logo
Obshaya_ShIZA

144.2 Физиологические механизмы образования условных рефлексов.Классические и современные представления о формировании временных связей.

В зоне коркового представительства условного стимула и коркового (или подкоркового) представительства безусловного стимула формируются два очага возбуждения. Очаг возбуждения, вызванный безусловным стимулом внешней или внутренней среды организма, как более сильный (доминантный) притягивает к себе возбуждение из очага более слабого возбуждения, вызванного условным стимулом. После нескольких повторных предъявлений условного и безусловного раздражителей между этими двумя зонами «проторяется» устойчивый путь движения возбуждения: от очага, вызванного условным стимулом, к очагу, вызванному безусловным стимулом. В результате изолированное предъявление только условного стимула теперь приводит к реакции, вызываемой ранее безусловным стимулом.

В качестве главных клеточных элементов центрального механизма образования условного рефлекса выступают вставочные и ассоциативные нейроны коры большого мозга.

Для образования условного рефлекса необходимо соблюдение следующих правил: 1) индифферентный раздражитель (который должен стать условным, сигнальным) должен иметь достаточную силу для возбуждения определенных рецепторов; 2) необходимо, чтобы индифферентный раздражитель подкреплялся безусловным стимулом, причем индифферентный раздражитель должен либо несколько предшествовать, либо предъявляться одновременно с безусловным; 3) необходимо, чтобы раздражитель, используемый в качестве условного, был слабее безусловного. Для выработки условного рефлекса необходимо также нормальное физиологическое состояние корковых и подкорковых структур, образующих центральное представительство соответствующего условного и безусловного стимулов, отсутствие сильных посторонних раздражителей, отсутствие значительных патологических процессов в организме.

При соблюдении указанных условий практически на любой стимул можно выработать условный рефлекс.

Временные связи в зависимости от возраста испытуемых обладают различными свойствами. У семиклассников, как правило, сразу вырабатываются временные связи высокой стойкости, информация которых проявляется как в выработанной системе, так и по отдельности, т. е. в отличном от выработанного порядке. Только у отдельных четырехклассников можно наблюдать временные связи с такими высокими качествами. У большинства же с первого образования временные связи бывают устойчивыми только в такой степени, чтобы проявляться в системе. Чтобы эти связи могли проявляться вне системы, требуется повысить их устойчивость. Ученикам первого класса необходимо с самого начала многократное подкрепление образованных систем, пока их временные связи приобретут необходимую стойкость и смогут проявляться в системах. Вне систем такие временные связи еще не могут проявляться. Для этого требуется повысить их устойчивость путем дополнительных многократных демонстраций сигнальных комплексов.