logo
SEG_RB_Chast_3

Республики Беларусь:

I — административные районы; // — социально-эколого-экономические районы; III — центры социалъно-эколого-экономических районов; IV — важнейшие субрегиональные

центры

э кономической модели, по-разному проявились в разных регионах и привели к углублению эконо­мических, социальных и экологических различий между ними, к возникновению очагов социальной напряженности, появлению депрессивных, конфликтных, бедствующих и прочих регионов. Особенно актуальна эта тема в России с ее обширной территори­ей, 89 субъектами федерации и резкими региональными контра­стами.

Типология регионов по характеру и степени их проблемности актуальна и для Беларуси. Хотя она не имеет ни обширных пространств, ни столь резких территориальных контрастов как Россия, однако без типологических подходов к развитию даже 15 – 20 внутриреспубликанских ТК (регионов, округов), а тем более 400 предполагаемых административных районов (см. лек­цию 1, ч. 1) трудно осуществлять индикативное территориаль­ное планирование, регулирующее региональную инвестицион­ную, налоговую, финансовую, социальную и экологическую по­литику.

Тема проблемного районирования, разрабатывающаяся в за­рубежных странах с 1930-х гг., в годы развития Беларуси в сос­таве СССР звучала только как наличие диспропорций в региональ­ном развитии и необходимость их устранения при помощи раци­онального размещения производства. В современном понимании проблемные регионы — это территории с кризисной, напряжен­ной, неблагоприятной, острой ситуацией в социальной, экономи­ческой либо экологической сферах. Они могут быть выделены по различным критериям как в границах действующего АТД, так и охватывать часть одного или несколько административно-терри­ториальных подразделений.

В 1980-х гг., т. е. до начала переходного периода, в условиях Беларуси по характеру проблем развития можно было выделить 4 типа проблемных регионов:

• Регионы с чрезмерной территориальной концентрацией производства и населения (в зарубежной региональной экономике их называют «перегретыми»). Это крупнейшие промышлен­ные центры: Минск, Гомель, Витебск, Могилев, по отношению к которым проводилась официальная политика сдерживания, ограничения их роста. Например, запрещалось строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий, которые не связаны непосредственно с обслуживанием населения данных городов. Разрабатывались и иногда реализовыва­лись программы вывода за черту города экологически вредных производств. Лимитировалась численность работающих на пред­приятиях и вводилась плата за привлечение трудовых ресурсов извне.

• Регионы с неблагоприятной экологической ситуацией. К этому типу, например, относились Солигорский промышленный узел и крупнейшие центры химической и нефтехимической про­мышленности: Новополоцк, Светлогорск, Могилев, Гродно, Го­мель. Для крупнейших загрязнителей окружающей среды этих регионов за счет средств соответствующих министерств и ве­домств разрабатывались технико-экономические обоснования, схемы, проекты, меры по уменьшению отрицательного воздейст­вия на природу, другие отрасли хозяйства и здоровье населения. Правда, в большинстве случаев эти проекты и мероприятия не реализовывались.

• Регионы, требующие комплексного освоения их природно-ресурсного потенциала. Классическим примером регионов данного типа может служить Белорусское Полесье, для которого усилиями многих научных и проектных организаций, начиная с 1939 г., периодически разрабатывались и в определенной мере реализовывались (нередко с негативными экологическими по­следствиями) технико-экономический доклад, схемы и проекты сначала осушения и освоения земель Полесской низменности, потом — мелиорации и рационального использования земель, затем – комплексного использования природных ресурсов и развития производительных сил и, наконец — целевая комплекс­ная программа развития и размещения производительных сил Полесья.

• Регионы с недостаточным (низким) уровнем промышлен­ного развития. К их числу относились менее индустриализован­ные западные Брестская и Гродненская области, а также боль­шое количество малых и средних городов республики, не имею­щих прочной социально-экономической базы для развития. По отношению к этим регионам проводилась политика «подтягива­ния» к уровню более индустриализованных восточных областей республики и крупнейших центров. В частности, в пятилетних планах для западных областей предусматривались более высо­кие темпы развития, чем для восточных. В каждой пятилетке определялись малые и средние города, в которых промышленное строительство должно было вестись в первую очередь. Для всех малых и средних городов был разработан каталог промышлен­ных площадок с оценкой затрат на их освоение; в них активно размещались филиалы крупных промышленных предприятий республики.

После чернобыльской катастрофы на территории Беларуси появился новый, ранее неведомый тип проблемных регионов — регионы экологического бедствия — территории, загрязненные в разной степени радионуклидами. Были выделены зоны отчужде­ния, первоочередного и последующего отселения, районы с по­стоянным и периодическим радиологическим контролем. Для решения только текущих проблем этих регионов, охватывавших 23 % территории республики и 20 % ее населения, ежегодно на­правлялось до 20 % бюджетных средств.

Побочным следствием чернобыльской катастрофы можно считать появление еще одного проблемного региона — Белорус­ского Поозерья. Вывод из сельскохозяйственного оборота более 264 тыс. га радиоактивно загрязненных земель потребовал ком­пенсационного освоения мелиоративного земельного фонда в «чистых» районах республики, т. е. в Витебской области. А это — Белорусское Поозерье, которое является, во-первых, очень уязвимым, уникальным природным озерно-лесным комплексом, а во-вторых, единственным оставшимся вне радиационного поля и в связи с этим перспективным рекреационным ресурсом Бела­руси. Поэтому освоение природно-ресурсного потенциала Бело­русского Поозерья возможно только после разработки научно обоснованной целевой комплексной программы и жесткого конт­роля за ее реализацией. Иначе возможны повторение экологиче­ской трагедии Полесья и утрата невозобновимого национального достояния.

Общеэкономический кризис и социально-экономические по­следствия распада в 1991 г. Союза с особой силой проявились в уже названных проблемных регионах. Так, увеличился разрыв в уровнях социально-экономического развития западных и вос­точных областей, крупных, средних и малых городов. Остались нерешенными экологические проблемы центров химической и нефтехимической промышленности. В катастрофическом состо­янии находятся мелиоративные системы Полесья и не востребо­ван его природно-ресурсный потенциал. Все больше из-за не­хватки средств обостряется проблема социально-экономической и экологической реабилитации радиоактивно загрязненных тер­риторий.

На этот неблагоприятный фон проблемных регионов наложились новые проблемы переходного периода и появились но­вые типы проблемных регионов, например, с высоким уровнем безработицы, а значит — с высокой социальной напряженно­стью. При среднем по Беларуси уровне безработицы около 3 % в этих регионах ее официальный уровень может превышать 10 % , а скрытая безработица — более 50 %. Такая бедственная ситуа­ция возникла в тех промышленных центрах (это, как правило, средние и малые города), где размещены предприятия воен­но-промышленного комплекса (ВПК) и другие специализирован­ные предприятия, работавшие на весь Союз и ввозившие сырье, материалы, узлы, детали из-за пределов республики. В совре­менных условиях продукция таких предприятий либо вовсе не нужна из-за демилитаризации экономики, либо не выдерживает конкуренции на внешних рынках из-за высоких затрат на им­порт сырья, материалов и т. п., а на внутреннем рынке в боль­шом количестве не требуется. Типичными представителями про­блемных городов этой категории могут служить Сморгонь и Вилейка.

К проблемным по уровню безработицы относятся и бывшие военные городки, оставшиеся без градообразующей базы после вывода военных подразделений в Россию. Но здесь к безработице добавляются специфические проблемы использования оставлен­ных без хозяина основных фондов, а также экологические. О масштабности этого типа проблемных регионов говорит тот факт, что на начало 1992 г. в Беларуси размещалось 698 воен­ных городков.

Новыми проблемными регионами в связи с распадом СССР стали приграничные территории. Беларусь имеет границу с пя­тью суверенными государствами общей протяженностью 2926 км. Проблемность развития западных приграничных райо­нов заключается, с одной стороны, в резком обрыве сложивших­ся повседневных и периодических социально-бытовых, культур­ных, трудовых связей территорий, граничащих с Латвией и Лит­вой; с другой — в усилении торговых, хозяйственных и социаль­но-культурных связей с Польшей в результате установления без­визового пересечения границы. Изменились, хотя и не столь оче­видно, условия социально-экономического развития районов, граничащих с Украиной и Россией. В целом же приграничные районы Беларуси приобрели новые перспективные функции по обслуживанию транзитных потоков грузов и пассажиров на оживленных магистралях с востока на запад и с севера на юг, а также благоприятные возможности для создания на своей терри­тории свободных экономических зон, совместных предприятий, эффективного международного сотрудничества в рамках созда­ваемых еврорегионов.

В Беларуси переходного периода в официальных документах термин «проблемные регионы» впервые использован в «Основ­ных направлениях социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 1996—2000 годы» в разделе 10. «Региональ­ная политика»: «Объектами особого внимания со стороны госу­дарства станут проблемные регионы, которые выделяются спе­цифическими природными, социально-экономическими и эколо­гическими условиями. К их числу отнесены территории, подверг­шиеся загрязнению радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; Белорусское Полесье, Белорусское Поозе­рье, Минский столичный округ, Солигорский промышленный регион, Новополоцкий промышленный узел; районы, гранича­щие с Польшей, республиками Балтии, Украиной, Российской Федерацией; депрессивные регионы, к которым следует отнести, прежде всего, районы с низким экономическим потенциалом, а также имеющие градообразующие предприятия, находящиеся на стадии банкротства, и высокий уровень безработицы». В «Ос­новных положениях программы социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на 2001—2005 годы» также преду­сматривается «государственная поддержка проблемных регио­нов», но без конкретного их перечня, за исключением выделе­ния в самостоятельный раздел проблемы преодоления последст­вий чернобыльской катастрофы.

Необходимо отметить, что по большому счету вся Беларусь сегодня является проблемным суперрегионом, на ее территории практически нет беспроблемных регионов, а есть регионы с раз­личной степенью проблемности по тем или иным параметрам и с различной значимостью этой проблемности для страны в целом. Поэтому проблемное районирование требует, прежде всего, четко­го определения понятия «проблемный регион», указания на кон­кретный критерий или совокупность критериев с научным обо­снованием используемых показателей. В направлении выработки критериев оценки проблемности и типологии проблемных регио­нов белорусскими экономикогеографами сделаны только первые шаги, хотя выявлению особенностей развития регионов, выде­ляющихся комплексом специфических природных, экологических и социально-экономических показателей и требующих государственной поддержки в решении их проблем, они уделяли и уделяют большое внимание. Например, рассмотрены пробле­мы трансформации отраслевой и территориальной структуры хо­зяйства в связи с последствиями чернобыльской аварии, пробле­мы рационального природопользования в Белорусском Поозе­рье, социально-экономические аспекты комплексного использо­вания природных ресурсов Полесья и др. В последнее время, продолжая развивать идеи И. И. Пирожника об экономико-геог­рафической типологии административных районов страны, Г. В. Ридевский сделал попытку на основе использования огра­ниченной информации и упрощенных расчетов дать типологию административных районов Беларуси по проблемности их разви­тия. Хотя сам автор оговаривается, что для более точной типоло­гии нужны дополнительные исследования, тем не менее, к отно­сительно благополучным по его расчетам можно отнести 4 облас­ти, 50 районов (42 % всех районов), к проблемным — 2 области, 68 районов, в том числе: с проблемами социально-экономическо­го характера — 39 районов (33,1 % всех районов), с экологиче­скими проблемами — 2 области, 22 района (18,6 % всех райо­нов), с комплексом социально-экономических и экологиче­ских — 7 районов (5,9 % всех районов).

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о существенных различиях в обеспечении устойчивого развития регионов Беларуси и об объективной необходимости обоснован­ной региональной политики государства, нацеленной на помощь в решении тех региональных проблем, которые имеют общерес­публиканскую значимость, могут повлиять на устойчивое разви­тие республики в целом и не могут быть решены усилиями са­мих регионов. Важность выработки и реализации оптимальной региональной политики государства на современном этапе под­черкнута в Национальной стратегии устойчивого социально-эко­номического развития Республики Беларусь до 2020 г., в кото­рой, наряду с разделом «Программы устойчивого развития реги­онов», есть раздел «Развитие проблемных регионов. Преодоле­ние последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Учитывая специфику развития проблемных регионов, в сле­дующем разделе курса лекций, посвященном характеристике ре­гионов, будут кратко охарактеризованы и возможные пути ре­шения важнейших региональных проблем.