Основные среднегрупповые показатели местных систем различного функционального типа
Таблица 7
Наименование показателей | Функциональные типы местных систем | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Общая площадь территории, км в том числе, % застроенные территории сельскохозяйственные земли леса 1-й группы охраняемые территории | 1100
6 48 20 19,3 | 800
2,6 34 15 17,6 | 700
1,8 51 10 12,7 | 400
1,3 52 7 7,2 | 500
1,0 38 10 13,8 | 550
0,9 29 22,5 38,3 |
Общая численность населения, тыс. чел. в том числе население центра | 250 215 | 40 25 | 20 8,5 | 7 1,5 | 7 1,7 | 8,5 2,2 |
Удельный вес городского населения, % | 85 | 65 | 45 | 5 | 5 | 10 |
Общая плотность населения, чел./км | 220 | 50 | 30 | 17,5 | 14 | 15 |
Соотношение работающих, % в промышленности в сельском хозяйстве |
85 15 |
60 40 |
35 65 |
15 85 |
10 90 |
5 95 |
Благоустроенный жилищный фонд, % | 72 | 36 | 17 | 6 | 7 | 7,3 |
Количество видов объектов обслуживания | 99 | 57 | 45 | 19 | 20 | 22 |
Местные системы I, II и часто III типа образуют основные зоны активного хозяйственного освоения. Системы IV —VI типов составляют зоны экологического равновесия. Основные показатели развития функциональных типов местных систем приведены в табл. 7.
Далее в ГСКТО была поставлена задача увязать развитие местных систем в рамках 19 сформировавшихся и формирующихся территориально-производственных комплексов, выделенных учеными республики в процессе разработки схем развития и размещения производительных сил в конце 1970-х — начале 1980-х гг. и названных своеобразными социально-экономическими регионами (см. предыдущую лекцию).
По существу в ГСКТО были интегрированы экономические, социальные и экологические критерии районирования, и в результате на территории Беларуси было выделено 20 территориальных комплексов (социально-эколого-экономических регионов) во главе с 20 наиболее крупными хозяйственными центрами (см. рис. 5).
Рис. 5. Схема комплексного социо-эколого-экономического районирования
Беларуси (ГСКТО БССР). Социально-экономические связи центров:
I — зоны повседневных связей; II — зоны устойчивых связей; III — зоны преимущественного влияния; IV — границы территориальных комплексов
В составе каждого из 20 территориальных комплексов (ТК) было сгруппировано по 18—20 местных систем различного функционального типа (промышленных, сельскохозяйственных, природных и т. д.) таким образом, чтобы средние показатели уровня размещения производительных сил в конце 1970-х — начале 1980-х гг. и названных своеобразными социально-экономическими регионами (см. предыдущую лекцию).
По существу в ГСКТО были интегрированы экономические, социальные и экологические критерии районирования, и в результате на территории Беларуси было выделено 20 территориальных комплексов (социально-эколого-экономических регионов) во главе с 20 наиболее крупными хозяйственными центрами (см. рис. 5).
В составе каждого из 20 территориальных комплексов (ТК) было сгруппировано по 18—20 местных систем различного функционального типа (промышленных, сельскохозяйственных, природных и т. д.) таким образом, чтобы средние показатели уровня развитости каждого ТК приближались к средним показателям по республике. Благодаря сочетанию в каждом ТК разнотипных местных систем достигалась экономическая, экологическая и социальная сбалансированность развития его территории. При этом объективно формирующиеся границы ТК не всегда совпадали с административными границами областей.
На основе анализа системы показателей, характеризующих уровень социо-эколого-экономического развития каждого из 20 ТК, были разработаны их типология и направления повышения степени комплексности, социальной, экономической и экологической эффективности для каждого типа. В частности, анализировались следующие 16 показателей: плотность населения, удельный вес городского населения, удельный вес центра в общей численности населения, доля в общей численности производственного персонала, занятых в промышленности и занятых в сельском хозяйстве, индекс экологического состояния относительно среднереспубликанского уровня (поверхностного покрова, водных ресурсов, воздушного бассейна), уровень обеспеченности жильем, уровень обеспеченности жилого фонда инженерным оборудованием (централизованным отоплением, горячим водоснабжением, водопроводом, канализацией), количество объектов обслуживания, плотность дорог с твердым покрытием, плотность линий пассажирского транспорта. В результате были выделены 3 группы ТК по степени социально-экономической развитости и выработаны рекомендации по повышению уровня их комплексности.
К первой группе наиболее развитых (группа А) отнесены 6 ТК: Минский, Витебский, Гомельский, Могилевский, Брестский, Гродненский. Они охватывают 36 % территории Беларуси и концентрируют около 54 % ее населения (5382 тыс. чел. по состоянию на 1985 г.). Учитывая, что для данных ТК характерны самая высокая в республике степень хозяйственной освоенности территории, высокая антропогенная нагрузка на природную среду и их низкая в связи с этим экологическая емкость, по отношению к ним рекомендовались более сдержанные темпы роста. После 2000 г. предусматривалась стабилизация их населения и даже сокращение.
Ко второй группе по степени сформированности (группа Б) отнесены 11 ТК: Барановичский, Борисовский, Оршанский, Молодечненский, Пинский, Лидский, Бобруйский, Мозырский, Слуцко-Солигорский, Полоцко-Новополоцкий, Жлобинский. На их долю приходится 51 % территории Беларуси и 40 % населения. Комплексы этой группы должны получить ускоренные темпы развития главным образом за счет наращивания промышленного, научно-технического и социального потенциала их центров, чтобы последние могли стать многофункциональными центрами. Структурно-отраслевые сдвиги должны идти в направлении от современного преобладания природно-ориентированных отраслей (пищевой, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, промышленности стройматериалов) к отраслям, ориентирующимся на социально-экономические факторы размещения (легкой промышленности, машиностроения). В сельском хозяйстве тех ТК, где трудообеспеченность ниже 9,3 чел. на 100 га сельхозугодий, предлагалось стабилизировать численность работающих в сельском хозяйстве путем увеличения капитальных вложений в развитие социальной инфраструктуры сельской местности.
Третья группа (группа В) — это 3 потенциальных ТК: Глубокский, Житковичский, Кричевский. На них приходится 13 % территории Беларуси и около 6 % населения (570 тыс. чел.). Ставилась задача всемерного развития центров этих систем на основе размещения новостроек. Быстрый прирост их населения возможен только за счет миграционного притока из других ТК, главным образом из комплексов группы А.
При условии выполнения предложенной программы развития 20-ти ТК и 388 местных территориальных систем, разработанный проект территориальной организации хозяйственного комплекса республики должен был обеспечить: равномерное развитие (выравнивание и полное использование) народнохозяйственного потенциала всех территорий республики; сокращение количества районов, где характерна депопуляция населения; интенсификацию общественного производства; рационализацию природопользования; комплексное решение жилищной проблемы для города и села; повышение транспортной доступности мест приложения труда, учреждений бытового и культурного назначения.
Для реализации этих возможностей и управления процессом совершенствования территориальной организации было предложено также реорганизовать административно-территориальное устройство республики — упразднить области, сельские, горпо-селковые, городские советы и перейти на двухзвенное АТД: 20 округов и 388 районов (см. лекцию 1, ч. 1). Однако административно-командная система хозяйствования и преобладание ведомственного подхода к размещению производства, а затем чернобыльская катастрофа, изменение социально-экономической ситуации в связи с распадом СССР, последовавший кризис переходного периода не позволили реализовать комплексный подход к социально-эколого-экономическому развитию объективно сформировавшихся и формирующихся внутриреспубликанских территориальных систем в зонах влияния 20 крупнейших центров.
В современных условиях, когда в стране на постоянной основе разрабатываются Национальная стратегия устойчивого развития на 15-летний период (как узаконенный долгосрочный прогноз), кратко- и среднесрочные прогнозы и программы развития республики, ее областных регионов и г. Минска, в социо-экологоэкономическом районировании вырисовывается актуальное направление — типология административных районов (являющихся базовым уровнем управления территориальным развитием) по уровню, устойчивости, проблемности их социально-экономического развития, а также по их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Об этом свидетельствуют и обновленная после корректировок ГСКТО Республики Беларусь (одобрена Советом Министров в 2000 г.), и предлагаемые учеными (экономистами и экономикогеографами) варианты типологий областей и административных районов республики по различным критериям устойчивости, развитости, комплексности и перспективности развития. Так, обновленная ГСКТО (2000 г.) предусматривает обеспечение устойчивого развития республики на макроуровне на основе концепции поляризованного территориального развития страны — формирования урбанизированного (экономического) каркаса и уравновешивающего его экологического каркаса. Для этого все административные районы, исходя из доминирующей функции, определенной развитием планировочного (урбанизированного и экологического) каркаса и территориальным зонированием, отнесены к одному из 4-х типов регионов: урбанизированным (А. Минского региона, Б. Влияния опорных городов); сельскохозяйственным (А. С высоким агроресурсным потенциалом, Б. С низким агроресурсным потенциалом); природным (А. С крупными природными комплексами, Б. С высоким туристско-рекреационным потенциалом); особым (см. табл. 17 части 1). Для всех функциональных типов и подтипов регионов предложена дифференцированная стратегия их развития. Необходимо отметить, что данная типология близка к экономико-географической типологии административных районов И. И. Пирожника (см. лекцию 19).
Таким образом, в новой ГСКТО, как и у И. И. Пирожника, первичной ячейкой (т. е. на микроуровне) планировочного районирования является административный район, а не более мелкая МТХС (как было в прежней ГСКТО). Роль внутриреспубликанских территориальных систем мезоуровня (которых в прежней ГСКТО было 20) отводится шести областным регионам. Система расселения имеет также три иерархических уровня: макроуровень (национальный), мезоуровень (областной) и микроуровень (районный), что в совокупности должно обеспечить удобный доступ (в пределах одного часа) всему населению к местам приложения труда и объектам социальной инфраструктуры. Предусматривается упорядочение границ административных образований на региональном и местном уровнях (областей и районов).
С критикой новой ГСКТО, в частности, того обстоятельства, что в ней не выделяются, как прежде, внутриреспубликанские ТК мезоуровня (в этой роли используются области), и с обоснованием целесообразности осовремененного социально-эколого-эко-номического районирования с выявлением зон тяготения крупнейших хозяйственных центров страны активно выступает Г. В. Ридевский. Он считает, что административные районы действительно являются оптимальной единицей для социально-эколого-экономического районирования, так как это административно управляемые территории базового уровня и по ним логично получать оперативную информацию о проблемах социально-экономического, демографического и экологического развития регионов. В то же время, по расчетам Г. В. Ридевского, административные районы в подавляющем большинстве не способны служить целям устойчивого развития, так как не обладают высокой сбалансированностью (комплексностью) ресурсного потенциала и не способны решать стоящие перед ними проблемы самостоятельно, а областные регионы представляют собой достаточно случайные конгломераты социально-эколого-экономических регионов. Поэтому в пределах страны необходимо выявить, как и в прежней ГСКТО, конкретные территориальные системы, в границах которых возможно воспроизводство и обеспечение относительно высокой сбалансированности экономического, демографического и экологического потенциалов территории. Используя метол моделирования — представления административных районов в виде графических моделей — геотрионов (трехкомпонентных территориальных систем: природа — хозяйство — население) и ограниченную статистическую информацию (три доступных исходных показателя), Г. В. Ридевский оценил демографический, экономический и природно-ресурсный потенциал всех административных районов, а затем — уровень сбалансированности их ресурсного потенциала. На этой основе, применив метод узлового районирования, он разработал схему социально-эколого-экономического районирования Беларуси, выделив 15 социально-эколого-экономических районов (СЭЭР), объединяющих каждый от 4-х (Пинский СЭЭР) до 21 (Минский) административных районов вокруг района — центра поляризации СЭЭР (рис. 6). Это районирование близко по критериям к районированию в ГСКТО 1980-х гг., но все же отличается от него и методикой разработки (упрощенным набором показателей) и результатами. Так, здесь отсутствуют 5 территориальных комплексов из 20-ти, выделенных в ГСКТО: Молодечненский, Борисовский, Житковичский, Глубокский и Жлобинский. Два первых комплекса включены в состав Минского СЭЭР. Жлобинский — в состав Бобруйского СЭЭР. Глубокский и Житковичский — разделены соответственно между Минским и Полоцким, Солигорским и Мозырским СЭЭР, т. к. они за прошедшие 15 лет так и не сформировались. Г. В. Ридевский считает, что выделенные СЭЭР можно рассматривать как потенциальные административно-территориальные единицы, способные обеспечить устойчивое развитие регионов страны. Из 15 выделенных СЭЭР — 10 можно отнести к районам комплексного (сбалансированного) социально-экономического и экологического развития, а Минский, Гомельский, Полоцкий, Мозырский и Кричевский — к районам острой диспропорциональности социально-экономического и экологического развития.
Несмотря на явную упрощенность использованной методики, подход к социо-эколого-экономическому районированию как средству обеспечения устойчивости развития регионов страны и выделения проблемных регионов разного таксономического уровня для эффективного регионального управления следует считать весьма перспективным.
Особо следует подчеркнуть перспективность проблемного районирования, которое не предполагает сплошного генерального районирования страны, а является избирательным (селективным). Его цель — выявление проблемных регионов, оценка степени их проблемности для разработки на этой основе дифференцированной региональной политики, приоритетности и направлений государственной помощи этим регионам в решении е проблем.
Проблемное районирование, типология районов (регионов, по их проблемности стали очень злободневными темами в постсоветских и постсоциалистических странах, переживших или переживающих кризис переходного периода. Резкий спад производства, высокая инфляция и другие процессы, связанные с распадом СССР и изменением
Рис. 6. Социально-эколого-экономическое районирование
- Часть 3
- Введение
- Экономико-географическое райнорование Беларуси («дзялельня Беларусі на краіны»), по а. Смоличу (1919 – 1923гг.)
- Литература
- Лекция 19
- По с. И. Сидору (1989 г.)
- Укрупненная классификация тпк (социально-экономических регионов) Беларуси и их характеристика (1975 г.)
- Типологические признаки административных районов бсср
- Литература
- Лекция 20
- Основные среднегрупповые показатели местных систем различного функционального типа
- Республики Беларусь:
- Литература
- Экономико-географическая характеристика регионов беларуси лекция 21
- Удельный вес в стране по основным показателям в 2003 г. ( %)
- Сравнительный уровень социально-экономического развития регионов Беларуси (отношение показателей регионов к среднереспубликанским в расчете на одного жителя), 2003 г.
- Брестская область
- Витебская область
- Литература
- Лекция 22
- Гомельская область
- Гродненская область
- Литература
- Лекция 23
- Минская область
- Город Минск
- Могилевская область
- Литература
- Лекция 24 проблемные регионы и «полюса роста» беларуси
- Литература