприимно: помещения были не подготовлены. В итоге в Царское Село была отправлена срочная телеграмма с просьбой прислать необходимую мебель и обстановку. «Тогда и были привезены четыре одинаковых по форме канцелярских стола. На одном из них на тумбах были резные головы – символ царской династии Романовых», – писал В. Коптелов.
Тобольск царская семья покинула 28 апр. 1918 г. После этого большинство императорской мебели было распродано на торгах. Стол же перешел командиру Омского отряда Авраамию Демьянову, который еще во время ссылки охранял царскую семью. Демьянов перевез штабное имущество, в том числе и стол, в Тюмень, и разместил его в штабном вагоне. Во время Гражданской войны царский стол стал трофеем чехословаков: они отправили его в кабинет коменданта на станцию Камышлов. Так, в 1919 г. стол «по наследству» достался начальнику станции. С тех пор стол продолжал стоять в кабинете, где его позже и обнаружил Владислав Коптелов. Точно такие же столы, только без фигур львов, находятся сейчас в Тобольском музее, в кабинете царя и в кабинете начальника госбанка. Еще один стол был куплен в Тобольске антикваром из Кургана. Таким образом, благодаря внимательному отношение бывшего железнодорожника к истории, в Тюмени был сохранен уникальный исторический экспонат.
В числе ценных экспонатов – аппарат Морзе, советский телетайп 1935 г., телефоны из кабины тепловоза, полевые телефоны; телефоны внутренней связи отделения дороги, коллекция энциклопедий железнодорожного транспорта в т.ч. «Энциклопедия железнодорожного транспорта» 1926 г. выпуска. В 2014 г. Музей получил в подарок от машиниста локомотивного депо 39 телефильмов с железнодорожной, военной тематикой, которые используются при проведении мероприятий.
Для посетителей проводятся тематические экскурсии «Тюмень тыловая», «Работа ж.д. транспорта в годы Великой Отечественной войны», «История 38 банно-дезинфекционного поезда», «О паровозе – памятнике ФД – 21-3031», о бронепоезде «Патриот» локомотивного депо Ишим (Приложение 8). Проводятся обзорные познавательные экскурсии: «О строительстве и развитии ж.д. транспорта в регионе». Тюменский детский центр «Радуга», Тюменский областной музейный комплекс проводят тематические экскурсии по городу с обязательным посещением нашего музея. В течение года неоднократно организовываются экскурсии для учащихся тюменских общеобразовательных школ № 91, 25, 63, 59, 30, постоянными посетителями музея являются сотрудники Тюменской детской железной дороги, студенты исторического факультета Тюменского Государственного университета, студенты специальности «Музейное дело и охрана памятников» Тюменской государственной Академии культуры, искусств и социальных технологий. Стало доброй традицией ежегодное посещение в «День знаний» Музея истории железнодорожного транспорта Тюменского региона студентами Тюменского филиала УРГУПС Свердловской железной дороги. 25.02.14 г. для журналистов Тюменских новостей организована встреча с ректором Уральского университета путей сообщения Г.А. Галкиным.
Музей активно сотрудничает со средствами массовой информации. 27 марта 2014 г. был снят телесюжет о встрече журналистов ТРК с первым начальником ст. Тобольск П.Б. Матвиюк. Для подготовки встречи использовались архивные материалы Музея истории ж.д. транспорта, была оформлена выставка «Строительство железной дороги «Тюмень – Тобольск». В 2014 г. в газете «Тюменские известия» к профессиональному празднику железнодорожников вышел ряд статей, в т.ч. «Пути – дороги машиниста Бехтера». В рамках цикла «70 историй о войне» журналист Н.Г. Тереб опубликовала статью «Стальные рельсы победы» о трудовом подвиге железнодорожников во время Великой Отечественной войны.
В мае 2014 г. совместно с руководством Тюменского региона была организована встреча учащихся Детской железной дороги с участницей Великой Отечественной войны Мариновой Верой Дмитриевной. Музей активно работал с организованным в Тюмени детским телевидением «Мир радости». По материалам экспозиции юные журналисты снимали фильм «Об интересных экспонатах музея истории железнодорожного транспорта». 6 октября 2014 г. в газете «Уральская магистраль» опубликована статья Евгении Гусевой «Добро пожаловать!», где была представлена информация о проведенном в музее посвящении молодых специалистов Тюменского региона в профессию «Железнодорожники».
Стало традицией проводить в Музее встречи Совета ветеранов первичных организаций Тюменского узла с руководителями региона. В 2014 г. на одной из встреч был поднят вопрос о необходимости создания мемориала, посвященного участию Тюменских железнодорожников в трудовом и боевом подвиге народа во время Великой Отечественной войны в сквере «Железнодорожников» г. Тюмени. Для этих мероприятий был подготовлен материал «О работе ж.д. транспорта в 1941-1945 гг.».
Музей принял участие в Х городском краеведческом конкурсе, посвященном 70-летнему юбилею Тюменской области, на котором был отмечен за 3 место Дипломом победителя в творческой номинации «Сквозь призму времени». После посещения нашего музея, ученик 4 класса МАО Гимназии № 155 г. Екатеринбурга Александр Кабанов оформил альбом с историческим материалом о тюменском банно-дезинфекционном поезде № 38, сформированном во время Великой Отечественной войны Тюменскими железнодорожниками. Этот ученический альбом под названием «Неизвестные герои. Недосказанные страницы летописи Великой Отечественной войны» Всероссийском конкурсе «Созидание и творчество» был награжден дипломом «Лауреат I степени» в номинации «Культурно-просветительских проектов» г. Обнинск 2014 г. Диплом был вручен 10.10.2014 г. в Историческом Музее г. Москвы. Этот же проект был признан победителем XII городского конкурса научно-исследовательских работ учащихся «Хочу стать академиком» в г. Екатеринбурге в номинации «За актуальность исследования».
- Агаева Гульфира Наркисовна История строительства и развития железной дороги Зауралья на материалах Музея истории Тюменского региона обслуживания
- История строительства и развития железной дороги Зауралья на материалах Музея истории Тюменского региона обслуживания Выпускная квалификационная работа
- Транспортная система России
- Глава I. История российских железных дорог в зауралье
- 1.1. История строительства железной дороги на участке Екатеринбург-Тюмень
- 1.2. История строительства железной дороги на участке Тюмень-Омск
- 1.3. Развитие Свердловской железной дороги в хх в., её современное состояние
- Общие характеристики свердловской железной дороги по состоянию на 2008 г.
- Глава 2. Музей истории тюменского региона обслуживания свердловской железной дороги
- 2.1. Основные этапы истории и культурно-образовательной деятельности Музея
- 2.2. Характеристика экспозиции. Проект модернизации
- Железнодорожные музеи бывшего ссср