logo
1-5_26-30_51-55

55. Бизнес - план предпринимателя. Правовое обеспечение

Бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия на ближайшие 3 - 5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. Этот документ анализирует все про­блемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяет способы их решения.

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно – инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка.

Бизнес – план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием:

- организационно – управленческая и финансово – экономическая оценка состояния предприятия;

- выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;

- формирование инвестиционных целей на планируемый период. В бизнес-плане обосновываются:

1.Общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка.

2.Выбор стратегии и тактики конкуренции.

3.Оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Название разделов бизнес-плана условно, используется для концен­трации внимания на его структуре и последовательности составления.

План должен быть достаточно подробным, т.к. он необходим многим:

- потенциальным инвесторам (банкирам);

- сотрудникам, желающим знать свои перспективы, четче пони­мать свои задачи;

- владельцу предприятия (менеджеру), чтобы тщательно про­анализировать свои цели и возможности.

Отсутствие бизнес плана приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала на решение наиболее перспективных задач; создаёт сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить степень отклонения фактически достигнутых результатов от запланированных.

Цель разработки бизнес – плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Задачи бизнес-плана:

1. Сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.

2. Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках.

3. Выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

4. Оценить производственные и непроизводственные издержки.

5. Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.

6. Оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.

Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:

- является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

- может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

- является инструментом добывания финансовых ресурсов;

- представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.

Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.

Структура бизнес-плана:

  1. Исполнительное резюме (обзорный раздел). Это предельно сокращенная версия бизнес-плана (2-3 стр.). Отражает привлекательные моменты, обязательно указывается объем привлекаемых инвестиций или кредитные средства и обязательный срок возврата кредитных средств

  2. Общее описание компании. Отражает основные виды деятельности и характер компании, не вдаваясь в подробности. На какой степени развития находится данный бизнес. Является ли компания производственной, торговой или в сфере услуг. Что и как намерена предлагать клиентам. Где расположена. В каких географических пределах она намерена развиваться. Каковы цели данного бизнеса. Отличие данного предприятия от других компаний

  3. Продукт и услуги. Описать продукции и услуги, выделить привлекательные стороны. Степень готовности продукции или услуг для выход на рынок. Список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром

  4. Маркетинг-план. Разъяснить, как бизнес намеревается появиться на рынке. Определение спроса и возможностей рынка. Анализ конкуренции и др.факторов развития данного бизнеса. Описание стратегии маркетинга данной компании. Результаты исследования рынка. Прогнозы объемов продаж.

  5. Производственный план. Каким будет общий подход к организации производства. Какие источники сырья и материалов предлагаются для использования. Какие технологические процессы будут использоваться. Какое оборудование и мощности необходимы. Каковы требования в отношении трудовых ресурсов (производный персонал, инженерно-технический персонал), административный, условия оплаты и стимулирования труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения персонала по мере развития предприятия.

  6. График выполнения работ (Календарный план). Включает в себя перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации.

  7. Управление и организация. Указывает основных участников будущего предприятия: предприниматель, партнеры, инвесторы, члены совета директоров. Организационная схема предприятия: описание схемы. Каким образом будет проводиться подбор, подготовка сотрудников и оплата.

  8. Капитал и юридическая форма компании. Указывает форму собственности и правовой статус предприятия. Описывает требования компании в отношении капитала в кол-ве и источниках средств. Указывает сколько денег вложил или собирается вложить в предприятие сам предприниматель.

  9. Финансовый план. Документы: 1. Прогноз объемов реализации. 2. Баланс денежных расходов и поступлений. 3. Таблица доходов и затрат. 4. Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия. 5. График достижения безубыточности.

  10. Оценка риска. Оценивается, какие риски наиболее вероятны и какие минимизации рисков возможны: 1. Описание организационных мер профилактики рисков. 2. Излагается программа самострахования или внешнего страхования.

Документы, прилагаемые к бизнес-плану: автобиография руководителей предприятия, подтверждающая их компетенцию и опыт работы. Результаты маркетинговых исследований. Заключения аудиторов. Фотографии образцов продукции. Подробные технические характеристики продукции. План предприятия. План, прилегающий к предприятию территории. Гарантийные письма и контракты с поставщиками и потреб-ми продукции. Договоры аренды, найма, лицензионные соглашения. Заключение гос.надзора по вопросам экологии и безопасности.