logo search
BILYeT_po_ekonomike

С 26 ущность, задачи и функции цены.

Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара. Другими словами, это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.

Каждое предприятие, производя продукцию, планирует ее реализовать и получить оплату, называемую денежной выручкой. Объем денежной выручки напрямую зависит от цены на продукцию.

Денежная выручка = Объем реализованной продукции х Цена реализации

От цены напрямую зависят экономическая эффективность с/х. производства, сумма прибыли, рентабельность реализуемой продукции. Интересы общества заключаются в оптимальном уровне цен, что достигается действием рыночных рычагов – спроса и предложения, и методами государственного регулирования – законодательством, налогообложением, кредитной политикой и т.д. В условиях рыночных отношений роль цены значительно возрастает для каждой коммерческой организации. От уровня цены зависят:

Под структурой цен понимают соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

В состав и структуру розничной цены на продукцию предприятий входят:

Отпускная цена предприятия

Оптовая розничная цена

Розничная цена

Цена, как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций в экономике, к их числу относятся:

  1. Учетная или измерительная функция цены отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции и с ее помощью определяются все стоимостные показатели: ВП, ВД, ЧД, П, МДЗ и т.д.,

  2. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

  3. Стимулирующая функция – рост цен на продукцию стимулирует ускорение НТП, улучшение качества и увеличение объема выпуска продукции и спроса на нее.

  4. Регулирующая функция – цена - основной инструмент уравновешивания спроса и предложения на продукцию.

  5. Контрольная функция – цена служит инструментом учета и контроля расхода и использования материальных и природных ресурсов (вода, земля и т.д.).

  6. Плановая функция – с помощью цен осуществляется планирование производства и распределение продукции в стоимостном выражении.

  7. Социальная функция – цены способствуют распределению доходов и расходов населения, влияют на доступность населения к различным видам товаров и услуг.