Город Минск
Столица республики, ее политический, экономический, научный и культурный центр, административный центр Минской области и Минского района, самый крупный город и самый крупный промышленно-транспортный узел страны. Площадь (2004 г.) 305 км2, население на 01.01.2004 г. 1741,4 тыс. чел. Делится на 9 административных районов. С 1998 г. функционирует СЭЗ «Минск».
Экономико-географическое положение для выполнения столичных функций благоприятное — город расположен почти в центре страны, на пересечении авто- и железнодорожных магистралей, удобно связал со всеми областными регионами. Столичность и выгодное географическое положение обусловили быстрый рост промышленного потенциала и численности населения после Второй мировой войны вплоть до 1990-х гг.. В 1990-х гг. в связи с кризисом переходного периода темпы промышленного развития замедлились, но Минский столичный городской регион сохранил лидерство среди областных регионов и по социально-демографическому, и по производственно-экономическому, культурно-образовательному, научно-техническому потенциалу. В итоге современный Минск — это многофункциональный мегаполис.
Социально-демографический потенциал Минска, несмотря на снижение темпов роста численности его населения и ставший отрицательным естественный прирост (-0,4 %о в 2003 г.), характеризуется более прогрессивными чертами по сравнению с областными регионами. Только в Минске население продолжает увеличиваться (с 2003 г. и за счет изменения административных границ). Здесь самый низкий удельный вес (16,9 %) населения в возрасте выше пенсионного и самый высокий (67,2 %) — населения в трудоспособном возрасте. По отношению к населению в трудоспособном возрасте (1171,2 тыс. чел. на 01.01.2004 г.) ЭАН составляет 80,8 %, занятое -- 79,5 %, безработные к ЭАН -1,6 %. Это самые лучшие показатели среди регионов страны. Для столицы характерен также самый высокий среди регионов уровень образованности населения (52,6 % занятых в экономике имеют среднее специальное и высшее образование) и самый высокий уровень жизни. По величине денежных доходов на душу населения, средней заработной платы, розничного товарооборота и объема платных услуг на одного жителя. Минск намного опережает остальные регионы и отстает только по обеспеченности жильем (см. табл. 9).
На уровне развития в городе социальной инфраструктуры следует остановиться особо. Как столичный город, Минск сосредотачивает уникальные республиканские объекты социальной инфраструктуры - медицины, социально-культурной сферы, образования, науки, управления (институциональной инфраструктуры), обслуживающие население всей страны. Являясь столицей СНГ, областным и районным центром, имеет многие международные, областные, районные организации. Поэтому уровень развития непроизводственной сферы в Минске объективно должен значительно превосходить среднереспубликанский и остальных регионов. Однако это превосходство в настоящее время невелико. Так, удельный вес занятых в непроизводственной сфере в Минске составляет 35,2 % при среднереспубликанском показателе 32,6 % . В то же время столичный Минск в числе отраслей специализации во внутриреспубликанском разделении труда, кроме высокоразвитой промышленности и других отраслей материального производства, имеет ряд отраслей непроизводственной сферы. Это высшее образование, культурная, научно-техническая и финансово-кредитная сферы, управление. Так, в Минске сосредоточено 56 % всех вузов и 55 % всего количества студентов вузов республики; 62 % организаций, выполняющих исследования и разработки, и 76 % от общего количества занятых исследованиями и разработками; 24 % занятых в сфере культуры и искусства, 34% - в финансово-кредитной и страховой сфере, более 24 % занятых в сфере управления страны.
Производственно-экономический потенциал Минска очень высок. Его основой является промышленность, которая производит 21,3 % республиканского объема промышленной продукции и в которой работает 27 % всех занятых города. На втором месте по занятости в сфере материального производства находятся торговля и общепит (16,7 %), затем следуют строительство (10,1%), транспорт и связь (8,5 %).
Промышленность Минска многоотраслевая, но с сильным преобладанием в объеме выпускаемой продукции машиностроения и металлообработки (54,3 %). Высок также удельный вес пищевой промышленности (12,2 %) и электроэнергетики (10,9 %). Развиты легкая (5,1 %) и промышленность строительных материалов (5,8 %), представлены химическая (3,6 %) и лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (3 %).
Специализацию промышленности города определяет машиностроение. В Минске производится 52 % республиканской машиностроительной продукции, в том числе все трактора, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды, силовые трансформаторы, строительные погрузчики, бытовые холодильники и морозильники, 96 % грузовых автомобилей и автобусов, 73 % автомобильных прицепов и полуприцепов, 27 % снегоочистителей, 5<: подшипников качения, почти 69 % продукции приборостроения, 81 % бытовых часов, 55 % телевизоров. Самыми крупными предприятиями отрасли являются производственные объединения и заводы: тракторный, автомобильный, «Интеграл», приборостроительный, «Горизонт», моторный, вычислительной техники, «Беломо», подшипниковый, «Атлант», колесных тягачей.
Легкая промышленность, значительно снизившая объемы производства в 1990-х гг., специализируется на выпуске шерстяных тканей (81 % республиканского производства), корсетных изделий (85 %), швейной продукции, обуви, кожгалантерейные изделий. Наиболее крупные предприятия: «Камволь», «Милавица», «Элема», СП «ЛеГранд» и «Отико», «Галантея».
В промышленности строительных материалов к специализирующим относится производство керамическом плитки для внутренней облицовки стен (76 % республиканского выпуск санитарных керамических изделий, строительного гипса (100 %), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной — производство мебели и обоев (30 % общереспубликанского объема).
Среди предприятий пищевой промышленности, которые многочисленны и в основном ориентированы на удовлетворение потребностей жителей города, поставками на экспорт выделяются кондитерские фабрики «Коммунарка» и «Слодыч», маргариновый завод. В Минске производится около 33 % республиканского объема кондитерских изделий, 43 % майонеза, 100 % шампанского, 88 % коньяка, около 33 % минеральных вод, 33 % папирос и сигарет.
Минск, находясь на пересечении трансъевропейских стратегических путей, является крупнейшим транспортным и информационно-коммуникационным узлом страны. На его долю приходится 20 % республиканского грузооборота автомобильного транспорта и более трети железнодорожных перевозок. Через аэропорты Минска авиакомпаниями СНГ и других зарубежных стран осуществляются регулярные и внерейсовые полеты. Сложной системой является развитый внутригородской транспорт (метро, троллейбусный, трамвайный, автомобильный, маршрутные такси), обеспечивающий пассажиро- и грузоперевозки. Ускоренными темпами развиваются телефонизация города (самый высокий уровень в стране), новые виды связи: сотовая, радиотелефонная, пейджинговая, транкинговая, электронная, видеотелефонная, Интернет.
Благодаря сосредоточению основного научно-технического потенциала страны Минск обладает высоким инновационным потенциалом. Здесь, хотя и медленно, создаются малые инновационные предприятия (на Минск приходится почти 80 % малых инновационно ориентированных фирм республики), новые гибкие инновационные структуры — технопарки, научные и технологические инкубаторы, центры трансфера технологий и др., призванные концентрировать научно-технический потенциал для решения новых задач по совершенствованию техники и технологий.
Лидерство Минска среди регионов по большинству социально-экономических показателей не означает отсутствия проблем, тормозящих его дальнейшее развитие. В первую очередь это экологические проблемы, связанные с чрезмерной концентрацией промышленности, транспорта и населения в пределах ограниченной территории. Выбросы и стоки предприятий, твердые промышленные и бытовые отходы, выбросы автотранспорта, шум, вибрации, электромагнитные излучения, качество воды, наличие эколого-опасных объектов позволяют отнести Минский столичный регион к числу экологически проблемных регионов страны. Не соответствуют статусу столицы гипертрофированное развитие промышленности III и IV технологических укладов и недостаточный уровень развития сферы обслуживания. Поэтому, в разработанном стратегическом плане устойчивого развития г. Минска на период до 2020 г. стратегия развития города кратко формулируется как «5 городов — в одном» и раскрывается следующим образом: «Минск — город здоровья и высоких социальных стандартов», «Минск — город знаний и высоких технологий», «Минск — город-центр международных коммуникаций», «Минск — город, привлекательный для предпринимательства и инвестиций», «Минск — город, развивающий демократию с широким участием граждан». Реализация этой стратегии должна, с одной стороны, обеспечить высокое качество жизни нынешних и будущих поколений горожан, а с другой — более эффективно использовать накопленный потенциал города и его ресурс столичности.
- Часть 3
- Введение
- Экономико-географическое райнорование Беларуси («дзялельня Беларусі на краіны»), по а. Смоличу (1919 – 1923гг.)
- Литература
- Лекция 19
- По с. И. Сидору (1989 г.)
- Укрупненная классификация тпк (социально-экономических регионов) Беларуси и их характеристика (1975 г.)
- Типологические признаки административных районов бсср
- Литература
- Лекция 20
- Основные среднегрупповые показатели местных систем различного функционального типа
- Республики Беларусь:
- Литература
- Экономико-географическая характеристика регионов беларуси лекция 21
- Удельный вес в стране по основным показателям в 2003 г. ( %)
- Сравнительный уровень социально-экономического развития регионов Беларуси (отношение показателей регионов к среднереспубликанским в расчете на одного жителя), 2003 г.
- Брестская область
- Витебская область
- Литература
- Лекция 22
- Гомельская область
- Гродненская область
- Литература
- Лекция 23
- Минская область
- Город Минск
- Могилевская область
- Литература
- Лекция 24 проблемные регионы и «полюса роста» беларуси
- Литература