logo
Agaeva_G_N_VKR

Транспортная система России

Степень изученности проблемы (историография) ВКР. Работа основана на трудах историков-краеведов П.И. Рощевского, В.П. Кружинова, исследованиях основателя Музея истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги В.Т. Коптелова, научно-популярных публикациях в СМИ, в т.ч. материалах официальных сайтов музеев железнодорожного транспорта России. Нами была использована курсовая работа студентки 2 курса Л.Н. Закомалдиной «История строительства ж.д. на участке Тюмень-Омск», 1998 г. (научный руководитель к. ист. н., профессор кафедры истории, искусствоведения и музейного дела Н.В. Шестакова).

Целью работы является изучение истории строительства и развития железной дороги в Зауралье на материалах Музея истории Тюменского региона обслуживания.

Задачи:

  1. рассмотреть историю строительства железной дороги на участке Екатеринбург-Тюмень;

  2. выявить особенности строительства железной дороги на участке Тюмень-Омск;

  3. дать характеристику развитию железнодорожного транспорта и инфраструктуры Свердловской железной дороги в ХХ в. и начале XXI в.;

  4. выделить основные этапы истории и просветительской деятельности Музея истории Тюменского региона обслуживания;

  5. дать характеристику экспозиции Музея истории Тюменского региона обслуживания, представить проект модернизации части экспозиции.

Объект исследования – история железных дорог Зауралья на участках Екатеринбург-Тюмень и Тюмень-Омск. Предмет исследования – Музей истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги.

Хронологические рамки – конец XIX – ХХ вв. Хронология связана с началом строительства железных дорог Зауралья на участках Екатеринбург-Тюмень, Тюмень-Омск, временем интенсивного развития этой транспортной системы в ХХ в.

Территориальные границы исследования – участок российских железных дорог по Транссибирской магистрали (Москва-Владивосток) на участке Екатеринбург-Тюмень (Свердловская железная дорога), Тюмень-Омск (Тюмень-Ишим – Свердловская железная дорога, Ишим-Омск – Западно-Сибирская железная дорога) (Приложение 1).

Источниковой базой исследования стали фонды и экспозиция Музея истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги.

В работе использованы общенаучные методы исследований: описание, анализ, сравнение, обобщение, а также исторический метод познания, который предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности. 

Структура дипломной работы подчинена логике исследований и состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Во введении обосновывается актуальность дипломной работы, формируются цели и задачи.

Первая глава посвящена изучению истории строительства железной дороги на участках Екатеринбург-Тюмень и Тюмень-Омск, а также развитие Свердловской железной дороги в ХХ в., современное состояние железной дороги.

Во второй главе рассматриваются основные этапы истории и культурно-образовательной деятельности Музея истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги, дается характеристика экспозиции, представлен проект ее модернизации.

В заключении подведены общие выводы работы.

Библиографический список состоит из 60 источников.

Приложения содержат иллюстрации.