47. Перечислите как минимум три значительных изменений системы международных отношений после распада ссср.
Концом Потсдамской эпохи принято считать 1991 г., а именно распад СССР, после которого произошли значительные изменения в системе международных отношений.
Во-первых, распад мирового социалистического лагеря привел к упразднению биполярной системы международных отношений. Это означало конец «холодной войны», то есть конец системному, комплексному противостоянию в экономической, политической, военной идеологической и других сферах, противостоянию, которое время от времени приобретало характер острого конфликтного, кризисного взаимодействия США И СССР. И образование многополярного мира с лидерством США.
Во-вторых, начало Беловежской эпохи характеризуется большим количеством военных конфликтов во всем мире. Впервые с окончания Второй мировой войны вспыхнули вооружённые конфликты в Европе. Например, Осетино-Ингушский и Грузино-Абхазский конфликты, Первая и Вторая Чеченские кампании, цветные революции и др. Резко обострилась борьба за энергетические и прочие ресурсы.
В-третьих, произошла широкомасштабная, можно сказать абсолютная, глобализация мира. Подтверждений этому бесконечное множество, например, действие влиятельных международных организаций, таких как Европейский союз, ООН (хоть и действовала до распада СССР, имела функцию сглаживания конфликта только между враждующими державами), НАТО, МВФ и другие. Глобализацию отражает как повсеместное распространение Интернета и международного туризма, так и возникший в США во второй половине 2008 г. финансовый кризис, переросший впоследствии в системный кризис мирового масштаба.
С распадом СССР мир пережил глубочайшие изменения, начиная с мышления отдельного человека и заканчивая системой международных отношений.
48. В 1992 г. Ф. Фукуяма выпустил книгу «Конец истории и последний человек» ставшей манифестом либеральной демократии. Почему на взгляд Ф. Фукуямы в 1990-х наступил конец истории, какие аргументы он приводит в пользу своей точки зрения. Какие критические позиции по отношению к теории Ф. Фукуямы существуют.
В книге «Конец истории и последний человек» Френсис Фукуяма утверждает, что в 1990-х годах наступил конец истории, а именно эволюция человеческих обществ, прежде всего - их политических систем, не бесконечна, она "остановилась", когда человеческое общество достигло той формы общественного устройства, которая полностью удовлетворяет его потребности, то есть либеральной демократии. Основные доводы автора в пользу этой точки зрения - один относящийся к экономике и науке, второй он назвал "борьбой за признание". Френсис Фукуяма прослеживает глубокой кризис авторитаризма, характерный для последних десятилетий, и всё более уверенное шествие либеральной демократии: «С приближением конца тысячелетия на ринге остался единственный соперник, претендующий на потенциальную универсальность идеологии — либеральная демократия». Например, крах СССР и всего советского лагеря, демократизация стран Центральной и Восточной Европы. Он подчеркивает распространение тенденций глобализации и модернизации, всеобщий характер современных естественных и технических наук, автор сосредоточивается на общности экономического развития. Всё это ведет к либеральной демократии. Чтобы объяснить экономические успехи в рыночно-ориентированных авторитарных странах (Южная Корея, Тайвань, Испания при Франко и Чили при Пиночете), Фукуяма использует второй основной довод, что главная движущая сила истории есть то, что Гегель — Кожев называют борьбой за признание. Важность этого фактора увеличивается с ходом прогресса и модернизации: «По мере того, как люди становятся богаче, образованнее, космополитичнее, они требуют признания своего статуса». В этом Фукуяма видит объяснение стремления к политической свободе, даже в условиях экономически успешных авторитарных режимов. Сам автор пятую часть книги непосредственно посвящает вопросу, действительно ли либеральная демократия полностью удовлетворяет стремление человека к признанию и представляет ли она собой конечный пункт человеческой истории. Хотя, как считает Фукуяма, «либеральная демократия есть наилучшее решение человеческой проблемы», он также приходит к выводу, что ей присущ ряд внутренних «противоречий», из-за которых она может подвергнуться разрушению. Это и трения между свободой и равенством; отсутствие равного признания меньшинствам и бедным; разрушение религиозных и других долиберальных воззрений. Книга «Конец истории и последний человек» получила обильную критику. Большинство рецензентов указывали на крайнюю приверженность идеям либеральной демократии, избирательность в оценке событий и выборе фактов, а также недооценку значимости таких набирающих силу движений, открыто противостоящих распространению либеральной демократии. Жак Деррида, французский философ, считает, что либеральная демократия в своей идеальной предельной форме нигде в мире не существует и «ни США, ни Европейское сообщество отнюдь не достигли стадии совершенного, универсального государства». Френсис Фукуяма не предполагал предстоящий всплеск религиозного фундаментализма, движения антиглобалистов и другие факты, противоречащие постулатам о грядущем глобальном торжестве либеральной демократии. Автор предполагает, что успех либеральной демократии в глобальном масштабе - дело времени, и что это закономерный результат политического развития. Возможно так, но слово предоставляется Истории, которая, даже в определенном автором смысле, еще не закончилась, и вряд ли этот вопрос будет актуален в ближайшее время.
- 2. Напишите небольшое эссе о влиянии Великих географические открытия на социально-экономическое и культурное развитие европейских стран.
- 3. Прочитайте отрывок из письма п. Мартира к графу Тендилье.
- 5. Прочитайте текст документа
- 7. В форме эссе опишите, каким образом протестантизм стимулировал развитие капиталистических отношений.
- 8. Дайте характеристику в виде таблицы основным этапам Английской революции (1640 – 1660 гг.)
- 9. Проанализируйте содержание экономических преобразований Петра I. Что было положительного и что негативного.
- 10. Сравните положение дворянства в России при Петре I и Екатерине II. По каким документам можно проследить изменение этого положения?
- 13. Согласны ли вы с утверждением, что в XVIII веке русская культура стала частью общеевропейской? Почему? Свой ответ обоснуйте.
- 14. Из памфлета Томаса Пейна «Здравый смысл» (1776 г.).
- 15. Прочитайте отрывок из Конституции сша:
- 17. Великая Французская революция в своем развитии прошла несколько этапов, суть которых необходимо раскрыть, заполнив таблицу
- 18. Дайте характеристику в виде таблицы основным этапам Великой Французской революции
- 19. Вторая половина XVIII в. Считается периодом господства в Европе Просвященного абсолютизма, постарайтесь раскрыть суть данного явления. XIX в.
- Развитие промышленности.
- Начало промышленного переворота в Англии.
- Торговля.
- Сельское хозяйство.
- Сдвиги в социальной структуре.
- Французское Просвещение.
- Кризис абсолютизма
- 20. Заполните таблицу: «Правительственные мероприятия по крестьянскому вопросу»
- 21. Почитайте документ:
- 22. Охарактеризуйте изменения в быту и повседневной жизни: а) дворянства, б) купечества, в) духовенства, г) крестьянства во второй половине XIX –начале хх веков.
- 23. Охарактеризуйте три основные тенденции социального развития России во второй половине XIX – начале хх вв.
- 24. Сравните характерные черты течений в революционном народничестве (пропагандистское, бунтарское, заговорщицкое) по следующим параметрам: а) лидеры,
- 25. В начале XIX в. В Англии возникает движение луддитов. В чем заключалась суть этого движения. Какие альтернативные точки зрения на движения луддитов вы знаете?
- 27. В 1789 и 1871 г. Париж оказался в руках революционеров, сопоставьте эти две революции, выделив в них не менее трех общих и различных моментов.
- 1871Год
- 1789Год Признаки революции
- 28. Прочитайте отрывок из документа:
- 29. Сравните индустриализацию в Англии и Германии в виде таблицы
- 30. Сравните модернизацию общества Японии после революции Мэйдзи и России после отмены крепостного права. Что было общим, что – различным? Ответ запишите в форме таблицы.
- 32. Прочитайте отрывок из исторического источника:
- 34. Сравните Первую и Вторую мировую войны, выделите общие и отличные черты в: причинах войны, характере военного противостояния, масштабах, последствиях.
- 35. Опишите влияние Первой Мировой войны на духовную сферу жизни европейского общества. Почему Гертруда Стайн назвала участников войны «потерянным поколением»?
- 36. Сравните «либеральный» (сша) и «тоталитарный» (Италия, Германия) пути выхода из мирового экономического кризиса, выделите общее и отличное. «Либеральный путь» сша.
- 37. В советской литературе существовало мнение о тождественности фашизма и нацизма. На каких сходных чертах двух тоталитарных режимов основана эта точка зрения? в чѐм различия между ними?
- 39. Отрывок из документа:
- 40. Вторая Мировая война считается самым кровавым конфликтом в истории человечества. Составьте таблицу, которая бы показывало данные о странах понесших наибольший урон.
- 41. Прочитайте отрывок из исторического источника:
- 42. В Китае Мао Цзэдун проводит политику «Большого скачка» которая имела для страны катастрофические последствия. Чем была вызвана данная политика. Какие мероприятия в рамках ее реализовались.
- 43. Сравните советский сталинский вариант социализма и реализованную и. Броз Тито в Югославии модель «самоуправляющегося социализма», выделите не менее трех общих и отличных черт.
- 46. В 1979 г. Советские войска вошли в Афганистан, в 2001 г. Это сделали войска нато, сравните эти две военные операции, выделив в них три и более общих и различных черт.
- 47. Перечислите как минимум три значительных изменений системы международных отношений после распада ссср.
- 49. XX век ознаменовался бурным техническим прогрессом, укажите, пять изобретений оказавших, на ваш взгляд, самое большое влияние на человечество и почему.