Краткая история развития агрохимии. Определение. Цели и задачи науки.
Агрономическая химия, или агрохимия, — наука о взаимодействии растений, почвы и удобрений в процессе выращивания сельскохозяйственных культур, о круговороте веществ в земледелии и использовании удобрений для увеличения урожая, улучшения его качества и повышения плодородия почвы.
Главная задача агрохимии — управление круговоротом и балансом химических элементов в системе почва — растение.
Цель агрономической химии — создание наилучших условий питания растений с учетом знания свойств различных видов и форм удобрений, особенностей их взаимодействия с почвой, определение наиболее эффективных форм, способов, сроков применения удобрений.
Времена зарождения земледелия. Примитивные способы земледелия (подсечно-огневой и залежной) – отмечалось быстрое истощение земли.
Римская империя. Прогресс и использование для восстановления и улучшения плодородия почв навоза, сидератов, бобовых культур, применение паров и севооборотов.
Однако все эти приемы базировались знаниях, полученных эмпирическим путем.
в XVI веке французский стекольщик и гончар Бернар Палисси. предположение, что в растениях присутствуют соли или растворы солей. Доказательство тому – зола, которая образуется после сжигания растений. (Считал что растение питается солью и навозом)Теория распространения не получила.
Почти столетие спустя (XVII) голландский исследователь Ян ван Гельмонт проводил опыты с растениями, надеясь установить источники их питания. Ван Гельмонт считал, что все дело – в воде, а почва служит лишь субстратом для прикрепления растений, не участвуя непосредственно в их питании. Эти выводы стали основой водной теории питания растений.
Усомнился в водной теории английский профессор медицины Джон Вудворт в конце того же XVII века. Его опыты показали, что растения лучше развиваются не просто в чистой воде, а в воде, к которой добавлена земля. Но водную теорию его опыты не поколебали.
Но параллельно шло накопление знаний, не согласующихся с этой теорией. Например, немецкий химик Иоганн Глаубер проводил опыты с селитрой, которые показали, что ее использование для выращивания растений позволяет увеличить урожай. Подобные опыты других ученых приводили к выводам о том, что растениям нужны калийные и фосфорнокислые соли.
Только в середине XVIII века Вигману и Польсторфу удалось поколебать уверенность сторонников водной теории питания растений. Они использовали для выращивания растений нейтральный субстрат – платиновую проволоку и промытый кислотой кварцевый песок. Воду для полива брали дистиллированную. Растения в этих опытах погибали сразу же после того, как использовали запасы, содержащиеся в семени, из которого были выращены. Таким образом, было доказано, что для питания растений необходима не только вода.
А что же необходимо еще? На этот вопрос, как казалось, отвечала возникшая тогда же гумусовая теория питания растений.
В конце XVIII в. в Западной Европе была распространена гумусовая теория питания растения, выдвинутая в 1761 г. Шведским химиком Валериусом. И эта теория в будущем окажется опровергнутой. Кроме того, она неправильно объясняла роль минеральных веществ в питании растений, сводя ее лишь к тому, что эти вещества помогают усвоению гумуса.
Открытие процесса фотосинтеза привело к созданию еще одной теории – воздушно-светового питания растений. Хрестоматийные опыты Джозефа Пристли во второй половине XVIII века, в которых он помещал в герметичный сосуд сначала свечу, потом – животное, а после этого – растение, показали, что растения выделяют кислород.
Коренной поворот во взглядах на питание растений вызвало появление в 1840 г. книги немецкого ученого Ю. Либиха «Химия в приложении к земледелию и физиологии», в которой давалась уничтожающая критика гумусовой теории и была сформулирована теория минерального питания растений.
Показав, что истощение почвы различными элементами питания идет неравномерно, Ю. Либих сформулировал «закон минимума», по которому высота урожая зависит от количества минимального (т. е. наиболее недостающего) фактора. Например, если
при выращивании кукурузы недостает азота или цинка, то сколько бы ни вносили фосфора, калия и других элементов, они не смогут поднять урожай.
Именно Либих доказал, что элементы, которые выделяют из золы растений, эти организмы получают из почвы в виде минеральных солей. Он же предложил использовать минеральные удобрения для того, чтобы внести в почву недостающие минеральные вещества.
Впрочем, в своих трудах фон Либих не смог показать роль и источник азота в питании растений, что делало минеральную теорию не полной. А дополнил ее французский химик Жан Батист Буссенго в 1830-40-х годах, проведя ряд опытов и сделав выводы о том, что азот растения получают не из воздуха (как предполагал Либих), а из почвы, причем, также из минеральных солей.
Важным с практической точки зрения является и закон антагонизма ионов, который в XIX веке сформулировал скандинавский ученый Оскар Лев. Согласно ему, отдельные химические элементы, которые находятся в почве или в водном растворе в избытке, препятствуют поглощению растениями других элементов. Отсюда следует, что соотношение элементов в почве должно быть оптимальным.
Исследования Гельригеля (1886) с бобовыми выявили способность этих культур усваивать молекулярный азот атмосферы с помощью развивающихся на их корнях клубеньковых бактерий. Опытами с выращиванием растений на питательных смесях из
минеральных солей была доказана потребность растений в азоте, фосфоре, калии, кальции, магнии, сере, а в последующем — в отдельных микроэлементах, показаны равноценность и незаменимость каждого из элементов минерального питания для растений.
Параллельно с развитием теории питания растений в сельском хозяйстве начинается применение минеральных удобрений. В середине XIX в. в практику сельскохозяйственного производства вошли два минеральных удобрения: чилийская селитра (Na NO3) и суперфосфат В 1865 г. в Стассфурте стали добывать калийные соли.
В России систематические научные исследования в области питания растений и применения удобрений начинаются с 60—70-х годов XIX столетия. Особенно большое значение имели работы А. Н. Энгельгардта, Д. И. Менделеева, П. А. Костычева, К. А.
Тимирязева.
Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920) своими трудами оказал влияние на развитие не только физиологии растений, но и всей нашей агрономической науки. Он высоко ценил вклад Либиха в развитие идей рационального земледелия. Его положения о возврате в почву уносимых с урожаем недостающих в ней питательных веществ и о зависимости урожая от питательного вещества, находящегося в минимуме, К.А. Тимирязев считал основным законом. Главные пути повышения продуктивности земледелия он видел в клеверосеянии и применении минеральных удобрений. К.А. Тимирязев придавал большое значение биологическому синтезу азота бобовыми растениями. К.А. Тимирязев считал необходимым шире использовать вегетационный период.
Дмитрий Николаевич Прянишников – основоположник советской агрохимии – обосновал теорию аммиачного и нитратного питания растений и дал исчерпывающие рекомендации по производству и применению аммиачных удобрений. Им выполнены классические работы по теории азотного обмена. Д.Н. Прянишникову принадлежит заслуга глубокого обоснования условий эффективного применения фосфоритов на кислых почвах, положения о возрастающем плодородии почв, об использовании азота атмосферы биологическим путём в сочетании с азотом минеральных удобрений. Д.Н. Прянишников призывал к максимальному использованию местных удобрений – золы как источника калия, кальция и других зольных элементов. Д.Н. Прянишников первым в нашей стране начал готовить кадры агрономов - агрохимиков
К. К. Гедройц(1872—1932) установил виды поглотительной способности почвы, выяснил, что в процессах обмена, происходящих в почве, участвуют гумус, органические остатки почвы, минеральная часть почвы и микроорганизмы. Трудами К. К. Гедройца
установлена потенциальная кислотность почвы, обоснована теоретическая база для применения известкования и гипсования почв.
- Перечень вопросов к экзамену
- Физиологическая и биохимическая роль азота для растений.
- Периодичность питания растений и ее учет при составлении системы применения удобрений.
- Особенности питания и удобрения картофеля. Определите вынос npk с урожаем основной и побочной продукции 30 т/га картофеля.
- Виды поглотительной способности почв и их роль в питании растений.
- Виды поглотительной способности почв
- Особенности использования в качестве органического удобрения подстилочного и бесподстилочного навоза.
- Оценка нуждаемости почв в известковании в зависимости от свойств почвы (по м.Ф. Корнилову)
- Физиологическая и биохимическая роль фосфора для растений.
- Влияние сроков внесения удобрений на урожайность с/х культур и качество продукции.
- Особенности питания и удобрения ячменя. Определите вынос npk с урожаем основной и побочной продукции 4 т/га ячменя.
- Физиологическая и биохимическая роль микроэлементов для растений (два элемента).
- Влияние форм удобрений на урожайность с/х культур и качество продукции.
- Особенности питания и удобрения озимой пшеницы. Определите вынос npk с урожаем 4,5 т/га.
- Физиологическая и биохимическая роль калия для растений.
- Особенности составления систем удобрения на планируемый урожай. Способы определения доз удобрений.
- Роль кальция, магния и серы в питании растений.
- Виды почвенной кислотности. Их природа, влияние на растения, способы определения и устранения.
- Известкование кислых почв
- Краткая история развития агрохимии. Определение. Цели и задачи науки.
- Зависимость поступления элементов питания в растения от факторов внешней среды
- Определите абсолютный баланс элементов питания в почве за 1 год под посевами озимой пшеницы при внесении n60p60k60 и урожайности 3 т/га.
- Ёмкость поглощения почв и состав поглощённых катионов в разных типах почв. Степень насыщенности почвы основаниями. Роль этих показателей в оценке плодородия почв.
- Виды, состав, способы получения и особенности применения в с/х калийных удобрений.
- Сырые калийные соли.
- Концентрированные калийные удобрения.
- Определите абсолютный баланс элементов питания в почве за 1 год под посадками картофеля при внесении n100p100k150 и урожайности 20 т/га
- Химический состав растений, содержание сухого вещества и основных химических соединений в различных культурах.
- Виды, состав, способы получения и особенности применения фосфорных удобрений.
- Удобрения, содержащие фосфор в водорастворимой форме
- Удобрения, содержащие фосфор, плохо растворимый в слабых кислотах, но растворимый в сильных кислотах.
- Современное представление о питании растений.
- Аммонийные формы азотных удобрений. Состав, способы получения, особенности применения.
- Аммонификация. Понятие. Роль в питании растений и формировании почвенного плодородия.
- Азотфиксация. Понятие. Роль в питании растений и формировании почвенного плодородия.
- Особенности рядкового внесения удобрений. Эффективность, дозы внесения под различные культуры.
- Формы почвенного азота и их доступность для растений.
- Известкование. Понятие. Способы определения доз известковых материалов. Классификация химических мелиорантов.
- Оценка нуждаемости почв в известковании в зависимости от свойств почвы (по м.Ф. Корнилову)
- Особенности питания и удобрения сахарной свеклы. Определите хозяйственный вынос npk с урожаем 45 т/га.
- Формы почвенного фосфора и их доступность для растений.
- Классификация азотных удобрений. Твердые
- Жидкие удобрения
- Нитрификация и денитрификация. Понятие. Роль в питании растений и формировании почвенного плодородия.
- Торф, как органическое удобрение. Виды. Агрохимические свойства.
- Определение места и срока известкования. Способы внесения и заделки известковых материалов. Правила проведения известкования по срокам, способам и месту внесения под отдельные культуры.
- Дозы, способы и сроки проведения подкормок под отдельные культуры.
- Распределите общую дозу внесения n120p70k100 удобрений под озимую пшеницу по срокам и способам внесения.
- Превращения почвенного фосфора в разных типах почв. Роль в питании растений.
- Компосты. Особенности приготовления, хранения и применения.
- Определите баланс питательных элементов на 1га пашни при внесении 25 т/га полуперепревшего навоза крс и n60p60k90 под картофель (урожай 30 т/га)
- Гипсование солонцов. Понятие. Приёмы, сроки, способы, определение потребности. Последующие окультуривающие и мелиоративные мероприятия.
- 20% Натрия в еко).
- Особенности составления систем удобрения при ограниченной обеспеченности ресурсами.
- Основные теории минерального питания растений.
- Особенности известкования севооборотов со льном, картофелем, люпином.
- Явление антагонизма и синергизма ионов. Роль в питании растений.
- Жидкие азотные удобрения. Состав, способы получения, особенности применения.
- Распределите по срокам и способам внесения общую дозу удобрений n100p40k120 под картофель.
- Виды органических удобрений и их питательная ценность для растений.
- Экологическая безопасность применения удобрений в разных почвенно-климатических условиях.
- Особенности питания и удобрения кормовой свеклы. Определите хозяйственный вынос npk с урожаем 50 т/га.
- Минеральная часть почвы, ее значение в питании растений и применении удобрений.
- Амидные и медленнодействующие азотные удобрения. Состав, способы получения, особенности применения.
- Особенности питания и удобрения гороха. Определите вынос npk с урожаем 4 т/га.
- Сложные комплексные удобрения. Особенности применения в с/х.
- Основное внесение разных видов удобрений в различных почвенно-климатических зонах.
- Особенности питания и удобрения яровой пшеницы. Распределите общую дозу минеральных удобрений n80p80k80 под яровую пшеницу по срокам и способам внесения
- Нитратные и аммонийно-нитратный формы азотных удобрений. Состав, способы получения, особенности применения.
- Органическая часть почвы и ее роль в питании растений и применении удобрений.
- Определите дозы рядкового удобрения под культуры звена севооборота: Озимая рожь – однолетние травы – картофель – овёс.
- Агрохимический анализ почвы – его роль и значение для оценки обеспеченности растений элементами питания и корректировки доз удобрений под различные культуры.
- Состав и свойства подстилочного навоза, способы его хранения и их агроэкологическая оценка, сравнительная усвояемость азота, фосфора, калия из навоза и минеральных удобрений.
- Микроудобрения, условия и способы их эффективного применения
- Действие навоза на плодородие почвы, урожай и качество с.-х. Культур
- Использование соломы в качестве субстрата и на удобрение в овощеводстве и плодоводстве
- Оптимальные дозы припосевного удобрения важнейших с.-х. Культур и роль его в питании растений
- Применение удобрений при возделывании льна
- Методика разработки системы применения удобрений в севооборотах
- Календарный план применения удобрений и методика его составления
- Особенности питания и удобрения кукурузы в различных почвенно-климатических зонах
- Возможные сочетания в системе удобрения органических и минеральных удобрений с химическими мелиорантами
- Особенности применения удобрений на легких (песчаных и супесчаных) почвах
- Особенности питания и удобрения подсолнечника на силос и семена