Лекция 24 проблемные регионы и «полюса роста» беларуси
Сущность и важность проблемного районирования страны, типология ее проблемных регионов с краткой характеристикой тех из них, которые в настоящее время включены в официальные прогнозные и программные документы, уже рассмотрены в лекции 20. Более подробная экономико-географическая характеристика крупных проблемных регионов — Чернобыльской зоны, Белорусского Полесья и Белорусского Поозерья — содержится в работах, перечисленных в списке литературы к данной лекции. Поэтому в настоящей лекции внимание акцентируется только на стратегиях перехода проблемных регионов к устойчивому развитию.
Самый проблемный регион Беларуси, имеющий официальный статус региона экологического бедствия, — это территории, загрязненные в результате катастрофы на ЧАЭС. Стратегия устойчивого развития территорий радиоактивного загрязнения до 2020 г. должна исходить из цели обеспечения повышения благосостояния проживающего здесь населения на основе комплексной эколого-радиологической и социально-экономической реабилитации загрязненного региона. Достижение главной цели предполагает решение следующих важнейших задач:
• сохранение здоровья граждан, пострадавших от радиоактивного воздействия, с достижением на загрязненных территориях сбалансированной половозрастной структуры населения и среднереспубликанских показателей продолжительности жизни;
• преодоление бедности, безработицы, рост доходов, рационализация социальной защиты пострадавшего населения на основе восстановления хозяйства на загрязненных территориях, активизации инвестиционной деятельности, создания условий для развития малого и среднего предпринимательства, фермерства;
• улучшение бытовых и социально-культурных условий проживания людей в загрязненных населенных пунктах (особенно в сельской местности), сохранение историко-культурного наследия;
• повсеместный непрерывный радиационный мониторинг земельных, водных, лесных и минерально-сырьевых ресурсов, сохранение природных экосистем;
• восстановление хозяйственного потенциала пострадавших регионов и в первую очередь наиболее пострадавших отраслей (сельского и лесного хозяйства) с обеспечением радиационно-безопасных условий работы и производства «чистой» и конкурентоспособной продукции:
• проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, обеспечивающих снижение воздействия радиации на человека и экосистемы;
• совершенствование нормативно-правовой базы по защите пострадавшего населения и развитию загрязненных регионов.
В разные периоды времени приоритетность в решении задач по преодолению последствий катастрофы может изменяться, однако радиационный мониторинг природных комплексов, контроль производимой продукции и предотвращение миграции радионуклидов остаются приоритетными направлениями во всех периодах.
В 2006—2010 гг. важнейшими задачами по восстановлению пострадавших регионов должны стать: медицинская защита и оздоровление пострадавших граждан, защитные мероприятия в сельском и лесном хозяйстве, обеспечение занятости населения (в том числе путем развития малого бизнеса, фермерства) и рост его доходов, повышение эффективности производственной деятельности.
В 2011—2015 гг. должно быть обеспечено улучшение демографической ситуации в пострадавших регионах на базе эффективной медицинской защиты, роста доходов населения, активной государственной поддержки семьи, формирования здорового образа жизни и др.
В 2016 — 2020 гг. в условиях улучшения радиационной обстановки и восстановления хозяйственного комплекса пострадавшие регионы должны максимально интегрироваться в экономический комплекс страны, обеспечить переход к новой технологической стадии развития.
Механизм реализации государственной и региональной политики преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС включает разработку Государственной программы преодоления последствий чернобыльской катастрофы на среднесрочный период, программ социально-экономической реабилитации и развития пострадавших административных районов, программ и проектов совместных действий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках приграничного сотрудничества Беларуси, Украины, России и международных организаций. Деятельность по разработке программ и мониторингу их реализации предполагает создание на национальном уровне системы отслеживания показателей, характеризующих радиационную обстановку, уровень социально-экономического развития пострадавших регионов, а также увязку прогнозных параметров реабилитации территорий радиоактивного загрязнения с макроэкономическими показателями и финансовыми возможностями страны, областей и субъектов хозяйствования.
Актуальной для Беларуси остается деятельность по организации эффективного международного сотрудничества в области радиационной безопасности и гуманитарной помощи пострадавшим гражданам. В этом направлении необходимо расширять связи с организациями ООН, зарубежными правительствами, общественными организациями и частными лицами.
Рациональное использование и охрана природно-ресурсного потенциала Белорусского Полесья — уникального природного комплекса (части Полесской низменности), занимающего на юге республики более 6 млн. га (около 30 % территории страны) - является важнейшим условием устойчивого развития этого обширного региона, Беларуси в целом, а также фактором обеспечения экологической стабильности в общеевропейском масштабе. Стратегической целью развития Белорусского Полесья до 2020 г. должно стать прекращение процессов деградации этой крупной общеевропейского средообразующего значения природной экосистемы и обеспечение перехода региона к устойчивому, сбалансированному социо-эколого-экономическому развитию. Для достижения этой цели необходимо поэтапно решить комплекс взаимосвязанных задач по биосферно-совместимому природопользованию и осуществлению технической и технологической модернизации всех отраслей хозяйства.
На первом этапе (2006—2010 гг.) необходимо обеспечить выполнение всех нереализованных заданий, предусмотренных осуществляемыми к Полесском регионе государственными программами по сохранению и использованию мелиорированных земель, развитию сельского хозяйства, защите населенных мест и сельскохозяйственных земель от наводнений, преодолению последствий катастрофы на ЧЛЭС, а также положений откорректированной «Схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь», разрозненных локальных схем, проектов и программ природоохранной направленности; разработку новой «Стратегии устойчивого развития Белорусского Полесья до 2020 г.», обосновывающей конкретные мероприятия по использованию и охране земельных, водных, биологических, минерально-сырьевых ресурсов, снижению темпов утраты биологического и ландшафтного разнообразия, модернизации мелиоративных систем и использования мелиорированных земель региона в тесной увязке с перспективными направлениями развития отраслей хозяйства, повышения уровня и качества жизни населения, развитием международного сотрудничества в решении полесских проблем; создание нормативно-правовой и информационной базы, а также механизма реализации мероприятий новой региональной стратегии, предусматривающего привлечение на основе партнерства средств заинтересованных международных, республиканских и местных организаций.
На втором (2011—2015 гг.) этапе необходимо предусмотреть достижение целевых параметров по оптимизации устойчивого использования и охраны природного комплекса Белорусского Полесья как региона общеевропейской средообразующей значимости: создать в Полесье единую каркасную экологическую сеть охраняемых природных территорий и биосферных резерватов международного класса (совместно с Украиной и Польшей) и интегрировать ее в общеевропейскую экологическую сеть, сформировать инфраструктуру для развития экологического туризма, экологизировать добывающие отрасли (калийную, нефтяную, строительных материалов и др.).
На третьем (2016—2020 гг.) этапе должна быть решена задача перехода региона к устойчивому развитию на основе стабилизировавшейся экологической ситуации и повышения эффективности функционирования, добывающих отраслей, ландшафтно-адаптированного и радиологически безопасного сельского хозяйства, всемерного развития наукоемких производств в СЭ Бреста и Гомеля, активизации малого и среднего бизнеса (особенно фермерства) с обеспечением в итоге повышения уровня и качества жизни населения Полесья.
Специфическими природно-экологическими условиями выделяется Белорусское Поозерье — природный регион площадью около 5 млн. га (24 % территории и 16 % населения республики), занимающий северную часть страны.
Стратегия биосферно-совместимого природопользования Белорусском Поозерье должна до 2020 г. обеспечить: переспециализацию сельхозпредприятий с учетом оценки агроэкологического потенциала различных ландшафтов и их экологически допустимого упрощения; тщательную экологическую проработку методов мелиорации земель с учетом особенностей региона; обоснованное хозяйственное использование озер с их эколого-экого-экономической оценкой и регламентированием природоохранных мероприятий; резервирование территорий для рекреационного использования; совершенствование природно-заповедного фонда в целях формирования экологического каркаса региона и включения Белорусского Поозерья в общеевропейскую экологическую сеть; развитие экологического и охотничьего туризма; более полное использование при развитии лесопромышленного комплекса ресурсов дикорастущих грибов, ягод, лекарственных растений, подсочного хозяйства; экологизацию производства в промышленных центрах; согласование решения экологических проблем с сопредельными странами и привлечение иностранных инвестиций на осуществление экологических проектов.
На первом этапе (2006—2010 гг.) внимание должно быть сосредоточено на разработке современной стратегии рекреационного освоения региона: оптимизации экологического каркаса и формировании экологической сети региона; создании и развитии инфраструктуры для экологического туризма и рекреации в Браславском и Нарочанском национальных парках и на других природоохранных территориях. Особое внимание должно быть уделено экологизации производства в Новополоцком промузле, т. к. Новополоцк занимает первое место среди городов Беларуси по количеству выбросов в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками — около 14 % их общего количества по республике. Модернизация крупнейших нефтехимических предприятий промузла с соблюдением жестких экологических требований должна стать обязательным условием осуществляемого процесса их разгосударствления и приватизации.
Экологически проблемным регионом Беларуси является также Минский столичный округ, включающий Минск и Минский район. Его основная экологическая проблема и важнейшая цель стратегии устойчивого развития — необходимость обеспечения качества окружающей среды жителям в самом урбанизированном регионе страны, где на площади, составляющей чуть больше 1 % территории Беларуси, сосредоточено 18 % ее населения и более 21 % ее промышленного производства.
Население Минского столичного округа сегодня имеет самые высокие в стране показатели уровня жизни, образованности, самый низкий уровень безработицы. В то же время г. Минск занимает второе место среди городов страны по объему выбросов в атмосферу загрязнений стационарными источниками и на его долю приходится около 10 % всех суммарных выбросов в атмосферу страны, а также около 25 % от общего сброса по республике сточных вод, содержащих загрязненные вещества. В соответствии с комплексной оценкой загрязнения окружающей среды г. Минска 30 % его территории характеризуется «крайне неблагоприятной» экологической ситуацией, 35 % - - «неблагоприятной». На территории Минского района доля таких территорий также достаточна высока.
Кроме экологического аспекта, проблемность в развитии Минского столичного округа заключается в несоответствии структуры его хозяйства выполнению столичных функций (чрезмерное развитие промышленности и недостаточное — сферы обслуживания), в необходимости расширения административных границ города и округа для оптимизации территориальной организации всей Минской агломерации. Эти и другие проблемы Минского столичного округа поставлены и в определенной мере нашли решение в утвержденном в 2030 г. генеральном плане развития г. Минска до 2030 г., а также в Концепции и комплексной городской программе «Минск — здоровый чистый город».
Некоторые проблемы развития приграничных территорий в настоящее время решаются в рамках созданных еврорегионов «Неман», «Буг» и создающегося еврорегиона «Днепр», а также в ряде совместных проектов по созданию и согласованию порядка функционирования в приграничных регионах охраняемых природных территорий. Деятельность в этом направлении необходимо активизировать, как и развитие приграничного сотрудничества в социально-экономической сфере.
Устойчивое развитие депрессивных районов, к которым практически могут быть отнесены все сельскохозяйственные районы и малые города страны, может быть обеспечено лишь в результате решения макроэкономических проблем страны и разработки по каждому административно-территориальному подразделению местной «Повестки дня на XXI век» с широким участием общественных организаций.
На протяжении прогнозируемого 15-летнего периода перечень проблемных регионов, острота региональных проблем и приоритетность в их решении могут изменяться, поэтому одним из важнейших направлений исследований устойчивого развития страны должно стать ее проблемное социо-эколого-экономическое районирование и постоянный мониторинг степени проблемности территориальных подразделений всех рангов с целью предупреждения появления новых проблемных регионов и своевременного преодоления несбалансированности в социально-экономическом и экологическом развитии на региональном и локальном уровнях.
Во всех проблемных регионах важным фактором активизации инвестиционной и инновационной деятельности должны стать «полюса роста» — образованные здесь свободные экономические зоны, а также создание специальных региональных агентств, советов, фондов, организующих деятельность по комплексному, сбалансированному региональному развитию совместно с республиканскими и местными органами управления.
- Часть 3
- Введение
- Экономико-географическое райнорование Беларуси («дзялельня Беларусі на краіны»), по а. Смоличу (1919 – 1923гг.)
- Литература
- Лекция 19
- По с. И. Сидору (1989 г.)
- Укрупненная классификация тпк (социально-экономических регионов) Беларуси и их характеристика (1975 г.)
- Типологические признаки административных районов бсср
- Литература
- Лекция 20
- Основные среднегрупповые показатели местных систем различного функционального типа
- Республики Беларусь:
- Литература
- Экономико-географическая характеристика регионов беларуси лекция 21
- Удельный вес в стране по основным показателям в 2003 г. ( %)
- Сравнительный уровень социально-экономического развития регионов Беларуси (отношение показателей регионов к среднереспубликанским в расчете на одного жителя), 2003 г.
- Брестская область
- Витебская область
- Литература
- Лекция 22
- Гомельская область
- Гродненская область
- Литература
- Лекция 23
- Минская область
- Город Минск
- Могилевская область
- Литература
- Лекция 24 проблемные регионы и «полюса роста» беларуси
- Литература